Найти в Дзене

Влияние фильма «300 спартанцев» на наши детские игры

Может быть я и ошибаюсь, но мне кажется все читатели мои, кто родился в советское время, фильм «300 спартанцев» смотрели, и он не мог их оставить равнодушным. Хотя реакция могла проявляться по-разному, просто в зависимости от того, как шла жизнь в конкретных районах. Но как я уже писал, для того района, где прошло моё детство, были очень характерны игры «в войнушку», ибо для этого имелись все условия — много пустырей, причём безлюдных, на которых взрослые бы не помешали, много всяких объектов, которые могли легко сойти за крепости различных эпох или относительно современные ДОТы. Большие пруды позволяли даже сооружать целые флоты, и это не шутка. Так получилось, что в период моего детства неподалёку строили новый корпуса кораблестроительного института и на стройке почему-то оказались большие плиты пенопласта, каждый из которых вполне мог сойти за плот, выдерживающий двух школьников. А соединив два-три куска можно было построить целый корабль. Не стоит даже говорить, что со стройки были

Может быть я и ошибаюсь, но мне кажется все читатели мои, кто родился в советское время, фильм «300 спартанцев» смотрели, и он не мог их оставить равнодушным.

Хотя реакция могла проявляться по-разному, просто в зависимости от того, как шла жизнь в конкретных районах. Но как я уже писал, для того района, где прошло моё детство, были очень характерны игры «в войнушку», ибо для этого имелись все условия — много пустырей, причём безлюдных, на которых взрослые бы не помешали, много всяких объектов, которые могли легко сойти за крепости различных эпох или относительно современные ДОТы. Большие пруды позволяли даже сооружать целые флоты, и это не шутка. Так получилось, что в период моего детства неподалёку строили новый корпуса кораблестроительного института и на стройке почему-то оказались большие плиты пенопласта, каждый из которых вполне мог сойти за плот, выдерживающий двух школьников. А соединив два-три куска можно было построить целый корабль. Не стоит даже говорить, что со стройки были утащены десятки кусков этого пенопласта и на всех прудах нашего района плавали целые флотилии и разыгрывались морские сражения. До тех пор, пока не вмешался директор школы и пришлось свои дредноуты сдавать.

Это я к тому, что подобные военно-исторические игры, причём основанные не только на просмотре фильмов, но и знаниях, почерпнутых из книг, у нас были распространены даже, пожалуй, больше, чем футбол с хоккеем, и разные «ножички», «в попа» и тому подобное.

Почему особенно запомнились именно «300 спартанцев»? Обычно после каждого подобного события, в виде просмотра кинокартины, весь район начинал играть именно по тематике фильма. Например, после кинокартины про индейцев на улицах становилось чище, поскольку сразу большим спросом пользовались перья голубей. Думаю, не надо объяснять зачем. Ну а после фильма про защитников Фермопил, тоже был весьма заметный эффект. Большое число детей озаботились созданием щитов, на которых обязательно должна была быть нарисована буква «Λ». Едва ли бы хоть кто-то понимал, что это за буква и почему она изображена на щите, но это мелочи, значения совсем не имеющие.

Самые умельцы делали щиты из кусков фанеры, к которым прикрепляли шнурки. Но более простой способ, потому ставший массовым, был таков. Поскольку в те времени во всех подъездах и почти на каждом этаже стояло ведро для пищевых отходов (сбор мусора был раздельным), то крышку с этого ведра конфисковывали, и на этот «щит» наносили краской ту самую букву. Конечно, этот процесс встречал сильное противодействие дворников и просто сознательных и неравнодушных граждан. Но, как я уже написал ранее, у нас хватало мест для игр, где взрослые со своими глупостями особо не мешали.

Что касается остального снаряжения спартанцев, то в разных местах, включая помойки, можно было найти множество разных палок, которые изображали копья, мечи, дротики и что угодно прочее.

Собравшись где-то вдали от взрослых, мы могли сколько угодно ходить в походы, осаждать крепости, упражняться в фехтовании. Помню даже случай, когда у нас была настоящая война. Когда в наш двор (понятие условное, речь про пустырь между домами) пришла целая армия с другой стороны улицы — не меньше двух десятков ребят, вооружённых до зубов. Они были тут же замечены из окон и за короткий срок большинство мальчишек наших домов явились на войну, соответствующим образов вооружённые и готовые ко всему. Никаких глупостей типа драк не было, после некоторого обсуждения мы все дружно отправились к группе гаражей. Поскольку гаражи были обнесены забором, то вполне могли сойти за крепость. Поскольку «крепость» была с нашей стороны улицы, то наша армия её обороняла, затащив на крыши множество всякого хлама, используемого как метательное оружие. Тогда как армия с другой стороны улицы штурмовала крепость с самой неудобной стороны, там, где у забора был крутой склон. И состоялась великая битва, где враги шли на штурм, а им на головы падали камни, лилась смола и… ну это, конечно, в фантазиях. В результате сошлись на некую ничью, и что важно — никто не пострадал, если не считать таковыми множество синяков. К сожалению, подобные массовые игры были редкостью. Объединить большое количество мальчишек для столь полезного занятия было бы хорошо, но самим детям это было не под силу, а взрослых в дворовые игры традиционно не пускали.

Если объединить эти игры с коробками солдатиков разного типа, которые имелись дома практически у каждого мальчишки, то просто непонятно, почему все поголовно не стали большими любителями военной истории.

-2