Найти в Дзене

Сознание: Как мозг рождает субъективный опыт? Гипотезы: квантовые процессы, эмерджентность нейросетей.

Ох, этот вечный спор под названием "Сознание"! Ученые столетиями ломают мозги (вот ирония!) над тем, как кусок мяса в черепной коробке – этакая теплая, влажная и слегка дрожащая брокколи – вдруг начинает чувствовать запах кофе, ненавидеть понедельники и рыдать над рекламой щенков. Гипотезы? Пожалуйста! Одни шепчут про квантовые фокусы в микротрубочках нейронов: мол, электрон тут подумал, волновая функция там коллапсировала – и бац, осознал себя любимого! "Оркестрируемая Объективная Редукция" звучит как название рок-группы из 70-х, но на деле это попытка объяснить душу квантовой солитоникой. Критики фыркают: "Ребята, мозг – не суперкомпьютер в вакууме! Он теплый, мокрый и шумный, как стиральная машина с барабаном из желе! Где там удерживать квантовую когерентность? Пока вы пытаетесь, ваш мозг уже успел передумать трижды и вспомнить, что забыл выключить утюг!" Другие ученые, почесывая бороды, тычут пальцем в эмерджентность нейросетей: "Зачем вам кванты, если можно просто взять триллио

Ох, этот вечный спор под названием "Сознание"! Ученые столетиями ломают мозги (вот ирония!) над тем, как кусок мяса в черепной коробке – этакая теплая, влажная и слегка дрожащая брокколи – вдруг начинает чувствовать запах кофе, ненавидеть понедельники и рыдать над рекламой щенков. Гипотезы? Пожалуйста!

Одни шепчут про квантовые фокусы в микротрубочках нейронов: мол, электрон тут подумал, волновая функция там коллапсировала – и бац, осознал себя любимого! "Оркестрируемая Объективная Редукция" звучит как название рок-группы из 70-х, но на деле это попытка объяснить душу квантовой солитоникой.

Критики фыркают: "Ребята, мозг – не суперкомпьютер в вакууме! Он теплый, мокрый и шумный, как стиральная машина с барабаном из желе! Где там удерживать квантовую когерентность?

Пока вы пытаетесь, ваш мозг уже успел передумать трижды и вспомнить, что забыл выключить утюг!"

Другие ученые, почесывая бороды, тычут пальцем в эмерджентность нейросетей: "Зачем вам кванты, если можно просто взять триллион нейронов, запихать их в тесную коробку, заставить их трещать электричеством и обмениваться сплетнями (то бишь, нейротрансмиттерами)?" Вот эта адская дискотека, где разные зоны мозга синхронизируются в глобальном рабочем пространстве (представьте себе нейронный "Стадион Лужиники" во время концерта), или нарабатывают такую степень интеграции информации (IIT), что система вдруг плюхается на диван и бормочет: "Я ЕСТЬ! И этот суп слишком соленый!" – вот это, говорят, и есть сознание. Эмерджентность – это когда из простых правил (нейрон А сказал нейрону Б) рождается нечто совершенно новое и непредсказуемое, вроде любви к опере или умения жонглировать.

А теперь – барабанная дробь – парадокс с птичками! Да-да, те самые пернатые товарищи, чей мозг размером с грецкий орех (и без нашей шикарной коры!), тихонько чирикают во сне! Не просто так, а сложные трели! Получается, их нейронные сети, пусть и попроще, тоже умеют в фоновом режиме варить какой-то свой "субъективный бульон"? Может, они репетируют серенады? Или им снится, что они орлы?

Этот факт – как пощечина человеческому высокомерию! Наши грандиозные теории о квантах и эмерджентности, а тут птичка спит и поет – и все! Ее мозг, без всяких микротрубочек и философских трактатов, просто делает что-то очень похожее на внутренний опыт, на "мысленную прокрутку"! Это кричит: "Эй, двуногие!

Ищите общие принципы, а не только в своем навороченном процессоре!" Так что пока одни колдуют над формулами, пытаясь поймать за хвост квантового гремлина сознания, а другие строят карты нейронной активности, пытаясь найти точку G... то есть, точку "Я", птички просто спят и чирикают, напоминая нам, что самая большая загадка – это как черт возьми этот теплый, мокрый, трещащий нейронами комок умудряется не только управлять телом, но и испытывать страх темноты, восторг от музыки и смущение при виде этой самой разобранной на запчасти "мясной брокколи" в зеркале. И да, возможно, главный ответ – просто заткнуть мозг и наслаждаться полетом (или сновидением о полете, если вы воробей).