Найти в Дзене
Спасти сценариста

Анализ фильма «Дважды рожденный» (особенные флэшбэки).

Год производства - 1983 Страна - СССР Сюжет простой, но напряженный: после потопления советского судна выживает лишь новобранец Андрей. Преодолевая холод и голод, он пробирается к земле по льду Белого моря, чтобы найти своих и передать ценные письма погибших бойцов, только его преследует немецкий истребитель, пилотируемый асом. События в настоящем времени прерывают сцены-воспоминания главного героя, а также его грёзы и фантазии, основанные на этих воспоминаниях. Эти сцены нестандартно построены и интересно вплетаются в реальность, в них сложно отделить правду от вымысла. Основная роль большинства этих сцен для героя – раскрыть его внутреннее состояние, отвлечь его от сложных условий и дать ему сил следовать дальше. Сначала Андрей вспоминает свою семью, но только это выражено не в конкретном воспоминании, а в представлении героя о том, как жили родные, когда он попал на фронт: мама, бабушка и сестры читают от него фронтовые письма, бабушка называет Андрея хвастуном. Спустя несколько сц

Год производства - 1983

Страна - СССР

Сюжет простой, но напряженный: после потопления советского судна выживает лишь новобранец Андрей. Преодолевая холод и голод, он пробирается к земле по льду Белого моря, чтобы найти своих и передать ценные письма погибших бойцов, только его преследует немецкий истребитель, пилотируемый асом.

События в настоящем времени прерывают сцены-воспоминания главного героя, а также его грёзы и фантазии, основанные на этих воспоминаниях. Эти сцены нестандартно построены и интересно вплетаются в реальность, в них сложно отделить правду от вымысла. Основная роль большинства этих сцен для героя – раскрыть его внутреннее состояние, отвлечь его от сложных условий и дать ему сил следовать дальше.

Сначала Андрей вспоминает свою семью, но только это выражено не в конкретном воспоминании, а в представлении героя о том, как жили родные, когда он попал на фронт: мама, бабушка и сестры читают от него фронтовые письма, бабушка называет Андрея хвастуном.

Спустя несколько сцен в настоящем Андрей грезит – вот он возвращается в родную деревню с войны, на его груди несколько медалей, он обнимает девушку, но она отказывает в женитьбе. Возможно, девушка ему отказала до войны, но уже в реальности он продолжает с ней разговор, отвлекаясь от своего бессилия, холода и голода.

Дальше, накрывшись найденным парашютом, он засыпает и видит сон. Этот сон может быть основан не только на воспоминании, но и на вымысле Андрея: его родная деревня, летний луг, он сам - спит на траве, и ему снится другой сон. Получается сон во сне: каюта еще непотопленного судна, еще непогибшая корабельная медсестра ухаживает за больным Андреем. Потом следует возвращение в первый сон: девушка настырно будит его. Парень просыпается и видит в небе немецкий истребитель. В сон врывается реальность – фашистский самолет атакует героя.

Андрей совсем окоченел. Теперь он снова то ли вспоминает, то ли воображает: его мама накрывает его одеялом и своей шалью, распиливает пилой дрова, чтобы протопить ими дом. Следует возврат к настоящему – Андрей ножом разрезает на куски деревянный приклад винтовки, разводит огонь и согревается. Получается, воспоминание (или вымысел) подало герою идею, как спастись.

Нечасто, но сами воспоминания и желания героя отражаются в репликах, например, Андрей произносит: «Вернусь, костёр разведу. Кострище».

В финале сил практически нет, но Андрей продолжает идти. До леса и позиции своих остаётся метров сто, но в небе навстречу герою мчится немецкий истребитель. Теперь события настоящего перемежаются с эпизодом из сна, когда Андрей спал на траве и его будила девушка, но теперь рядом с ними деревенские жители и мама Андрея. Она выкрикивает ругательства немецкому истребителю, атаковавшему деревню, но конкретно переживает за сына: «Ну что он тебе сделал, ну?». Возникает иллюзия, что мама Андрея выкрикивает оскорбления лётчику, преследующего сына в реальности.

Получается, что в истории, настоящее, прошлое и воображаемое переплетены и связаны. Такой нетривиальный приём производит неоднозначный, но сильный эффект, работающий на сопереживание герою и погружение зрителя в повествование.

Способы поддержки канала: поставить лайк; сделать репост; подписаться на
группу Вконтакте, на телеграм-канал; задонатить, нажав на кнопку "Поддержать". Спасибо за внимание!