Найти в Дзене
Мир комиксов

Одесский юмор от художника, который сбежал из архитекторов в карикатуристы

Оглавление

Если бы Жванецкий рисовал, а не писал, то, пожалуй, выглядело бы это похоже на работы Евгения Самойлова. Те же острые углы, мужской взгляд с изнанки повседневности и способность поймать нелепость жизни одним движением карандаша. Только у Самойлова вместо афоризмов — карикатуры, а вместо интонации — краска.

-2

Сегодня в выпуске «Мира комиксов» — художник, который умеет ловко балансировать между едкостью и приличием. Он работает на удалёнке, живёт в Крыму, не гонится за хайпом, но попадает в точку.

-3

Евгений Самойлов — автор, чьи карикатуры невозможно пролистать без улыбки или фырканья. Причём фырканья в хорошем смысле: «Ну надо же, как подметил!»

От Полтавы до Крыма: как всё начиналось

Родом Евгений Самойлов из Украины, учился в Харьковском художественно-промышленном институте, где получил базу графического художника. Потом была Полтава, работа в строительном институте, преподавание рисунка и живописи, параллельно — СМИ, реклама, иллюстрации.

-4

Самойлов не сразу пришёл к карикатуре как основному занятию. Его путь — это десятки ролей: оформитель, дизайнер, преподаватель, главный художник.

-5

С 2014 года он — фрилансер. Работает на себя, рисует для зарубежных издательств, иллюстрирует книги, создаёт шаржи и карикатуры. Именно тогда его стиль стал узнаваемым, плотным, с прицельно точной пластикой линий

-6

Карикатуры Самойлова — это такой вид юмора, который цепляется не за события, а за типажи, повадки, выражения лиц. В его работах полно узнаваемых жестов, ситуаций из быта, иронии над самими собой. Часто это мужская ирония, откровенная, местами дерзкая, но не переходящая границ. Он не хамит — он ухмыляется.

-7

Пожалуй, у него лучше всего получается «а что если…». Что если заглянуть в мужскую голову без фильтров? Что если семейный быт переосмыслить через гиперболу? Его персонажи — не супергерои, а уставшие мачо, ворчащие обыватели, ироничные философы, которые знают, что жизнь не сахар, но изюм в ней всё же есть.

-8

Философия без занудства

Самойлов не из тех, кто любит разъяснять свои работы. Он даёт им говорить самим за себя. Главное — не лезть в нравоучения. Он не рисует морализаторских карикатур, не работает с откровенной пошлостью, но и не пытается всех понравиться.

-9

Его, как истинного художника, интересует живая реакция. Если зритель усмехнулся, вспомнил что-то личное — значит, попал.

-10

Он не выносит плагиата, хотя копий его работ в сети хватает. В ответ просто продолжает рисовать. Его принцип — не повторяться. Поэтому и тематика постоянно меняется: от семейных сцен до политической злободневности, от офисных будней до чернушного абсурда.

-11

А ещё он создает яркие фантазийные шаржи на знаменитостей и обычных людей. Получается удивительно похоже и в тоже время карикатурно.

Яркость против серости

Карикатуры Самойлова редко бывают чёрно-белыми. Он работает в цвете, охотно использует палитру. Но при этом смысл почти всегда в контрасте. Цвет как замануха, а суть в деталях. В лицах, позах, намёках.

-13

Он виртуозно играет с ожиданиями. Ты думаешь: сейчас будет шутка про одно, а она оказывается совсем о другом. Или, наоборот, рисует очевидное, но так, что кажется новым. Его юмор сдвигает фокус. Показывает, как мы выглядим со стороны. Иногда нелепо, иногда грустно, но почти всегда — узнаваемо.

-14

У Самойлова есть свой темп. Это заметно даже в серии работ: они как будто продолжают друг друга, создают ритм. Его герои — мужчины с пузиками, женщины с характером, дети с выражением лица «я вас насквозь вижу». Это не гиперреализм, это шарж, доведённый до сути.

-15
-16

Он иллюстрировал книги, которые отмечали на Amazon, но остаётся в тени больших имён. И это его не смущает. Его аудитория — те, кто ценит нюанс. Кто готов рассматривать, а не просто листать. Кто знает, что самая крепкая шутка — не громкая, а точная.

-17
-18

Самойлов не претендует на роль глашатая эпохи. Он рисует, потому что иначе не может. Его карикатуры — это не вызов и не провокация. Это наблюдение. Попытка ухватить момент, перевести его в рисунок и тихо отдать зрителю.

-19

Он не делает громких заявлений. Но попадает точно. Потому что сам смеётся первым. А это — всегда хороший знак.

-20