Круги общения влияют и на мировоззрение, и на благополучие жизни человека, а на писателя особенно! В последнее время психологи убеждают всех, что полезно время от времени менять тот или круг общения. На первом месте по важности и влиянию на нашу жизнь стоят ближние круги, но для писательского роста весьма важен и профессиональный круг общения – круг пишущих людей.
Как формируются круги общения общения?
Заметим, что круг общения определяется развитием нашей личности. Еще в школе мы стремимся попасть в круг ребят, резвящихся так, как и мы и сами хотим. В чем-то мы оказываемся похожи на них, а в чем-то отличаемся, и пока объединяющих моментов больше, мы вращаемся в том кругу. Иногда этот круг друзей детства с годами сливается с нашим ближним родственным кругом, на глазах которого происходят все главные события нашей жизни. И тогда основой становится дружба с опорой на общие ценности и духовную близость на долгие годы нашей жизни (круг от 5 до 15 чел.).
Но чаще динамика смены кругов возрастает со временем. Жизнь продолжается, одноклассники сменяются однокурсниками, потом коллегами по работе. С кем-то мы сближаемся, от кого-то отдаляемся. Вначале этот процесс носит спонтанный, индивидуальный, характер: расстались с другом, с коллегой, с товарищем по интересам, а позже созревает изменение определенной группы, компании, кружка и круга. И это время расширения количества значимых людей (где-то до 50 чел.)
Лет до 22-25 круги общения формируются спонтанно, дружбы чередуются с влюбленностями – иногда мы входим в круг друзей своего избранника, но такое случается нечасто. Затем приходит осознанность, и следующие 10 лет формируются (и где-то замораживаются) круги общения, которые сохраняются порой до поздней зрелости, до пожилого возраста.
Нужно ли волевым действием менять свой круг общения?
Иногда мы меняем ближний круг общения, расстаемся даже с некоторыми родственниками или с друзьями детства-юности. Для перехода на новый круг общения должны созреть причины. Бывает, что даже ближний круг общения тянет вниз, замедляет наш рост по социальной лестнице. Например, идущие по краю закона, агрессивные или винящие других за свои страдания алкаши, просто эгоистичные товарищи, вспоминающие о вас лишь тогда, когда от вас можно что-то взять. И тогда человек волевым движением отодвигается от таких. Хотя окончательно рвать с кругом родственников вряд ли стоит. Лучше попытаться наполнить его своей любовью, однако не выкладываясь из последних сил.
Мы здесь не будет углубляться в тему разрыва с близким кругом. Если возникла проблема, то лучше провести терапию с психологом по данному профилю.
В целом же, круг общения может сформироваться по любому признаку: по путешествиям, по занятиям в секции, по общественной работе в вашем доме, во дворе. Но особенное значение в нашем - писательском, - случае приобретает общение в литературном кругу.
Писательские круги разной глубины
Писательские круги в наше время бывают удаленные (интернетные) и реальные, с живым общением. Про интернетное общение здесь особенно распространяться не буду: каждый сам рано или поздно примыкает к какой-либо группе пишущих. Достаточно в ВКонтакте пошарить, и вы увидите много блогов или сообществ писательской тематики. Существуют виртуальные клубы и на разных платформах самопубликации, и при коммерческом самиздате. И несомненно удаленные писательские школы и виртуальные курсы. Иногда через удаленное общение удается выйти на живое, особенно молодым (до 35 лет) авторам.
Про живые круги, где кучкуются наши коллеги-писатели - о них у нас тоже уже возникали разговоры, - но повторю еще раз. Итак, основные места, сквозь которых пробиваются тропиночки в "писательский круг общения":
– учебные литературные курсы в вашем городе;
– кружки литераторов при библиотеках и при доме писателя;
– посещение общедоступных мероприятий при Союзе писателей.
Посетить какие-нибудь живые курсы, пусть и коммерческие курсы, всегда полезно. Но общего круга они не формируют. После окончания курсов встречи и отношения, как правило, прекращаются. Однако могут завязаться ниточки связей, через которые вы впоследствии попадете в какой-то более-более устойчивый круг писательского общения.
Зато кружки при библиотеках или при местном Доме писателей более устойчивы. Однако они бывают разного уровня, разной глубины. Так я долгое время ходила в один клуб при библиотеке недалеко от дома. название было внушительное: Литературное собрание "Соратники". Ведущими были два члена Союза писателей - два поэта: мужчина и женщина, но и прозаики там собирались. Притом еще и альманах выпускался, где за деньги можно было опубликовать.
Почти на каждой встрече, кто-то читал свои стихи, кто-то пел на гитаре (гитара попала на несколько фоток этой галереи). А я, помнится, как-то прочитала лекцию про архетипы - это было мое первое выступление в клубе. И позже еще какие-то просветительские темы вела. И раз другой выступала со своими рассказами.
Посещали этот клуб самые разные люди: и члены СП (несколько их было), и ученые-филологи, и даже вдовы известных писателей, продвигавших творчество почивших супругов. В клубе проводились и литературные вечера, и и отмечались общенародные праздники. Клуб и ныне продолжает свою деятельность, хотя и в несколько ином формате. К сожалению, "иных уж нет, а те далече".
Это была первая моя литтусовка, где я приобрела полезные писателю навыки и сведения: научилась выступать перед публикой; через литераторов с регалиями получила приглашение выступить в главной библиотеке города - "Публичке"; стала публиковаться в коммерческих альманахах и выпустила самиздатом свою первую книжку рассказов.
Но со временем начала уставать от такого оживленного времяпровождения, и, поступив на литературные курсы, перестала посещать Литсобрание "Соратники". К тому же у меня много времени уходило на написание романов.
Я стала искать более серьезные писательские круги, и посещать разные мероприятия Союзов писателей и книжные ярмарки. В них собирались более глубокие писатели, и сами встречи носили более интересный характер. Впрочем, эти все шаги внедрения в литсреду, в настоящий "круг писателей" у меня описаны в других статьях. Ссылки на них даю ниже.
Замечу, что я никогда не ставила перед собой абстрактную задачу "внедриться в круг", мной двигали лишь любопытство и интерес к людям. Но теперь, оглядываясь назад, вижу, что интуитивно двигалась в правильном направлении. Всегда хотела узнать больше о литпроцессе и о других писателях. Общение с ними обогащало меня как человека, и как писателя. Вхождение в очередной писательский круг наполняло меня внутренней силой и содержанием.