Летом 2004 года во время проведения археологических раскопок на городище Старая Рязань к участникам экспедиции обратились владельцы одной из усадеб, расположенных на территории так называемого Северного городища. Они показали археологам два плоских бронзовых изделия круглой формы, на выпуклой стороне которых просматривались сохранившиеся изображения.
Согласно несколько сбивчивым сообщениям информатора, предметы были найдены покойным владельцем усадьбы В.В. Печниковым. Однако, более или менее точное место находки указано не было. Не исключено, что нынешние владельцы усадьбы были склонны отводить внимание археологов от собственного огорода, где вероятно и были найдены эти две бронзовые матрицы для изготовления рельефных медальонов - именно так изделия были атрибутированы археологами.
Матрицы использовались средневековыми ювелирами для "тиражирования" популярных мотивов, которые оттискивались на тонких серебряных пластинках. Интересно, что на оборотной стороне сохранились древние риски, указывающие, где у матрицы верх. Очевидно, при оттискивании изображений матрица использовалась лицевой стороной вниз.
Обе матрицы уже после находки подверглись довольно значительным повреждениям - по ним прошлись напильником, очевидно, пытаясь установить наличие драгоценного металла.
Однако археологам удалось расчистить их. Какого же было их удивление, когда на одной матрице обнаружилось изображение выдающегося полководца Александра Македонского.
Правда, оно было не такое красивое, как на знаменитой мозаике, найденной в Помпеях
На одной из матриц, найденных в том месте, где 800 лет назад располагалась первая столица Рязанского княжества, был изображен широко распространенный в средневековом искусстве сюжет "Полёт Александра Македонского". Он связан с легендарным эпизодом средневековых версий Псевдо-Каллисфенова романа об Александре.
«Я [Александр] приказал взять из числа птиц, [обитавших] в этом месте, двух. Это были огромные птицы, белые и ручные, ибо, увидев нас, они не убежали. Некоторые из воинов поднялись к ним на плечи, и они подняли их и взлетели. Они питались дикими зверями, а многие из птиц приходили к нам ради павших лошадей. Выбрав двух из этих птиц, я приказал не кормить их три дня. А на третий день я приказал изготовить из дерева род ярма и привязать его к их шеям. Затем я поручил принести бычью кожу и положить ее посреди ярма. Так, соорудив нечто вроде корзины, я вошел в ее середину, крепко держа копье в семь локтей длиной, на конце которого была лошадиная печень. Тотчас же птицы взлетели, чтобы съесть печень, и я поднялся вместе с ними в воздух, так что, казалось, я был близко от неба. Я сильно дрожал, ощущая холод воздуха и ветер, производимый крыльями птиц. Потом внезапно я увидел перед собой человекообразную птицу, которая сказала мне: “О Александр! Зачем, не познав земного, ты стремишься познать небесное? Возвращайся скорее на землю, пока ты не стал пищей птиц…”
И я повернул по высшей воле и спустился на землю, далеко от стана, в семи днях пути. Я был наполовину мертв».
Полёт Александра Македонского в средневековой литературе — это предел человеческого могущества, говоря о котором, многие авторы не забывали упомянуть о тщете людских стремлений достичь неба в здешней жизни.
Жизнеописание Александра Великого распространилось в Византии с 5 века, а с 11-12 вв. было известно и на Руси. Культ Александра, идеального и мудрого правителя, преемниками которого считали себя многие византийские императоры, служил упрочению их власти.
В 11-12 вв. экономические, политические и культурные связи Руси и Византии были особенно тесными. Идея сильной державной власти, столь популярная в Византии, была близка и русским князьям.
Поэтому очевидно, что матрица с Александром Македонским, обнаруженная на Старой Рязани, использовалась ювелиром для изготовления пластин, украшавших престижные вещи великокняжеского двора. Хотя ее композиция, как говорят искусствоведы, подверглась деградации. Что это значит? Смысл сюжета о вознесении Александра был частично утрачен.
Вот, как выглядит старорязанская матрица
Прежде всего, на ней отсутствует изображение колесницы или хотя бы некой "корзины", в которой должен восседать великий завоеватель. Несущие его грифоны представлены без крыльев, что противоречит самой идее вознесения / полёта. Наконец, вместо того, чтобы держать в руках копья с приманкой, побуждающих грифонов подниматься, Александр представлен ухватившимся за их клювы.
Для сравнения:
сцена полёта Александра Македонского на фасаде собора св. Марка в Венеции
рельеф на фасаде собора в Фиденце (Италия)
византийская серебряная чаша 13 века, найденная в Приобье
Стоит сказать о том, что Александр Македонский - не единственный античный герой, отметившийся в средневековой Рязани.
В 2020 году при исследовании так называемой "усадьбы ювелира" было найдено 48 матриц для тиснения украшений и их деталей. На лицевой стороне одной из них после расчистки археологи обнаружили изображение кентавра с мечом и щитом.
Этот предмет явно неместного происхождения. Исследователи предполагают, что он был изготовлен западноевропейскими или византийскими мастерами.