Найти в Дзене
Владимир Манукян

О преемственности в пианизме

Написать эту небольшую статью меня заставило одно обстоятельство: все чаще сталкиваюсь с некоей «периодической замкнутостью» среди, казалось бы, неплохих и понимающих профессионалов. Их предпочтения все чаще ориентированы на людей, живущих сейчас или ушедших от нас не так давно; однако, порой, увлекшись творчеством современных представителей фортепианного искусства, мы забываем о прошлых поколениях пианистов. А ведь это не просто диковина, но, воистину, совершенно другая трактовка, другое восприятие музыки…  Слушая мастеров, таких как Нейгауз, Фейнберг, Рахманинов, нетрудно прийти к заключению, что их игра ничуть не уступает по качеству игре современной. Наоборот - она как-то странно, в хорошем смысле слова, дается как некий набросок, как абсолютно вневременное явление. К такому стилю из современных примыкает, в частности, А. Володось, однако и его исполнения не являются даже похожими на исполнения вышеупомянутых мастеров. Они как-бы своей игрой утвердили то, что называется потолком,

С. Рихтер и Г. Г. Нейгауз
С. Рихтер и Г. Г. Нейгауз

Написать эту небольшую статью меня заставило одно обстоятельство: все чаще сталкиваюсь с некоей «периодической замкнутостью» среди, казалось бы, неплохих и понимающих профессионалов. Их предпочтения все чаще ориентированы на людей, живущих сейчас или ушедших от нас не так давно; однако, порой, увлекшись творчеством современных представителей фортепианного искусства, мы забываем о прошлых поколениях пианистов. А ведь это не просто диковина, но, воистину, совершенно другая трактовка, другое восприятие музыки… 

Слушая мастеров, таких как Нейгауз, Фейнберг, Рахманинов, нетрудно прийти к заключению, что их игра ничуть не уступает по качеству игре современной. Наоборот - она как-то странно, в хорошем смысле слова, дается как некий набросок, как абсолютно вневременное явление. К такому стилю из современных примыкает, в частности, А. Володось, однако и его исполнения не являются даже похожими на исполнения вышеупомянутых мастеров. Они как-бы своей игрой утвердили то, что называется потолком, что никому не удастся раздвинуть или же переосмыслить. Их игра - явное выражение тех великих традиций, тех неисчерпаемых и всегда актуальных истоков, из которых и выросли современные нам, не менее великие деятели фортепианного искусства (здесь лучше обойтись без имен, по понятным причинам).

Хоть и нельзя переоценивать деятельность прошлых поколений в сравнении с современными, но очевиден факт, что их деятельность таит в себе огромную потенциальную пользу, ибо все самое главное в искусстве, все до мельчайшего проработанные технические трудности, их нерушимая связь с художественной, с высшей целью «в себе» - все это есть в этих записях. Современные записи также включают в себе описанные достоинства, однако периодическая разница и проводит ту четкую линию между их восприятием тем или иным поколением артистов.

Великое множество действительно забытых решений тончайших художественно-технических задач можно найти, если покопаться в этих записях как следует. Особенно это касается исполнения Баха. Бьюсь об заклад, что такое исполнение Баха уже не известно подрастающему поколению (в сравнении с тем, с какой интенсивностью идут дискусси о том или ином исполнении Баха современными деятелями). И это восприятие музыки исполнителем настолько отличается от современного, что порой не верится, что нынешние представители нашей отрасли - в то же время представители школ этих пианистов.

Но так можно впасть в жестокий аутентизм, что не есть хорошо. Разумеется, и не мое это наблюдение, современные деятели лишь развивают нашу отрасль; однако, старые принципы, как правило, имеют склонность возрождаться и перевоплощаться в совершенно новых, неистовых формах. Ведь «все новое - это давно забытое старое».

Собрание записей Г. Г. Нейгауза:

neuhaus.mariars.com/gg/rec.shtml

Собрание записей С. В. Рахманинова:

senar.ru/performances