Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций об обращении с трофеями. И сегодня поговорим о том, как в годы Великой Отечественной войны в Красной армии была организована работа по сбору трофейного оружия, боеприпасов и прочего военного имущества.
Заодно актуализирую статью об использовании трофейного вооружения в русской армии (ссылка на статью об использовании трофейных кирасирских палашей в 1806 году будет в конце).
Поводом для написания статьи стало очередное копание в архиве (на этот раз своем, собранном за теперь уже десятки лет интереса к оружейной теме) и обнаружение в нем двух документов: "Памятки по сбору трофейного вооружения и имущества", изданной в 1943 году, и "Инструкции трофейным командам войсковых частей и соединений Красной армии", изданной в 1944 году.
Статья - результат совмещения обоих документов. Заодно можно будет посмотреть на изменение некоторых трактовок.
Общие положения
Согласно документам, трофеями считалось все вооружение, военное и хозяйственное имущество, брошенное противником или захваченное частями Красной армии у врага.
Все трофейное имущество объявлялось собственностью государства, а его расхищение, порча или скрытие в 1943 году расценивалось
"как акт, направленный к подрыву государственной и оборонной мощи нашего государства".
Однако в 1944 году этот подход был изменен: исчезла прямая трактовка трофеев как государственной собственности, но появилось понятие "расхитители государственной собственности", которыми становились
"виновные в расхищении трофейного продфуража, горючего, деталей, приборов, разукомплектования машин и других трофеев".
Организация сбора трофеев лежала на командире части (соединения). Он же имел право оставлять трофейное вооружение и имущество для использования против врага, отправляя на армейские склады те трофеи, которые не могли использоваться его частью (соединением). Оставленные трофеи зачислялись в плановое снабжение через трофейное отделение дивизии (корпуса).
Организация
Как гласит "Инструкция" 1944 года, для решения задачи по сбору трофеев на уровне дивизии (корпуса) создавались трофейные команды (трофейные отделения), в задачи которых входили:
- сбор, учет, охрана и эвакуация трофеев и оставленного на поле боя отечественного вооружения и имущества;
- сортировка и дефектация трофейного вооружения и боевой техники;
- выдача трофейного вооружения и имущества для использования войсками;
- возврат отечественного вооружения на табельную потребность войск;
- учет собранных, выданных войскам и эвакуированных в тыл трофеев;
- сбор и вывоз металлолома из войскового тыла.
Помимо дивизий и корпусов трофейные команды создавались в полках, бригадах и каждой отдельной части родов войск. Подчинялись они командирам соответствующих частей, а "в специальном отношении" - начальникам дивизионного (корпусного) трофейного отделения.
В качестве постоянного состава в трофейной команде закреплялись начальник - офицер, командиры отделений - сержанты, 2-3 рядовых, всего 6-9 человек - 3 отделения.
Но полностью укомплектованное отделение трофейной команды по штату должно было насчитывать девять человек: командир, два сапера, пять стрелков и повозочный.
В 1943 году все вышеперечисленные задачи решались на уровне армий, для чего создавались армейские роты по сбору трофейного имущества. В полках же создавались полковые трофейные команды.
В 1944 году армейские трофейные рот сохранились, но получали только те трофеи, которые отдавались командирами дивизии (корпуса).
Тактика действий
Задачу на захват трофеев ставил командир полка. В ней указывалось:
- к каким трофеям немедленно выставлять охрану;
- где организовывать сборные пункты трофеев;
- какие трофеи использовать в полку и какие сдавать взводам армейской трофейной роты;
- какие дополнительные средства выделяются команде для сбора и охраны.
При наступлении трофейная команда должна была двигаться непосредственно за своим полком, допуская разрыв до двух километров, ведя непрерывную разведку местности на предмет захвата трофеев.
При наступлении в первую очередь собиралось годное и требующее ремонта отечественное вооружение и имущество, которое немедленно возвращалось войскам, а также вооружение и склады противника. О захвате складов немедленно докладывалось командиру полка и начальнику трофейного отделения соединения.
Перед началом наступления трофейная команда располагалась на уровне ротного пункта боепитания (1 км от боевых порядков роты) и окапывалась.
Захват трофеев проводился путем прочесывания местности в развернутом строю, обстреливаемые участки преодолевались перебежками или переползанием.
Каждая остановка наступления использовалась для организации вывоза трофеев.
При захвате населенного пункта трофейная команда должна была входить в него вместе с наступающими подразделениями, и
"Команда вместе со стрелковыми отделениями и саперами тщательно осматривает дворы, дома, погреба, подвалы, чердаки, сараи, каменные строения, огороды и бывшие огневые позиции противника".
Трофейная команда должна была быть готова к неожиданному нападению мелких групп противника.
В 1943 году от трофейных команд требовалось на крупных трофеях и складах наклеивать объявление с учетным номером.
Некоторые особенности
В "Памятке" 1943 года особенное внимание обращалось на возможность минирования противником оставленного вооружения и имущества, поскольку
"противник часто минирует брошенную им технику и вооружение".
В связи с этим техника и оружие должны были тщательно осматриваться (на предмет обнаружения проводков и других признаков минирования).
При подозрении на установленные мины-ловушки предписывалось использовать веревку не менее 25 м длиной - для открывания дверей или капотов техники, а для страгивания с места оружия (при обнаружении большого его скопления) - кошку с веревкой длиной 35 - 40 м.
Самым распространенным способом минирования было привязывание оружия к вытяжному шарику гранаты М-24 или М-39 или к противотанковой мине.
В "Инструкции" 1944 года об этом не говорится ни слова. В обязанности саперов, находившихся в отделении трофейной команды, входили разминирование трофейных складов, подходов и подъездов к ним и подрыв негодных боеприпасов и вооружения.
Зато много внимания обращалось на правильное обращение с захваченным оружием.
При осмотре оружия до его приведения в безопасное состояние запрещалось открывать затворы и замки, нажимать на спусковые крючки и спуски, дергать за шнуры стреляющих механизмов, вращать маховики подъемных и поворотных механизмов, маховики придельных приспособлений, а также трогать с места орудия и минометы.
При этом разрядка оружия должна была проводиться только штатно (огнестрельное оружие можно было разрядить выстрелом в окоп или блиндаж, только если его нельзя было разрядить штатно), а оружие, которое не могло быть разряжено по причинам боевых повреждений, подрывалось на месте.
Еще одним нюансом, который присутствует в "Памятке" 1943 года, но отсутствует в "Инструкции" 1944 года, была глава "Привлечение населения к сбору трофейного и отечественного вооружения и имущества".
Во-первых, в ней обращалось внимание на то, что местное население может знать, где противник спрятал или бросил трофейное вооружение, причем особенную роль здесь могли сыграть дети 10-13 лет:
"со свойственной советским детям наблюдательностью, они замечают, где, что оставил или спрятал враг, и часто могут сообщить исключительно важные сведения".
Во-вторых, через сельсоветы и райисполкомы население могло привлекаться к сбору мелкого имущества и вооружения, причем за его сбор устанавливалось вознаграждение. Так, за 1 советский стальной шлем модно было получить 3 рубля, за 10 - 40 рублей, за 50 - 250 рублей, за 100 - 600 рублей, а за каждый шлем свыше 100 - по 6 рублей за штуку Немецкие шлемы стоили дешевле на 25%.
В-третьих, если части наступали слишком быстро, то трофейное имущество могло сдаваться председателю сельсовета или колхоза под расписку с выдачей соответствующей охранной грамоты.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
При сравнении двух документов, изданных с разницей всего лишь в один год ("Памятка" - 1943 год, "Инструкция" - 1944 год) лично мне бросились в глаза не только бОльшая структурированность "Инструкции" в сравнении с "Памяткой", но и содержание, отражающее изменившееся положение дел на фронте: в 1943 году привлечение гражданских лиц для охраны трофеев, связанное с тем, что части Красной армии преследовали отступающего противника и личного состава не хватало, обращение особого внимания на возможность минирования трофеев противником, связанная с тем, что немцы в этот период отступали более или менее организовано и имели возможность это делать, в 1944 году работа по захвату трофеев превратилась в бюрократическую процедуру, которая осуществлялась силами войсковых частей и соединений, а напоминание о возможном минировании было уже не настолько актуальным.
Цикл статей о работе трофейных команд будет продолжен.
Не пропустите!
Об использовании трофейных палашей в Русской армии можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!