В Западном крыле Новой Третьяковки проходит выставка картин и скульптур , посвященная Победе в ВОВ. Экспонаты представлены так, чтобы посетители словно повторяют путь тех страшных лет.
Вначале тема проводов на фронт.
Работа Вадима Шелова-Коведяева «Прощай» авторское повторение рельефа на воинском мемориале памятнике солдатам, павшим в битве за Москву, установленном в Калужской области. Советские войска освободили Калугу 30 декабря 1941-го, а Юхнов 5 марта 1942 года. Тогда же в Юхнове появилась братская могила, куда позже перенесли останки советских воинов из других одиночных и небольших братских могил. В 1979 году на этом месте был открыт мемориал, образно увековечивший подвиги защитников Родины. 9 мая 1979 года у каменной стены был зажжен Вечный огонь. Внизу на стене укреплены пять бронзовых барельефов, изображающих характерные эпизоды тех лет. Рельеф «Прощай» при всей немногословности точно передает атмосферу военного времени. Щемящее чувство несправедливости происходящего - важнейший гуманистический антивоенный посыл, которым автор наделил свое произведение.
В первых залах нас сопровождает голос Юрия Левитана, объявляющего о вероломном нападении гитлеровской армии и звуки воздушной тревоги.
Евсей Моисеенко в начале Великой Отечественной войны вступил добровольцем в народное ополчение, с сентября 1941-го по апрель 1945-го находился в концентрационном лагере Альтенграбов, после освобождения в мае 1945 года был зачислен в 3-й гвардейский кавалерийский корпус. Многие годы образ матери и односельчан, провожавших мужчин на войну, стоял перед глазами художника, и в 1967-м он обратился к теме проводов на фронт. Моисеенко написал несколько произведений на эту тему, два из которых находятся в собрании Третьяковской галереи - «Матери, сестры» и «В войну».
Мужчины уходят на войну, а на долю женщин приходилось рытье окопов .
Длинные очереди за хлебом стало привычной картиной в военное время:
В первый год войны (1941-1942) Пименов находился в Москве и был одним из организаторов «Окон ТАСС». В работах этого времени он показывает не сцены сражений, а героические будни Москвы и Ленинграда. Художник вспоминал: «…красота Москвы и ее людей раскрылись в эти дни в особом, трагическом, благородном свете. Нежные руки городских женщин взялись вместе с опытными крепкими руками крестьянок за лопаты в окопах и рвах под холодными дождями этой страшной осени - и выдержали испытание. Затемненный, замолкший, настороженный город был трагически прекрасен в лунные зимние ночи…» К теме войны он обращался и в послевоенное время.
Мастер запечатлел одно из знаковых явлений того времени, которое он сам неоднократно наблюдал очередь за хлебом. Это были ежедневные суровые реалии городского быта в условиях страшной войны: «_часы рассвета в обледенелой Москве с застывшими на улицах и в подворотнях очередями, чернильным карандашом написанные номера на старушечьих и детских руках, сжимающих драгоценные, неповторимые карточки».
Над картиной «Военный хлеб. Москва. 1941», законченной в 1973 году, Пименов начал работать еще в оттепельные шестидесятые.
Как и многие картины Игоря Обросова, представленное полотно основано на истории семьи художника и создано в память о матери - Татьяне Серовой, которая в годы войны работала врачом в военном госпитале. В начале Великой Отечественной войны будущему художнику было 11 лет. Вместе с матерью и братьями Игорь жил в Москве и каждый день наблюдал работу военных медиков, самоотверженно выполнявших свой долг, спасавших жизнь тысячам людей. Пронзительный момент встречи санитарного поезда изображен как эпизод черно-белых воспоминаний о страшных событиях войны.
Тему врачей и медсестер на войне продолжает картина Бориса Неменского Машенька :
Борис Неменский ветеран Великой Отечественной войны, был на Украинском, Белорусском, Ленинградском фронтах, участвовал в штурме Берлина, имеет медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За боевые заслуги». Ныне живущий очевидец и участник Великой Отечественной войны, художник-фронтовик Борис Неменский служил в Студии военных художников имени М.Б. Грекова и документировал происходящие на полях сражений события. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, премии Президента Российской Федерации в области образования, награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Героиня картины «Машенька» - военная медицинская сестра,
изображенная Неменским в момент отдыха между дежурствами. В ее лирическом образе воплотилась благодарность тогда 20-летнего художника всем «сестричкам», его сверстницам в белых халатах, которые любой ценой спасали жизнь бойцов.
«Фашист пролетел» (авторское название «Немец пролетел» впоследствии было заменено на более политкорректное) - одна из самых известных работ Аркадия Пластова о войне. Написана была очень быстро всего за пять дней осенью 1942-го.
Работа впервые экспонировалась на проходившей в 1942-1943 годах в Москве Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война» и имела большой успех. Страшная картина смерти деревенского пастушка среди тихой осенней природы, удивительная точность деталей создавали ощущение, что трагедия произошла непосредственно на глазах у зрителя. Сын художника Николай вспоминал, что на одной из выставок к картине подошел мужчина с мальчиком, ровесником пластовского пастушка, и ребенок, мгновенно поняв страшный смысл происходящего, задал лишь один вопрос: «За что?»
Парад на Красной площади в 1941 году :
7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве состоялся военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции. Константин Юон отобразил в своей картине едва ли не самый трагически-величественный момент в истории Великой Отечественной войны. Город в это время находился на осадном положении, шли жестокие бои за Москву, линия фронта была совсем близко к столице, но традиционный парад в честь годовщины Октября все же состоялся. С Красной площади велась прямая радиотрансляция, киносъемку осуществляли операторы Центральной студии кинохроники. Некоторые войсковые части прямо с парада отправлялись на фронт. «Военный парад на Красной площади в Москве вселил в советских людей уверенность: все поняли, что, если в такой тяжелой обстановке, когда враг у стен Москвы, в столице традиционно отмечают годовщину Октября, значит, врагу не взять город», - писал один из участников парада в воспоминаниях о тех днях.
Отдельный зал посвящен обороне Москвы . Представленные мною здесь картины выборочные, как и по другим темам.
В ниже следующем произведении народный художник Российской Федерации Вячеслав Стекольщиков воплотил собирательный образ военной Москвы 1941 года.
Выбор острова Балчуг в качестве пейзажного мотива не случаен. Это место стало знаковым для мастера еще со времен учебы в Московской художественной школе, расположенной неподалеку. Фигуры одетых в шинели солдат, перевозящих аэростаты заграждения, предназначенные для защиты города от воздушных налетов, тревожные силуэты труб МГЭС-1, черный дым, заволакивающий небо, передают драматические переживания военных лет. Произведение положило начало серии работ «Москва в солдатской шинели».
Небольшая графическая работа А.Дейнеки меня удивила сюжетом- Новодевичий монастырь и стадо коров .Оказывается через всю Москву колхозные стада перегоняли на восток. Работа рассказывает об эвакуации подмосковных колхозов. Летом и осенью 1941 года по улицам столицы гнали на восток скот. Сохранилась, например, архивная фотография стада у Большого театра. Дейнека показывает драматичные события как очевидец, но современность для него крепко связана с историей. Ритм очертаний крепостных стен и башен, храмов и колоколен Новодевичьего монастыря напоминает о величии воюющей страны, об испытаниях, пережитых Москвой в прошлом.
На первом плане видны надолбы, врытые в землю сквозь дорожный асфальт. (Похожие сооружения использовались еще в Средневековье против конных войск.) На столичных магистралях в августе 1941 года они появились как оборонительные противотанковые заграждения. В фигурах двух женщин, которые гонят стадо, художник подчеркивает не только усталость, но и спокойную решимость. Композиция пронизана ощущением тревожного ожидания: враг совсем близко - и лишь совместными героическими усилиями фронта и тыла возможно выстоять. Образ реальности, трактованный как торжественный фриз, обретает величие эпоса.
После Москвы тему подхватывает Ленинград.Каюсь, фото картин сделала мало по сравнению с Москвой. Все-таки я московский гид и мне всегда интересны виды города в разные годы.
Из ленинградской тематики мне понравились вот эти литографии Алексея Пахомова из серии "Ленинград в дни войны и блокады" ( листайте галерею):
И портрет Дмитрия Шостаковича.Он огромный , на фото оценить его размер сложно.
Известно, что желание написать портрет Шостаковича возникло у художника 9 августа 1942 года на концерте в Ленинградской филармонии, когда Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга исполнял Седьмую симфонию композитора. Оркестровыми средствами была воссоздана трагедия войны, передана схватка между светом и тьмой. Музыкальное событие стало ответом злу и знаком неизбежной победы над ним.
В портрете, написанном много лет спустя, Иосиф Серебряный концентрирует свои воспоминания о страшном времени блокады, размышления о силе музыки и мощи человеческого духа. Стремясь найти внешнюю аналогию с внутренним миром композитора, он отказывается от бытовых деталей и с помощью острого современного языка живописи создает сложный образ, полный напряжения и драматизма.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, получившая название «Ленинградская», стала символом стойкости и непобедимости советского народа, примером победы силы искусства и силы духа над жестокой агрессией. Законченная 27 декабря 1941 года в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара), симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышевском театре оперы и балета эвакуированным из Москвы оркестром Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. 9 августа 1942 года состоялась премьера в Ленинграде. Исполняли оставшиеся в блокадном городе музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, дирижировал Карл Элиасберг, велась радиотрансляция на весь мир.
После Ленинграда зал посвященный партизанам . Здесь много портретов , я остановилась тоже на некоторых работах.
Партизанская мадонна притягивает взгляд .Картина написана с элементами символизма, она могла бы принадлежать вечности, если бы не конкретные детали : военная форма, винтовки .
Великая Отечественная война стала главной темой творчества Михаила Савицкого - известного живописца, народного художника СССР (1978) и Белорусской ССР (1972), ветерана войны. Участвовал в боях за Севастополь. В 1942 году он оказался в фашистском плену, прошел несколько концлагерей, в том числе Бухенвальд и Дахау.
Уже в начале творческого пути Савицкий зарекомендовал себя как мастер большой картины. В его произведениях нашли живописное воплощение трагические страницы истории XХ века. Самым известным стало полотно «Партизанская мадонна», посвященное белорусскому партизанскому движению.
Традиционный для классического искусства образ Мадонны с Младенцем намеренно включен в необычную сюжетно метафорическую канву: изображая бытовую сцену прощания, происходящего в тылу врага, автор раскрывает идею торжества жизни. «Партизанская мадонна» вошла в качестве ключевого произведения в цикл «Героическая Белоруссия».
Зоя Космодемьянская Скульптор Матвей Манизер.
Зоя Космодемьянская (1923-1941), доброволец Красной Армии, в составе диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта. 28 ноября 1941 года при выполнении задания в немецком тылу была схвачена, подвергнута пыткам и казнена. 16 февраля 1942 года Зоя Космодемьянская была удостоена звания Героя Советского Союза. По указанию председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина Манизер выполнил памятник Зое Космодемьянской для Тамбова. Образ героини глубоко прочувствован скульптором: юная девушка, которую война сделала в одночасье взрослой. Она уходит на фронт и в последний раз оборачивается, словно прощается со своим домом, родными, со своей жизнью, молодостью, мечтоми, которым не суждено осуществиться. Ее решительная поза и взгляд свидетельствуют о непоколебимой вере в победу над фашизмом, что придает ей силы и мужество.
И картина Кукрыниксов - казнь Зои:
Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев. В него входили художники Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990), Николай Соколов (1903-2000). Название составлено из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Соколова.
Сергей Герасимов.Мать партизана:
Сергей Герасимов, признанный мастер живописи и графики, занимает одно из первых мест среди отечественных художников XХ века, отражавших суровые, героические периоды истории русского народа.
Историческое полотно «Мать партизана» - одно из лучших произведений Герасимова. Сюжетной основой картины стал эпизод, когда в деревню в поисках партизан врывается отряд фашистов. На разгромленной деревенской улице эсэсовский офицер устраивает допрос пожилой крестьянке, требуя выдать местонахождение отряда народных мстителей. Драматическое столкновение двух идеологий, непримиримых сил: правды, мира, справедливости, с одной стороны, и насилия, жестокости, зла - с другой, четко и убедительно выражено в композиции и колорите работы. «Я мечтал в образе матери,русской женщины-крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками», признавался автор картины.
Полотно демонстрировалось на выставке «Героический фронт и тыл» в 1944 году в Москве. В 1949-1950 годах художник его частично переписал. В 1958-м картина была представлена на Международной выставке в Брюсселе, где ее отметили золотой медалью.
Минутки радости на фронте тоже были.Картина большого формата, когда близко подходишь- рюкзак на переднем плане прямо просится в руки.
Картина «Отдых после боя» по праву считается вершиной творчества Юрия Непринцева. Она стала одним из самых известных и самых любимых произведений изобразительного искусства о Великой Отечественной войне. Многократно воспроизведенная на открытках, марках, в репродукциях, эта картина представила каноничный образ советского бойца в годы Великой Отечественной. Сюжетом стал будничный эпизод фронтовой жизни. Связанная тематически с поэмой Александра Твардовского «Василий Тёркин», она не является непосредственной иллюстрацией к литературному произведению, но в центре жанровой композиции, похожей на групповой портрет, изображен боец с кисетом, чья поза и черты отсылают к образу русского солдата, описанному Твардовским и полюбившемуся воюющему народу.
Милые девчата изображены в домашней обстановке, правда все это чужое и временное. Но уже 1945 год.
И очень знаменитая картина Лактионова Письмо с фронта.
Картина «Письмо с фронта» одно из самых известных произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Она была написана в подмосковном Загорске, куда Лактионов приехал в 1944 году после возвращения из эвакуации в Самарканд. Вместе с семьей он поселился на территории Троице-Сергиевой лавры, часть строений которой была преобразована в коммунальные квартиры.
Тронутая временем и невзгодами архитектура монастыря стала частью живописной композиции. Моделями автору послужили члены семьи, соседка Ольга Быстрова, а также друг художника, фронтовик Владимир Нифонтов. Лактионов писал их с натуры прямо на большой холст, выбирая для работы летние солнечные дни. Это определило исключительную светоносность и яркость цветовой палитры.
Там , где на картинах запечатлена уже победа, зал оформлен в светлых тонах, в отличии т предыдущих черно-красных.
Огромное полотно Михаила Хмелько, изображающее парад Победы.
И портрет Г.К.Жукова, принимавшего парад:
Георгий Константинович Жуков (1896-1957) - советский полководец и государственный деятель, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», прозванный Маршалом Победы. Он подписал от имени СССР акт о капитуляции Германии, а затем принял Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Портрет Жукова Павел Корин создавал в послевоенной Германии.
16 октября 1945-го художник вылетел в Берлин, где военачальник находился на посту Главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии. Для беспрепятственного проезда в еще закрытый город Корину выдали специальный пропуск и мундир капитана. Маршал предполагал, что художник завершит работу за два-три сеанса, но Корин убедил его в том, что времени потребуется значительно больше и что он относится
к своей работе так же серьезно, как и Жуков к своей.
Сеансы продолжались почти три месяца. Результатом остались довольны и художник, и модель. Корин сделал запись в дневнике: «Показал портрет маршалу Жукову, и портрет ему понравился. Маршал сказал… "Лицо полевое". Я переспросил, почему полевое? Он ответил: Такое бывает на поле боя"». Портрет стал одним из наиболее узнаваемых изображений маршала Жукова.
На следующей картине Жуков на подписании капитуляции Германии:
И трагикомичная картина Кукрыниксов на тему что происходило в бункере Гитлера :
Мысль написать масштабную живописную работу, показывающую последние дни пребывания Гитлера в бункере, родилась у художников 9 мая 1945 года. Уже через несколько дней после капитуляции Германии они выехали в Берлин, где спустились в убежище и сделали в «этой фашистской норе» несколько этюдов и зарисовок.
В ноябре 1945-го в качестве корреспондентов газеты «Правда» они побывали на Нюрнбергском процессе и при подготовке картины также использовали собранный там материал. Изображения соратников Гитлера не портретны это яркие собирательные образы старого генерала, хищного эсэсовца, пьяного офицера охраны. Мрачный колорит, резкое мерцание света и тени подчеркивают агонию, переживаемую деморализованными участниками сцены. В мае 1948 года картина была окончена и показана на юбилейной выставке к 30-летию Вооруженных сил СССР.
Послевоенная тема. Солдаты возвращаются домой :
Борис Угаров 19-летним юношей добровольцем отправился на фронт. В его солдатском вещмешке, помимо всего прочего, была монография Игоря Грабаря о Валентине Серове, которую он перечитывал в перерывах между боями. Служа артиллеристом -наводчиком, художник прошел Ленинградский, Волховский фронты, принимал участие в сражениях в Карелии.
Окончание войны застало его на Дальнем Востоке. Угаров участвовал в освобождении родного Ленинграда от блокады. Когда его дивизия держала оборону под Ижорским заводом, он смог на несколько часов вернуться домой, где узнал, что мать попала под бомбежку и с ранением лежит в госпитале, а отец больше недели находился мертвым в квартире. Может быть, поэтому тема возвращения домой так волновала живописца, и в год сорокалетия Победы он снова обратился к фронтовой тематике.
Но многие не вернулись к домашнему очагу:
Послевоенная жизнь.Здесь две линии просматриваются.
Одна светлая жизнеутверждающая , как на картине Аркадия Пластова Сенокос :
Самый ранний эскиз к картине «Сенокос» был сделан в 1910-е годы. В 1930-е Пластов написал еще несколько работ на эту тему, одна из которых была показана в 1935 году во «Всекохудожнике». Он продолжал работать над ней в разные годы, но окончательное решение пришло к художнику уже после Великой Отечественной войны.
Цветение трав и летние просторы являются аллегорией радости жизни, праздника. Пластов так вспоминал о своей работе: «Кончена война, кончена победой великого советского народа над чудовищными, небывалыми еще во всей истории человечества силами зла, смерти и разрушения. Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется - искусство радости… Это настроение и определило содержание новой моей картины Сенокос"… Я, когда писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся - смерть кончилась, началась жизнь».
Вторая линия тревожная ,не позволяющая забыть то, что было . Это работы Гелия Коржева из серии Опаленные огнем войны.:
В произведениях, сложившихся в цикл «Опаленные огнем войны», последним из которых стал холст «Облака 1945 года», художник осмыслял события военных лет и послевоенного периода с помощью языка крупных обобщений, добившись монументальной выразительности живописной формы. Коржев ушел от изображения развернутых батальных сцен, портретов героев и участников сражений, поставив целью раскрыть не только трагедию физических и душевных страданий, но и торжество силы народного духа.
Несколько работ послевоенного поколения художников :
Картина «Отец и я» задумана как своеобразный диптих, соединяющий автопортрет и портрет отца художника - Александра Шерстюка, кадрового военного, офицера войск противовоздушной обороны. В основе образа - старая черно-белая и современная цветная фотографии, как будто поставленные рядом дающие возможность видеть сходство и несовпадение, внутренний конфликт и единство изображенных персонажей.
Художнику в год создания картины было 33 года, в диптихе отец выглядит его ровесником, позируя в парадной форме, с саблей на поясе и медалями на груди. Отец - воин, олицетворение наружной и внутренней дисциплины, при этом выглядит задумчивым, даже грустным, его глаза скрыты тенью. Художник нарочито непараден, в его облике акцентируются черты нового поколения. Сергея Шерстюка увлекает тема встречи эпох, идея связи, преемственности поколений. Герои портрета кажутся очень похожими, словно отражаясь друг в друге. Шерстюк как будто узнает себя в отце, встает на его место.
Уже знакомый нам Евсей Моисеенко,одну картину которого мы видели в начале.На этой празднование 9-ого мая.
Праздник Победы 9 Мая предстает как эпизод из мирной жизни современников, где все идет своим чередом. Из маленьких фрагментов повседневности складывается картина переживания Дня Победы представителями разных поколений, объединенных истинно народным праздником, наполненных одновременно чувствами радости и скорби, ликования и горя.
В отдельном зале портреты бронзовые и живописные героев войны, листайте галерею:
И совсем на последок- зал, рассказывающий об эвакуации Третьяковки в Пермь и Новосибирск.
Вот на таких валах и в ящиках переезжали картины и скульптуры подальше от войны:
Перечислены фамилии сотрудников, совершавших эту трудную работу по перевозке, хранению и возвращению коллекции в Москву. Много документов , распоряжений и приказов , а также воспоминания музейщиков.
Конец выставки венчает скульптура Веры Мухиной Мир:
Посетителей на выставке не много, при мне была группа детей и несколько одиночных гостей. Я обратила внимание, что в книге отзывов и предложений молодой человек с серьезным и просветленным лицом делал запись.Мне кажется благодарственную. Меня выставка пробила . особенно последняя ее часть - когда в крайне непростых условиях сотрудники музея совершали свой тихий подвиг по сохранности художественного наследия.