Те, кто водил «Запорожец», знают — это была машина со своим характером. Её нельзя было назвать идеальной, но она честно делала свою работу. Особенно в те годы, когда автомобиль был не просто средством передвижения, а помощником по жизни.
Многие вспоминают этот автомобиль с иронией. Кто-то смеётся над внешним видом, кто-то над звуком двигателя. Но для тех, кто ездил на ЗАЗ-968 каждый день, он был больше, чем просто машиной. Он был частью повседневности, понятным и доступным инструментом, который не подводил.
Простая конструкция — не значит плохая
ЗАЗ-968 начали выпускать в 1971 году. Машина получилась компактной, заднеприводной, с задним расположением двигателя. Инженеры выбрали такую компоновку не ради оригинальности, а потому что она позволяла добиться лучшей проходимости и упростить конструкцию.
Воздушное охлаждение двигателя избавляло от лишних узлов и потенциальных проблем. В условиях сельской местности, где часто не было возможности обслуживать сложную технику, это было плюсом. Да, двигатель грелся, особенно летом, но при аккуратной езде проблем возникало немного.
Владельцы «Запорожца» знали: если ухаживать за машиной, следить за уровнем масла и состоянием ремня, он будет ездить. Причём долго. И это не громкие слова, а наблюдение многих, кто ездил на этой машине не один год.
Ремонт — своими руками
Одна из главных особенностей ЗАЗ-968 — ремонтопригодность. Машина спроектирована так, чтобы большинство операций можно было выполнить в гараже, без подъёмника и дорогостоящего инструмента.
Замена сцепления, ремонт тормозов, даже переборка двигателя — для технически подкованного владельца всё это было возможно. И именно это ценили в «Запорожце» люди, которые не могли позволить себе регулярные визиты в автосервис.
Сейчас, когда почти любая современная машина требует подключения компьютера даже для замены лампочки, это кажется чем-то невероятным. Но тогда это было нормой — и большим плюсом.
Комфорт на уровне возможностей
Не стоит лукавить: салон ЗАЗ-968 был довольно простым. Пластиковая панель, жёсткие сиденья, минимум электроники. Однако и не было в нём ничего лишнего. Всё по делу.
Печка справлялась с обогревом в умеренно холодную погоду. Летом, как и во многих советских автомобилях, спасались открытыми окнами. Расстояние между креслами небольшое, зато всё было под рукой.
Шумоизоляции было мало, двигатель шумел — особенно при разгоне. Но со временем к этому привыкали. Да и ездили на нём обычно в пределах города или по просёлочным дорогам, где скорость редко превышала 80 км/ч.
Проходимость и поведение на дороге
ЗАЗ-968 хорошо чувствовал себя на неровных дорогах. Подвеска была мягкой, колёса небольшого диаметра, но с высоким профилем, что позволяло сглаживать ямы. А главное — задний привод и двигатель сзади обеспечивали уверенное сцепление.
Особенно это ценилось зимой. Пока «Москвичи» буксовали на подъёмах, «Запорожец» мог медленно, но верно идти вперёд. Конечно, многое зависело от шин и состояния дорог, но машина вела себя предсказуемо.
Багажник и его особенности
Учитывая компоновку, багажник у ЗАЗ-968 находился спереди. Он был неглубоким, но вмещал всё самое нужное: запаску, набор инструментов, сумку с продуктами.
Часто на крышу устанавливали багажник, особенно если ездили с семьёй или в деревню. Машина спокойно тянула дополнительный груз, особенно если не нагружали салон сверх меры.
Экономичность и расход топлива
При умеренной езде ЗАЗ-968 потреблял 8–9 литров на 100 км. Это вполне разумный расход для тех лет. Машина не была динамичной, но при спокойной езде позволяла экономить топливо.
Даже при полной загрузке и по просёлку машина не «жрала» топливо без меры. Многие водители подмечали: если грамотно отрегулировать зажигание и карбюратор, расход становился ещё ниже.
Немного об имидже
Да, у «Запорожца» был имидж «непрестижной» машины. Этим словом в СССР не часто бросались, но было понятно — «Жигули» считались шагом выше, а «Волга» — вообще отдельной лигой.
Но тем, кто ездил на ЗАЗ-968, было важно другое. Возможность добраться до работы, увезти семью на дачу, перевезти мешки с картошкой осенью. Он выполнял все эти задачи. И делал это с минимумом затрат.
Истории из жизни
Многие автолюбители до сих пор вспоминают, как учились водить именно на «Запорожце». Машина была компактной, не пугала своими габаритами. Сиденье подстраивалось под любой рост, управление — предсказуемое.
Некоторые до сих пор хранят Запорожца. Говорят, рука не поднимается продать. Много лет он ездили везде, а теперь ставят на выставки ретро-техники. И каждый раз кто-то останавливается, улыбается и говорит: «У меня такой был».
Почему машина ушла в тень
Когда начали появляться более современные автомобили, особенно иномарки, Запорожец начал терять популярность. Ему не хватало мощности, комфорта, внешнего вида. Но он и не пытался с ними соревноваться.
Он был продуктом своего времени. Машиной, которая выполняла поставленные задачи. А то, что со временем потребности изменились — вполне естественно.
Сегодня — это уже часть истории
Сейчас Горбатый почти не встретишь на дороге. Но на выставках и фестивалях ретро-техники он по-прежнему вызывает интерес. И даже уважение. Потому что всё, что он обещал — он выполнял.
Некоторые энтузиасты реставрируют «ушастых», приводят их в порядок. Это кропотливая работа, но результат стоит того. И не для того, чтобы блеснуть, а чтобы сохранить память.
ЗАЗ-968 был не идеален. Но он был полезен. И в этом — его главная ценность.
Для кого-то это была первая машина. Для кого-то — единственная. Кто-то до сих пор ездит на нём на дачу. А кто-то бережно хранит в гараже, как часть своей молодости.
Если подходить к оценке техники не с позиции громких фраз, а с позиции того, как она справлялась со своей задачей — «Запорожец» справлялся. И заслуживает, чтобы о нём говорили без насмешек.
Что дальше?
В следующем материале — возвращаемся к тяжеловесам. Я расскажу о грузовиках, которые работали в самых разных уголках СССР. Будет и про ЗИЛ-130, и про «ГАЗоны», и про те машины, которые работали не за награды, а просто потому, что кто-то должен был делать эту работу.
А вы помните, как ездили на «ушастом»? Может быть, у кого-то остались фото, воспоминания или даже сам автомобиль? Делитесь в комментариях — будем вспоминать вместе.
Читайте также: 5 причин, по которым "Запорожец" стал самым противоречивым авто СССР