Найти в Дзене
Арктика и бизнес

Арктика – это другой мир. Исследователь

Каждый специалист, кто работает в Арктике, неизбежно становится исследователем. Суровая природа этого края не оставляет выбора — либо ты учишься понимать её законы, либо она тебя побеждает. Именно эта двойственность — между инженером-исследователем и практиком-учёным — делает работу в Арктике такой особенной. Профессия и специальность в Арктике, для того чтобы стать исследователем, не имеют определяющего значения. Можно быть экологом, биологом, врачом, строителем, инженером – это не важно кем прибываешь в Арктику для работы над новым для себя проектом. Арктика быстро научит смотреть на всё иначе, под иным углом зрения, в другой проекции. Выход из зоны комфорта, технологического разнообразия и удобств, присущих современному миру, в мир суровой и первозданной Природы, где каждый день будет приносить новые загадки, неизбежно обострит черты характера, которые обычно приписывают исследователям. Каждый день в Арктике приносит новые загадки. Казалось бы, ранее простые задачи превращаются в не

Каждый специалист, кто работает в Арктике, неизбежно становится исследователем. Суровая природа этого края не оставляет выбора — либо ты учишься понимать её законы, либо она тебя побеждает. Именно эта двойственность — между инженером-исследователем и практиком-учёным — делает работу в Арктике такой особенной.

Профессия и специальность в Арктике, для того чтобы стать исследователем, не имеют определяющего значения. Можно быть экологом, биологом, врачом, строителем, инженером – это не важно кем прибываешь в Арктику для работы над новым для себя проектом. Арктика быстро научит смотреть на всё иначе, под иным углом зрения, в другой проекции. Выход из зоны комфорта, технологического разнообразия и удобств, присущих современному миру, в мир суровой и первозданной Природы, где каждый день будет приносить новые загадки, неизбежно обострит черты характера, которые обычно приписывают исследователям.

Каждый день в Арктике приносит новые загадки. Казалось бы, ранее простые задачи превращаются в небольшие исследования, которые требуют нестандартных решений. Природные условия в Арктике меняются очень сильно, в зависимости от сезона, а вместе с ними сильно меняются свойства и характеристики объектов окружающего мира. Однажды, анализируя причины, будет обнаружена ранее неизвестная закономерность… так, обычно, и проявляется неизбежность личностного роста у исследователя, но не все так просто и «карамельно». Арктическую среду сложно назвать комфортной, чтобы считать её подходящим местом для инкубатора инноваций и новых научных открытий.

Арктический волк
Арктический волк

Любой современный исследователь, осуществляющий свою деятельность, должен придерживаться общих принципов методологии науки, чтобы найти правильное место результатам своих исследований в научном сообществе. Понятийные категории, входящие в состав методологии науки, облегчают исследователю многое: унифицировать форму представления результатов исследования, описать способы проведения исследования, позиционировать логику и итоги исследования в общем научном знании. Формирование общей идеи методологии, как «правильного пути» познания, неразрывно связано с развитием философии, как рационально-теоретической формы мировоззрения. В классических подходах к методологии науки именно философия выступает основой для рефлексивного анализа отношения человека к миру.

Наблюдение за изменчивостью картин Северного сияния позволяет понять внутреннюю философскую красоту написанных слов о методологии научного исследования, но жизнь в Арктике учит постоянно предвидеть суровые последствия неминуемого завтрашнего дня. Завтрашний день, применительно к исследованию, может быть таким. Позиционирование итогов исследования близко по смыслу с научной новизной полученных результатов. Конечно, в оценке научной новизны мог бы оказать неоценимую помощь Учитель (научный руководитель) или научное сообщество, но в Арктике вокруг лишь «белое безмолвие» и «слабый» сигнал Радиостанции, которого едва хватает для обеспечения технологических нужд при выполнении своей основной работы… Согласно учению Карла Поппера, одного из самых влиятельных философов науки ХХ века и автора принципа фальсификации, путь по традиционной методологии - красивый и интересный, но недостаточно конкретный и часто не приводит к желаемому практическому результату в инициативных исследованиях.

Противоположными к традиционной методологии, общими методологиями системного проектирования и анализа в области компьютерной индустрии, являются IDEF (Integrated computer-aided manufacturing DEFinition) и MSDE (Model-Driven Software Engineering). MSDE своими «корнями» базируется на методологии UML (Unified Modeling Language). UML - это унифицированный язык моделирования, используемый для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем. Прикладные системы самого разного назначения могут быть описаны настолько формализованно и подробно, что по этим описаниям может осуществляться автоматическая генерация программного кода этих систем.

Свою «нишу» в перечне методологий занимает методология мягкого подхода в системном исследовании – это методология SSM (Soft Systems Methodology). Здесь слово «мягкий» - означает учёт социальных факторов. Внимание к методологии SSM уделяется по той причине, что эта методология является одной из рекомендуемых при проведении цифровой трансформации моделей объектов и систем. SSM ориентирована на работу с отдельными моделями. Поэтому она существенно проще и более алгоритмизуема для применения в исследованиях, чем другие общие методологии.

В отличие от "жестких" системных методологий IDEF и более современной MSDE, SSM не предполагает четких технических решений, а фокусируется на понимании проблемных ситуаций через моделирование человеческой деятельности и поиск улучшений. Обоснование «правильности пути» познания с применением SSM, как и прежде, относится к области философии, но связано только лишь с построением отдельных моделей.

Все прикладные модели имеют одну общую характеристику, которая называется - информационно-логическое описание. Осуществляя последовательные шаги по структурированию этого описания, можно обеспечить её соответствие с абстрактным математическим определением модели. Далее, после такого перехода между представлениями модели, обоснование «правильности пути» становится математической задачей, у которой может быть строго доказуемое решение, в отличие от философских способов обоснований.

Такая постановка выбора методологических процедур не только упрощает проведение конкретного прикладного исследования, но и интересна сама по себе. Поскольку много математических моделей может составлять и прикладную систему и теорию. Теории объединяются в науки. При этом становится не важно какие это теории и науки – естественнонаучные или социальные…

Вернемся к исследователю в Арктике. Рано или поздно он вернется в зону комфорта, но арктическая методология проведения индивидуальных научных исследований с ним останется навсегда. Пусть даже если она станет неотъемлемым дополнением к традиционным коллективным способам научной работы.

#Арктика #АрктикаИсследователь #Методология

август 2025 года