Уважаемые читатели, недавно побывала в Минске, и хотя уже дома, но мне есть, что рассказать о Белоруссии. Поэтому статьи об этой республике еще будут.
А сегодня мои размышления после поездки в дружественную для нас страну.
В Минске в общей сложности была 4 дня — когда ехали в Гродненскую область останавливались в гостинице на 2 дня, и по возвращению домой — столько же времени провели в столице.
Все время пользовались общественным транспортом, и была поражена, как там все по хорошему устроено.
Чистые, новые автобусы и троллейбусы, метро за копейки, электронные табло с голосовыми объявлениями остановок, доброжелательные люди, готовые помочь.
Сразил наповал проезд — стоит всего 1 белорусский рубль (около 30 российских!)
Уже не раз на канале писала о том, что в Петрозаводске мы платим 60 рублей за разваливающиеся, прокуренные «ведра», и им все мало и мало.
Город наш небольшой по численности, обойти ногами можно многое и такой дико дорогостоящий проезд в автобусе, место которому уже давно на свалке.
Кстати, осенью возвращалась из Казани через Москву, тогда проезд стоил в метро 70 рублей.
Сейчас, возвращались из Белоруссии, уже платили 80 рублей за одну поездку. Вот почему так у них хорошо, а у нас как всегда 🤦♀️ ?
Мне думается, там, в Белоруссии,
государство субсидирует транспорт, а не перекладывает всё на пассажиров.
В Белоруссии власти сознательно поддерживают низкие тарифы, беря на себя часть расходов.
Например, в Минске фактическая стоимость одной поездки — 3 рубля(умножайте примерно на 30 наших российских рублей!), но пассажиры платят лишь 1 рубль. Разницу доплачивает государство за счет налогов и дотаций.
В России же, в частности в регионах вроде Петрозаводска, перевозчики вынуждены сами покрывать расходы, а власти не спешат помогать. Вот так и живём и имеем:
старые автобусы, постоянные жалобы на убытки и бесконечное подорожание проезда.
Социальная политика: пенсионеры платят половину
Мне понравилось то, что в Белоруссии пенсионеры имеют 50%-ю скидку на проезд в пригородных электричках.
Возможно, и в общественном транспорте тоже есть скидки, но точно не знаю.
Видела, что в пригородных электричках пенсионеры едут за половину стоимости, предъявляют документы на право льготного проезда.
А у нас? В Петрозаводске таких льгот нет вообще ни для кого. За транспорт платят все по полной — пенсионеры и инвалиды.
Я плачу 140 рублей за 25 км до дачи, а в Минске за 200 км до Гродненской области — всего 100 рублей (и это без скидки!).
Новый транспорт вместо «автохлама»
В Минске весь транспорт современный: электробусы, троллейбусы с Wi-Fi, кондиционеры, электронные табло.
Чувствуется забота властей о транспорте — парк машин обновлённый, закупается техника за счет бюджета .
А у нас? В Петрозаводске автобусы советских времен, вонючие, без кондиционеров, с отваливающимися сиденьями, ободранным полом.
Перевозчики не хотят тратить деньги на закупку нового транспорта, а городские власти не в состоянии контролировать качество услуг.
Жёсткий контроль цен
В Белоруссии государство регулирует тарифы на транспорт, не давая перевозчикам завышать цены.
В России же частные перевозчики диктуют стоимость проезда, а власти лишь разводят руками, и ничего поделать не могут.
Почему у нас так не получается?
— Нет субсидий из бюджета (или они совсем небольшие).
— Нет контроля за качеством транспорта.
— Отсутствие льгот для пенсионеров в регионах.
— Коррупция и неэффективность — деньги уходят не на обновление парка, а в чьи-то карманы.
Поэтому, побывав в Белоруссии, сделала для себя вывод — там заботятся о людях, а у нас — нет.
Я рада за белорусов, но мне грустно и обидно за нас.
Почему в соседней стране могут сделать удобный и дешёвый транспорт, а у нас всё дороже и хуже?
Когда у нас в Петрозаводске появятся удобные и чистые автобусы, льготы для пенсионеров и нормальные адекватные цены?
Пока ответа нет, кажется, в ближайшее время время его точно не будет 🤷.
Остаётся только завидовать Белоруссии и надеяться, что когда-нибудь и у нас наведут порядок.
P.S. Кстати, в Белоруссии можно спокойно платить за проезд на транспорте российской картой «Мир» — мне даже не пришлось менять деньги. И за такси тоже, там действует приложение от Яндекс такси.
А это ещё один повод задуматься: почему у них всё для людей, а у нас — как повезёт?
Вот такой мой опыт поездок по Белоруссии.
Если у вас есть что дополнить по поводу транспорта, буду очень рада вашим комментариям.
Поддержите пост лайками и любыми комментариями. Подписывайтесь на МОЙ КАНАЛ.