На мероприятии "Иннопром-2025", состоявшемся в Екатеринбурге (МВЦ "Екатеринбург-ЭКСПО") с 7 по 10 июля, ключевыми темами стали прогресс российской авиации, приспособление к импортозамещению и усовершенствование технологий. Особое внимание уделялось использованию композитов в структуре новейшего авиалайнера МС-21-310.
Анатолий Гайданский, первый зам. гендиректора ПАО "Яковлев" и руководитель Инженерного центра, представил детальный анализ статуса композитной конструкции самолета. Он осветил успехи, проведенные тесты и цели по снижению массы, связанные с переходом на российские материалы.
В конструкторском бюро, занимающимся композиционными материалами, возникли определённые препятствия, повлекшие за собой пересмотр проекта воздушного судна. Это потребовало более взвешенного подхода к балансу между инженерными параметрами и потребительскими качествами лайнера МС-21. Несмотря на возникшие проблемы, корпорации "Яковлев" и "АэроКомпозит" энергично занимаются доработкой и совершенствованием конструкций, опираясь на приобретённый опыт и существующие ограничения.
Гайданский акцентировал внимание на том, что приоритетное применение композитных материалов в МС-21-310 приходится на сменную секцию крыла. Он уточнил, что уже созданы и произведены два опытных образца кессона протяженностью до 22 метров и шириной до 6,5 метров. Данные элементы подвергаются всесторонним тестам, включая успешные испытания на статическую прочность.
Композитные материалы используются в конструкции хвостового оперения (стабилизатор, вертикальный киль, рули), а также в разнообразных обтекателях, например, обтекателе направляющих закрылков и крыльевого перехода к фюзеляжу.
Проверки на прочность завершились положительно, и один из экспериментальных образцов был направлен на длительные испытания в институт ЦАГИ. Это дает возможность оценить прочность и срок службы изделия. Гайданский обратил внимание на модификацию конструкции съемной части крыла с учетом полученных результатов. Предполагается уменьшить массу на сотни килограммов за счёт оптимизации крыла, хвостового оперения и обтекателей.
Выпуск панелей для киля и стабилизатора самолета МС-21-310 теперь будет осуществляться на казанском предприятии «КАПО Композит». Это улучшит эффективность производства, поскольку полный цикл — от создания композитных элементов до финальной сборки оперения — сосредоточен в одном месте. Ранее город Обнинск был центром изготовления композитных деталей, но в рамках перехода к централизованной системе эту функцию передали в Казань.
Гайданский также подчеркнул значимость термопластичных полимерных композиционных материалов как перспективного направления развития авиационных композитов. Данные материалы допускают многократную переработку без ухудшения прочностных характеристик, что позволит уменьшить вес пассажирских самолетов на 15-20% в сравнении с использованием алюминия и магния.
Применение этих разработок способствует уменьшению расхода топлива и удешевлению авиаперевозок. Их внедрение планируется в силовые элементы, носки крыла, шпангоуты и крепёж, что позволит расширить горизонты технологий и повысить удобство обслуживания воздушных судов.
С 2024 года ожидается объединение JetOS с многофункциональным дисплеем, создаваемым Ульяновским конструкторским бюро приборостроения для лайнера МС-21. ГосНИИАС в сотрудничестве с Институтом системного программирования РАН и Институтом прикладной математики РАН разрабатывают российскую операционную систему реального времени JetOS для авиационных систем. Критически важны авиационные нормы, гарантирующие безопасность, надёжность и продуктивность функционирования.
На конференции OS DAY каждый год рассматриваются перспективы совершенствования JetOS и проблемы в области киберзащиты и оптимизации ресурсов. В 2025 году основное внимание уделили теме «Изолированные среды выполнения». ГосНИИАС представил детали использования стандарта ARINC 653, обеспечивающего пространственную и временную изоляцию программ.
Отчет содержал подробное изложение модульного построения, служб для обмена данными между программами и способов обработки нештатных ситуаций. Данные характеристики обеспечивают стабильное функционирование гетерогенных программных элементов на единой аппаратной платформе.
В процессе приемочных тестов самолета МС-21 с серийным номером "73057" на Иркутском авиационном заводе реализовали программу по уменьшению зависимости от импортных комплектующих. Опытный образец авиалайнера подвергся модернизации, в ходе которой основные узлы были заменены на российские аналоги. В частности, установили интегрированную систему управления с приводами российского производства и усовершенствованную систему электроснабжения. Новые стойки шасси с колесами и шинами, произведенными в России, а также датчики определения объема топлива также были инсталлированы.
На аэродроме Раменское в ЛИиДК ПАО «Яковлев» подходят к концу испытания МС-21 на устойчивость к поражению молнией. В этих целях используют прототип с номером "73051", где импортная кабельная сеть была заменена на российскую. В ходе испытаний оценивают устойчивость систем самолета к воздействию сильных электромагнитных полей и регистрируют индуцированное напряжение в кабелях. Это позволяет выявить и устранить слабые места в электрике самолета, гарантируя безопасность полетов в условиях грозовой активности.
В июле 2025 года две опытных модели МС-21 с номерами "73054" и "73055" выполнили в общей сложности 15 рейсов, проведя в воздухе 58 часов и 42 минуты. Борт "73054" испытывался на предмет работоспособности системы TCAS, предназначенной для предотвращения столкновений в воздухе. В то время как самолет "73055" был задействован для оценки функционирования системы электропитания, а также инерциальной навигационной системы (ИНС), компонентов, отвечающих за управление воздушным движением (УВД), радиокоммуникаций и антенно-фидерной системы (АФУ). Самолет с номером "73055" дважды совершал полеты по установленным воздушным коридорам с целью проведения как заводских тестов, так и сертификационных проверок.
Лётчик-испытатель, представляющий Авиарегистр, участвовал в ряде полётов без пассажиров над центральными регионами страны. В рамках этих испытаний он выполнил перелёт между Жуковским и Сыктывкаром в обе стороны, осуществляя проверку российских инерциальных навигационных систем, систем связи, метеорологического радара и самолётных ответчиков. Двадцать третьего июля был проведён "парный" полёт с участием двух МС-21 для тестирования системы предупреждения столкновений и для сравнения характеристик радионавигационных систем российского производства. На борту самолёта с номером "73054" было установлено оборудование зарубежного производства.
Этап подготовки воздушного судна к сертификации включает в себя серию испытаний системы, предназначенной для предотвращения столкновений. Данные испытания призваны подтвердить безопасность в полёте и продемонстрировать надёжную работу отечественных систем. В основе методики испытаний лежит использование двух идентичных самолётов, выполняющих скоординированные маневры на различных высотах и на разных расстояниях друг от друга.
Комплекс отслеживает относительное расположение объектов и отправляет предупреждения командам о необходимости внесения изменений в курс движения. После завершения полетов эксперты оценивают корректность и быстроту реагирования системы. В Летно-исследовательском институте имени Громова, расположенном на территории ПАО «Яковлев» в городе Жуковский, находится прототип авиалайнера МС-21, имеющий бортовой номер "73056". Долгое время о нем не было сведений, однако в настоящее время его готовят к проведению тестов по быстрой эвакуации пассажиров с использованием российских аварийных надувных устройств. Это потребует внесения изменений в конструкцию дверей, поскольку изначально были установлены импортные устройства. Пассажирский салон рассчитан на размещение 211 человек.
В течение 2024 года на данном воздушном судне уже проводились тестовые мероприятия. Чтобы получить одобрение на важную модификацию, самолет должен соответствовать отечественной версии МС-21-310 с заменой импортных компонентов. После адаптации дверей и трапов будут возобновлены наземные сертификационные испытания, имитирующие экстренную эвакуацию из самолета.
О том, почему моим 70+ тысячам подписчикам не видны новые опубликованные статьи в Дзен:
Уважаемые читатели, многие сталкиваются с тем, что после публикации новых статей на канале, многие подписчики их просто не видят.
Краткая памятка о том, как этого избежать:
1. На главной странице в Дзен, в левом верхнем углу есть вкладка - ПОДПИСКИ - кликаем на неё.
2. Находим в Ленте подписок (левая часть) канал "Вперёд, Отечество!", справа вы увидите "три точки", нажав на них - ЗАКРЕПИТЕ канал, как показано на фото 2.
Всё, теперь чтобы читать новые статьи, всегда заходим через раздел ПОДПИСКИ на главной странице Дзена (смотреть фото 1). Спасибо.