Рассказываем, каково было расти в Древней Римской империи — от игры в бабки и деревянных мечей до побоев, долга и ужасающей детской смертности.
Для детей по всей территории Древнего Рима жизнь начиналась стремительно, но часто заканчивалась рано. Почти сразу после того, как ребёнок учился ходить, от него ожидали послушания, труда и подготовки к жизни, полной обязанностей — будь то в роли земледельца, солдата, гражданина или матери.
«Фактически, как только ты научился ходить, ты начинал работать — такова была детская жизнь в античном мире», — говорит историк и телеведущая Беттани Хьюз. — «Ты носил послания, от тебя ждали помощи по хозяйству, и, безусловно, это было крайне тяжело».
Но как детство в Древнем Риме соотносится с современным опытом? И смогли бы сегодняшние дети выжить на улицах античного города?
Как римляне воспитывали детей
Римское общество было глубоко иерархичным, и эта структура начиналась с семьи. Хотя матери играли центральную роль в раннем уходе за детьми, окончательная власть принадлежала отцу. Патерфамилиас — глава семьи — имел юридическое право управлять всей семьёй, включая возможность наказывать или отрекаться от детей. И дисциплина могла быть жестокой.
«Их секли тростниками и плетьми», — говорит Хьюз. «Это был совершенно другой опыт по сравнению с детьми XXI века».
Хьюз поясняет, что многое из того, что мы знаем о детстве и родительстве в Древнем Риме, мы черпаем из трудов римских авторов, которые не стеснялись давать советы по воспитанию — зачастую в суровом или морализаторском тоне.
«Римляне очень любили поучать, как надо и не надо поступать», — отмечает Хьюз. «Существовал подход "пощадишь розгу — испортишь ребёнка", и он уходил корнями в Древний Рим, а уже потом перекочевал в викторианскую Англию».
Жёсткое воспитание оправдывалось заботой о высшем благе, а строгость отражала более широкие римские идеалы. Самоконтроль, выносливость и послушание считались ключевыми добродетелями — и всё это начиналось с детства.
Обрядовые этапы жизни римского ребёнка
Несмотря на все тяготы, дети в Риме не были исключены из социальной или культурной жизни, и подобные моменты помогали формировать у них чувство идентичности и принадлежности к обществу.
«Детям в Риме разрешалось посещать праздники — и это был один из способов узнать своё общество», — объясняет Хьюз.
Одним из таких событий были Паренталии, проходившие в феврале, когда семьи посещали гробницы предков, чтобы почтить умерших и выразить уважение к семейной линии.
«Существовали целые праздники, посвящённые предкам», — говорит Хьюз. «Ты должен был прийти, чтобы показать: ты понимаешь, что за твоей спиной стоит целое генеалогическое древо».
Для мальчиков в подростковом возрасте важнейший переход происходил в марте, во время праздника Либералии — это был ритуал совершеннолетия, в рамках которого юноши получали тогу вирилис, или «тогу мужественности». Этот наряд символизировал их новый статус — полноправного гражданина Рима. Хьюз называет это «обрядом инициации, доказывающим, что они стали настоящими мужчинами».
Дети также принимали участие в декабрьском празднике Сатурналии, который включал пиршества, обмен подарками и элементы смены ролей — черты, которые позже повлияли на традиции празднования Рождества.
Игрушки, игры и «боевые» забавы
Помимо праздников, в жизни римских детей были и более будничные, но радостные моменты. Археологические находки показывают, что у детей, особенно из обеспеченных семей, были игрушки и настольные игры.
Игры могли быть очень простыми — с фишками, сделанными из дешёвых или выброшенных материалов. Хьюз рассказывает, как играли в бабки — когда несколько мелких предметов подбрасывали, и очки начислялись в зависимости от того, как они упали. Эти бабки были «лодыжечными костями овец, коз и свиней».
«Это было действительно, действительно популярно», — добавляет Хьюз. «Кажется, в античности бабки играли вообще все».
Дети из знатных семей имели доступ к более изощрённым игрушкам. «Если вы были по-настоящему богаты, — говорит она, — у вас могли быть мини-колесницы, запряжённые козами — такой игрушкой мог похвастаться зажиточный римский ребёнок».
Милитаризм был глубоко укоренён в культуре Рима, и это касалось и игрушек. «Мальчикам дарили деревянные кинжалы и мечи для тренировочных боёв».
Также существовали куклы, и они были куда сложнее, чем можно было бы ожидать. Иногда их делали из терракоты или слоновой кости, и у них были подвижные конечности.
«Нам часто кажется, что мы делаем всё лучше, чем люди в прошлом», — говорит Хьюз. «Но если посмотреть на их кукол, они были по-настоящему продвинутыми: с подвижными руками, ногами, шеей».
Взросление под тенью смерти
Однако не все дети успевали поиграть в бабки или прокатиться в козлиной повозке. Детская смертность в Древнем Риме была пугающе высокой.
Историкисчитают, что от 30 до 50 процентов детей умирали, не дожив до десяти лет. Болезни, плохое питание и ограниченный доступ к медицинской помощи представляли постоянную угрозу. Римские семьи часто имели много детей, понимая, что выживут не все.
Тем не менее умерших детей оплакивали. Надгробия, барельефы и надписи свидетельствуют о глубоком горе римских родителей и их стремлении увековечить память о погибших. Но вместе с тем существовало и определённое стоическое принятие этого — ещё одна причина, по которой детей с ранних лет учили взрослой жизни.
Мог бы современный ребёнок выжить в Древнем Риме? Ему пришлось бы выдерживать тяжёлую работу и физические наказания. Но помимо физической выносливости, потребовалась бы и полная смена отношения к жизни. Детство в Риме строилось на долге, иерархии и стойкости — по сути, это был короткий, но суровый период подготовки к взрослой жизни, в которой не допускалось ошибок.
И всё же, удивительным образом, некоторые стороны римского детства были бы современному ребёнку знакомы: игрушки, семейные обряды, церемонии взросления, праздники. Это были узнаваемые моменты детской радости на фоне весьма жестокой реальности.