Найти в Дзене

пос. Выша. Шацкий район. Рязанская область. Успенский Вышенский женский монастырь.

Есть в Центральной России особенный монастырь, расположенный очень сокровенно, словно специально для того, чтобы до него было трудно добраться. Однако, несмотря на свою удаленность, он известен всему православному миру – это Свято-Успенский Вышенский монастырь. Дальний юго-восток Рязанщины — лесная часть Шацкого района — лежит на границе с Тамбовской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В этой глуши 400 лет тому назад была основана Вышенская православная обитель. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году — впервые он упоминается в грамоте матери первого русского царя из династии Романовых, царя Михаила Фёдоровича, великой старицы Марфы. В этой грамоте владелица тех земель, Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. До того времени пустынь, которая, вероятно, в
Оглавление

Есть в Центральной России особенный монастырь, расположенный очень сокровенно, словно специально для того, чтобы до него было трудно добраться. Однако, несмотря на свою удаленность, он известен всему православному миру – это Свято-Успенский Вышенский монастырь. Дальний юго-восток Рязанщины — лесная часть Шацкого района — лежит на границе с Тамбовской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В этой глуши 400 лет тому назад была основана Вышенская православная обитель. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году — впервые он упоминается в грамоте матери первого русского царя из династии Романовых, царя Михаила Фёдоровича, великой старицы Марфы. В этой грамоте владелица тех земель, Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в ХVI или в начале ХVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Другая причина заключалась в том, что инокам приходилось терпеть набеги от окрестных жителей - мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве. Существует предание, согласно которому первоначальный монастырь был заложен выше по р. Выша (в районе современного с. Желанное). Однажды монахи заметили, что весь скот с их пастбищ, все пчелы и другая живность перебираются в какое-то место в северном направлении. Чтобы определить его монахи решили пустить по реке написанный на доске образ Богоматери. Сами же они следовали вдоль берега за ним. Спустя некоторое время икона прибилась к правому берегу, где и остановилась. А ночью монахам-старцам в этом месте стал видеться дивный свет исходящий из земли... Вот и решили, что это место Богом избранное и основали на нем обитель... Успенская церковь, кельи и «всякие хоромы» с прежнего места были перевезены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну. "Лета 7133 (1625 г.) Августа в 15 день, по грамоте Господии великия старицы инокини Марфы Иоановны и по челобитию Вышинской пустыни Успения Пресвятые Богородицы чернова попа Тихона с братиею... храм Успения Пресвятые Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь, и тому месту грань и ограде монастырской учинить...". Расположившись в труднодоступных дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Ученые также предполагают, что монастырь был и важным укрепленным пунктом в Засечной черте Российского государства. Подтверждение этого - следы оборонительного вала, который был очень хорошо различим еще в конце XIX в. Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон, упомянутый в той самой грамоте. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661-й годы. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии. В кон. XVII в. Вышенский монастырь пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Николо-Чернееву монастырю (в 20 км. от Шацка), открыв вновь через три года. В 1739 г. в Вышенском монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в Вышенскую обитель был переведен иеромонах Авраамий из Рязанского Троицкого монастыря. К сер. XVIII в. в Вышенском монастыре находились деревянные Успенский храм, церковь во имя прп. Сергия Радонежского и кельи. На месте сгоревшей Успенской церкви (ок. 1754 г.) был построен и игуменом Василием освящен каменный храм (1761-1762), в котором в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в монастыре находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Монастырь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья ему тогда не полагалось. В 1764 г. Вышенский монастырь стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четвертей земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 рублей в год). В 1799 г. Вышенский монастырь был отнесён к Тамбовской епархии. Начало возрождения связывают с настоятелем, иеромонахом Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом (Раевым), когда Шацкий уезд годом раньше, отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне, переведённым из Саровской пустыни, были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Иеромонах Тихон ввел в Вышенском монастыре правила, близкие к уставу Саровской пустыни. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. Главной святыней монастыря с 1827 года была—чудотворная Казанская икона Божией Матери. (Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери — точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани). 7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня монастыря монахиня Миропия (Аденкова) передала в Вышенский монастырь чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, многие паломники получали исцеления. К 1830-м гг. монастырская Успенская церковь не вмещала всех молящихся. Перед монастырской братией остро встал вопрос о строительстве в обители более просторного вместительного храма.

В 1831-1843 гг. на средства протоиерея И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол которого освящен епископом Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 августа 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 августа 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской церкви, летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора.

Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из монастыря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апреля в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архимандрит Аркадий, назначенный в Вышенскую обитель 30 марта 1862 г. епископом Тамбовским Феофаном (Говоровым, в последствии - Вышенским Затворником), устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня монастыре часовню с неугасимой лампадой. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый — в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических. С 17 июня 1866 г. в Вышенском монастыре пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сентября 1867 г. он проживал в устроенных при просфорном корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления. С 1872 г. святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал несколько богословских и экзегетических трудов, собрал библиотеку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской церкви, написал иконы для других храмов Вышенского монастыря. Со свт. Феофаном и архимандритом Аркадием общались посетившие Вышенский монастырь 12-15 сентября 1886 г. великая княгиня св. Елизавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович. После кончины в 1894 г. святитель Феофан был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора. На мраморной гробнице был начертан текст из послания ап. Павла, а также помещен вызолоченный резной киот с иконами Воскресения Христова и прп. Феофана Исповедника.

Вышенский монастырь осуществлял широкую благотворительную деятельность. Во время голода 1891-1892 гг. и в годы русско-японской войны проходили бесплатные трапезы, открылись лазареты, делались значительные пожертвования в епархиальные комитеты Красного Креста и др. организации. На средства монастыря были отремонтированы здания и выстроена церковь в Шацком Духовном Училище, почетным блюстителем которого с 1877 г. был архимандрит Аркадий. Вышенский монастырь учредил и содержал церковные школы в имении Нарышкиных Быкова Гора, в дер. Купле (в 2-этажном каменном доме с храмом, квартирами для учителей, общежитием), в селах Золотая Поляна и Шаморга. Ежегодно монастырь жертвовал по 300 р. на церковные школы Шацкого уезда и по 1000 р. на школы в Тамбовской епархии. При принесении Вышенской Казанской иконы в Тамбов 1/3 пожертвований направлялась на духовно-учебные заведения епархии. В 1865 г. Вышенский монастырь владел 398 дес. земли, в нач. XX в.- 1348 дес. земли (в т. ч. 508 дес. пахотной и 300 дес. луговой земли на р. Цне), бо́льшая часть которой сдавалась в аренду. К 1905 г. у Вышенского монастыря имелся неприкосновенный фонд в размере 265 030 р. На берегу р. Цны монастырь построил деревянную часовню с домом для пономаря и сторожа лесных угодий. К 1905 г. в обители проживало ок. 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. После кончины в 1907 г. архимандрита Аркадия (похоронен у алтаря Рождественской церкви) настоятелем стал игумен Ипатий. Со дня основания до революции монастырь был мужским.

Фотографии с видом храмов Вышенского монастыря, выполнены в нач. ХХ века. С сайта: sobory.ru
Фотографии с видом храмов Вышенского монастыря, выполнены в нач. ХХ века. С сайта: sobory.ru

В 1919 году тогдашняя большевистская власть Вышенский монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. Территория передана лесхозу, свиносовхозу, детскому городку им. III Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети - в трапезной). Около 1930 г. бо́льшая часть братии была арестована. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Успенский и Рождественский храмы, некоторое время действовавшие как приходские, к 1938 г. были закрыты (Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе). С 1938 г. на территории бывшего монастыря находилась психиатрическая больница, в которой в 1960-х гг. содержались более 900 чел. В Казанском и Рождественском соборах были размещены больничные склады. В 1960-х годах местные власти взорвали колокольню (для чего она была взорвана история умалчивает). В 1973 г. усердием нескольких священнослужителей, в т. ч. настоятеля Сергиевской церкви в с. Эммануиловка протоиерея Г. Глазунова, были обретены и тайно перенесены в Троице-Сергиеву лавру мощи свт. Феофана Затворника. С 1988 г. мощи святителя находились в Сергиевском храме Эммануиловки. С 1947 г. в том же храме находилась сохраненная двумя монахинями Вышенская Казанская икона Божией Матери. Паломники со всей России и из-за рубежа приезжали в сельскую церковь для поклонения святыням. Так продолжалось до 1990 года.

Задумались о судьбе некогда знаменитого на всю Россию, Успенского Вышенского монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 г. часть обезображенных и перестроенных зданий Вышенского монастыря была передана РПЦ, первыми насельницами стали прихожанки Скорбященской церкви г. Рязани. Указом Синода от 14 июня 1990 г. настоятельницей стала игумения Нонна (Знаменская). К началу 2005 г. монастырю переданы Успенский, Рождественский и Казанский храмы, другие постройки, но, ввиду того что на территории Вышенского монастыря размещалась психиатрическая лечебница (около 500 до 1000 больных), сестры проживали на подворье Вышенского монастыря в дер. Быкова Гора Шацкого района. В одном из помещений подворья была освящена домовая церковь во имя свт. Феофана Затворника Вышенского. Насельницы ежедневно приезжали на богослужения в восстановленный Успенский храм Вышенского монастыря. 29 июня 2002 г. крестным ходом во главе с Патриархом Московским Алексием II из Сергиевского храма Эммануиловки в Успенскую церковь были перенесены мощи свт. Феофана. В апреле 2005 г. в Вышенском монастыре реставрируются Казанский и Рождественский соборы, к тому времени уже отремонтированы кельи для постоянного проживания в монастыре игумении Нонны и священноначалия. К 2009 году был отреставрирован большой Свято-Казанский собор. 6 июля 2011 года с монастырской территории съехала психиатрическая лечебница. Новые отстроенные благоустроенные корпуса Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку. Позади почти 400 км пути из Москвы и мы въезжаем в посёлок Выша, где в скором времени останавливаемся на парковке у стен Свято-Успенского Вышенского женского монастыря.

-3

-4

Памятник свт. Феофану Затворнику.
Памятник свт. Феофану Затворнику.

На пути к главному входу в обитель встречаем памятник свт. Феофану Затворнику (мощи которого покоятся в Успенском храме), открытый в 2015 г. Прежде, чем мы попадем на территорию монастыря - ознакомимся с его планом.

1 - Собор Рождества Христова; 2 - церковь Успения Пресвятой Богородицы; 3 - церковь Казанской иконы Божией Матери; 4 - церковь Богоявления Господня; 5 - фундамент колокольни; 6 - Дворянская гостиница (XIX в.); 7 - просвирочная; 8 - гостиница для простолюдинов; 9 - монастырская постройка (XIX в.); 10- трапезная; 11 - дом настоятеля; 12 - монастырская постройка (XIX в.); 13 - ледник; 14 - стены, ограда (XIX в.); 15 - ворота (XIX в.); 16 - кельи (XIX в.); 17 - монастырские постройки; 18 - пруд; 19 - восточная башня (XIX в.); 20 - северо-восточная башня (XIX в.); 21 - хозяйственная постройка.
1 - Собор Рождества Христова; 2 - церковь Успения Пресвятой Богородицы; 3 - церковь Казанской иконы Божией Матери; 4 - церковь Богоявления Господня; 5 - фундамент колокольни; 6 - Дворянская гостиница (XIX в.); 7 - просвирочная; 8 - гостиница для простолюдинов; 9 - монастырская постройка (XIX в.); 10- трапезная; 11 - дом настоятеля; 12 - монастырская постройка (XIX в.); 13 - ледник; 14 - стены, ограда (XIX в.); 15 - ворота (XIX в.); 16 - кельи (XIX в.); 17 - монастырские постройки; 18 - пруд; 19 - восточная башня (XIX в.); 20 - северо-восточная башня (XIX в.); 21 - хозяйственная постройка.

Сразу за входными врата перед нашим взором предстает храм Казанской иконы Божией Матери (его часто называют визитной карточкой обители). "Казанский летний собор, каменный, начатый постройкою в 1831 г. строителем иеромонахом Тихоном... Окончательно отстроен в 1844 г... Устройства обширного храма желал о. протоирей г. Моршанска Иоанн Напоменский, который своим духовным завещанием отказал на построение Казанского храма в Вышенской пустыни шесть тысяч рублей, что по тогдашнему курсу составляло значительный капитал. Постройка храма производилась 13 лет. Храм со всех сторон имеет колоннаду, с красивыми портиками, вид его крестообразный, храм мерою в длину и ширину по 36 аршин, а в вышину 57 аршин, о пяти куполах с вызолоченными главами и крестами. В нем три престола...". Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского соборного храма 14 марта 2009 года.

В Казанском храме был похоронен святитель Феофан Затворник и в настоящее время здесь пребывают его мощи. Сейчас здание Казанского собора полностью отреставрировано, внутри храм побелён, а снаружи выкрашен в жёлто-белый цвет, живопись с изображениями святых и праздников на внешних стенах восстановлена.

-7

-8

-9

-10

-11

Свято-Казанский собор. Фотоснимки автора этой статьи выполнены 8 июля 2012 г.
Свято-Казанский собор. Фотоснимки автора этой статьи выполнены 8 июля 2012 г.

За Казанским храмом располагается церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь в честь Успения Божией Матери была первым храмом в Вышенской пустыни, поэтому и обитель названа Свято-Успенской. Как следует из отводной грамоты старицы Марфы Иоанновны, храм стоял ещё в прежнем монастыре, на другом берегу реки Выши, и был перенесён на новое место в 1625 году. Деревянная церковь сгорела при пожаре, заново она отстроилась уже каменной при игумене Досифее. Строительство завершили в 1761 году, а освятили храм в следующем году. В нём имелось два придела: во имя святителя Николая Мирликийского и во имя преподобного Сергия Радонежского. С ХIХ века в храме пребывала монастырская святыня - чудотворная Казанская икона Божией Матери. Вскоре после возведения каменной Успенской церкви, в 1774 году она подверглась разграблению отрядами Пугачёва. К концу ХIХ столетия старинный храм стал слишком тесным для молящихся.

Как указывалось в "Историко-статистическом описании Тамбовской епархии", изданном в начале ХХ века, "церковь эта прочна по зданию, но невзрачна по виду и неправильна по архитектуре". После освящения нового Христорождественского собора в 1890 году Успенская церковь оставалась "праздной" - вплоть до закрытия Вышенской обители в 1923 году. Захватившие власть большевики передали храм "Детскому городку имени III Интернационала", и вскоре в нём устроили театр, сняв иконостас и варварски закрасив настенную живопись. Впоследствии здание Успенской церкви использовалось под нужды въехавшей на монастырскую территорию психбольницы. Местные жители рассказывают, что однажды купола храма ободрали, пустив железо на вёдра для кормления свиней.

К началу 1990-х годов церковь пришла в ужасающее состояние. В 1996 году неожиданно обвалился её купол, а на следующий год здание наконец-то вернули монастырю. Таким образом, Успенский храм стал первым в обители, в котором начались восстановительные работы. Освятили его 21 июня 1998 года. С этого времени в Свято-Успенском Вышенском монастыре возобновились регулярные богослужения. 29 июня 2002 года в Успенский храм из церкви преподобного Сергия Радонежского (что в селе Эммануиловке) были перенесены мощи святителя Феофана Затворника Вышенского. Святые мощи пребывали здесь до 2009 года, когда их поместили в восстановленный и освящённый Казанский собор.

-13

-14

-15

Успенская церковь. Фотоснимки автора статьи, выполненные 8 июля 2012 года.
Успенская церковь. Фотоснимки автора статьи, выполненные 8 июля 2012 года.

К северу от Успенского храма мы встречаем собор Рождества Христова. Собор в честь Рождества Христова заложили в Вышенской пустыни в 1874 году, при архимандрите Аркадии. Строительство завершили спустя шестнадцать лет. Эта тёплая церковь должна была стать самым большим храмом монастыря. В соборе устроили два престола: главный, в честь Рождества Христова, и правый, во имя святых мучеников Адриана и Натальи. С левой стороны располагались помещения для ризницы и облачения служащих. Храм снабжён пятью куполами, из которых центральный - самый большой и величественный. Автор "Историко-статистического описания Тамбовской епархии" в 1911 году отмечал, что "храм очень красив, с портиками с трёх сторон, мерою в длину 66 аршин (46,9 м), в ширину 48 аршин (34,1 м).

Внутри собор украшал изящный орнамент и изображения святых. Для отопления под храмом были сделаны две духовые печи, имелся также подвал для склада различных хозяйственных предметов. В Христорождественском храме находились иконы святых мучеников Адриана и Натальи, изображённых с образом Спасителя на руках, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Евдокима с Владимирской иконой Божией Матери на руках, святого великомученика Георгия Победоносца. Перед двумя передними столбами находились клиросы. За правым клиросом был пристроен позолоченный иконостас в виде рамы. В ней помещались изображения событий обретения иконы Божией Матери в Казани и список с Санкт-Петербургской чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Напротив этого образа в зимнее время пребывала чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась копия иконы святых Девяти мучеников Кизических. На специальном аналое располагался подлинник, при котором в особом ковчежце хранились частицы святых мучеников Кизических.

В ХХ веке, после закрытия монастыря, новые власти устроили в храме зернохранилище, а притвор с западной стороны был чудовищным образом обращён в морг психиатрической больницы. Собор вернули Православной Церкви в начале 1990-х годов, после чего началась его "вялотекущая" реставрация. Храм покрыли медной кровлей, его главы увенчали позолоченными крестами. Эти кресты были освящены архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом 15 марта 2009 года, после чего в тот же день их установили на купола. Рядом соорудили небольшую временную колоколенку с подаренными монастырю колоколами. Сейчас храм внешне отреставрирован, окрашен в нежные бело-голубые тона, внутри ещё продолжаются реставрационные работы.

Фотоснимок автора этой статьи, выполненный 8 июля 2012 г.
Фотоснимок автора этой статьи, выполненный 8 июля 2012 г.
Фото 2021 года. Фотоснимок из свободных источников.
Фото 2021 года. Фотоснимок из свободных источников.

Еще один монастырский храм - церковь Богоявления Господня - была устроена в кельях Свт. Феофана Затворника (для проживания которого над каменным просфорным корпусом была сделана деревянная надстройка). Здесь Феофан совершал утреню и литургию. В 1867 году для проживания святителя Феофана над каменным просфорным корпусом сделали деревянную надстройку. Вскоре её обложили кирпичом и оштукатурили. В келиях святителя находилась богатая библиотека, но обстановка была совсем скромной: деревянные стены, простая, частью самодельная, мебель, ящики с инструментами, краски и кисти, иконы, многие из которых написал сам святитель Феофан Затворник. Ради полного затвора владыка в 1872 году устроил в своих келиях домовую церковь в честь Богоявления. В ней всё - престол, жертвенник, иконы, иконостас - было сделано и расписано руками самого святителя. В этой церкви Феофан совершал утреню и литургию, обычно молча, но иногда, впрочем, пел и читал. После кончины святителя богослужение в Богоявленской церкви совершалось только в случае посещения Вышенской обители высокопоставленными гостями. В богоборческую эпоху в корпусе, где располагались келии святителя и домовая церковь, сначала разместили отделение для буйных пациентов психиатрической больницы, затем - отделение для туберкулёзных больных. В результате от внутреннего убранства и предметов обстановки ничего не сохранилось. Сейчас трудами сестёр обители Феофановский корпус отреставрирован, воссоздана обстановка келий и домовой Богоявленской церкви. Если внимательно посмотреть на дореволюционную фотографию обители, то на ней можно заметить колокольню: "каменная колокольня о четырех ярусах, с очень хорошим звоном , первый колокол в 726 пудов, приобретен в 1890 г., второй колокол в 308 пудов, третий в 100 пудов, а всех колоколов 13. В среднем ярусе колокольни устроена церковь во имя Живоначальной Троицы...". В настоящее время сей объект в монастыре отсутствует, а на его месте установлен Памятный крест.

Фотоснимок Андрея Агафонова с сайта: sobory.ru. от 1 мая 2009 года.
Фотоснимок Андрея Агафонова с сайта: sobory.ru. от 1 мая 2009 года.

С левой стороны от входных ворот располагаются монастырские кельи (постройка XIX в.). За храмом Успения Пресвятой Богородицы - Дом настоятеля (XIX в.), рядом с которым - трапезная (XIX в.).

Старинные башенки монастырской ограды. Вид с западной стороны. Фотоснимок автора статьи. 2012 г.
Старинные башенки монастырской ограды. Вид с западной стороны. Фотоснимок автора статьи. 2012 г.

Между монастырскими постройками, расположенными в юго-западной части монастырской территории можно рассмотреть старинные башни монастырской ограды (XIX в.). Таких сооружений в обители сохранилось четыре. Еще одна из башен - западная, примыкает к трапезной, за которой находится Гостиница для простолюдинов (XIX в.). В северной части обители выделяется здание Просвирочной (также XIX в.), рядом с которым устроен современный некрополь. Ещё один (более древний) некрополь находится под стенами Казанского храма.

В 2009-2017 гг. проведены работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе установка дверных и оконных блоков, реставрация и воссоздание штукатурки цоколя, отделка цоколя, окраска фасадов, устройство кровли, устройство водосточных труб, реставрация кирпичной кладки стен, устройство фундаментов под крыльца, реставрация и воссоздание штукатурки внутренних стен, потолков, откосов, устройство крылец, воссоздание белокаменных ступеней, парапетов, плит покрытия крылец, устройство системы отопления. В настоящее время в обители еще полным ходом продолжаются восстановительные работы, после завершения которых Вышенская пустынь станет еще более привлекательной как для паломников, так и для туристов, желающих познакомиться с историческим и архитектурным наследием нашего государства ("Ансамбль Успенского Вышенского монастыря XVIII - XIX вв." является памятником архитектуры, объектом культурного наследия федерального значения).

-21

Река Выша. Фотоснимок автора статьи. 8 июля 2012 г.
Река Выша. Фотоснимок автора статьи. 8 июля 2012 г.
-23

-24

-25

Последние четыре фотоснимка взяты из открытых источников.
Последние четыре фотоснимка взяты из открытых источников.

Кому интересно узнавать о подобных местах, ставьте лайки (чтобы моя заметка не исчезла из рекомендаций)! Рассказывайте друзьям о моём блоге!

Подписывайтесь на канал!