Правила дорожного движения в Беларуси изменяются с регулярной периодичностью. Так, 5 августа был подписан указ, который вновь корректирует ПДД. Собрали основные новшества.
Как следует из преамбулы Указа №295 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», изменения в ПДД приняты в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения.
СПМ, велосипедисты и не только: что меняется в ПДД
Да, с культурой на дорогах у нас действительно были вопросы, особенно это касалось любителей электросамокатов и прочих устройств, именуемых средствами персональной мобильности. Если короче – СПМ. Именно их в основном коснулись изменения.
Напомним, что на недавнем совещании в центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МВД руководитель ведомства Иван Кубраков остановился отдельно на работе ГАИ.
«ОВД проделана большая работа по совершенствованию организации дорожного движения и повышении культуры поведения на дорогах», – отметил министр.
По данным ГАИ, только за последних два года количество аварий с участием поклонников СПМ достигло отметки 900. Это много – реагировать нужно.
Результатом работы силового ведомства и стали новые изменения в ПДД, которые внесли корректировки для любителей активного отдыха – владельцев и пользователей СПМ.
Итак, какие изменения внесены Указом №295?
1. Теперь физические и юридические лица, которые имеют в собственности устройства, относящиеся до вступления указа в силу к средствам персональной мобильности и имеющие максимальную конструктивную скорость движения более 25 км/ч, вправе:
- обратиться за их государственной регистрацией в подразделения ГАИ Министерства внутренних дел при подтверждении соответствия типам транспортных средств «мопед» или «мотоцикл» в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);
- использовать без государственной регистрации такие устройства (СПМ) на дорогах без усовершенствованного покрытия, передвигаясь в светлое время суток по обочине дороги, а при ее отсутствии – по проезжей части не далее 1 метра от ее правого края.
То есть: если конструкция, например, электросамоката предусматривает скорость свыше 25 км/ч, то вам прямая дорога в ГАИ для регистрации СПМ как транспортного средства. Но для начала нужно оценить и подтвердить, к какому типу транспортного средства устройство отнести.
Для этого необходимо будет обратиться с заявлением в испытательные лаборатории (центры). Главное условие – они должны быть резидентами Республики Беларусь, включенными в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. По результатам оценки оформляется электронный паспорт транспортного средства.
Оформление электронного паспорта и государственная регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с законодательством об административных процедурах без предоставления документов, подтверждающих приобретение транспортных средств. То есть договор и/или чек, подтверждающий покупку устройства, не нужны.
Без регистрации использовать устройства (СПМ) можно, но только на дорогах без усовершенствованного покрытия и в светлое время суток.
Справка ABW: Усовершенствованное покрытие – покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также их штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п. (п. 2.75 ПДД).
2. При участии в дорожном движении лица, передвигающиеся на СПМ (со скоростью выше 25 км/ч), приравниваются к водителям механических транспортных средств, а если транспортное средство имеет массу менее 35 кг и на нем отсутствует рулевое управление – к водителям немеханических транспортных средств.
3. В новых ПДД применена и новая трактовка понятия «механическое транспортное средство» – это транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
К механическим транспортным средствам не относятся:
- средства персональной мобильности;
- велосипеды, имеющие электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, или максимальную конструктивную скорость движения, определенную его технической характеристикой, не более 25 км/ч либо иной двигатель с аналогичной характеристикой;
- транспортные средства, приводимые в движение двигателем, максимальная конструктивная скорость которых превышает 25 км/ч, имеющие массу менее 35 кг и на которых отсутствует сиденье и рулевое управление.
4. Новая трактовка понятия СПМ теперь выглядит так: это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов) и максимальную конструктивную скорость движения не более 25 км/ч, предназначенное для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей). Лица, передвигающиеся на СПМ, приравниваются к велосипедистам с учетом особенностей, предусмотренных ПДД.
То есть: раньше те, кто ездил на СПМ, были пешеходами, теперь они велосипедисты.
5. В жилой и пешеходных зонах, на прилегающей территории движение пешеходов, велосипедистов и водителей СПМ (кроме пешеходных зон), разрешается по тротуару, обочине и проезжей части дороги. Пешеходы, велосипедисты и водители СПМ имеют преимущество перед другими транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать дорожному движению.
6. Водителю СПМ запрещается:
- двигаться в населенном пункте со скоростью более 10 км/ч, за исключением движения по велосипедным дорожкам или проезжей части дороги, когда это допускается ПДД;
- не достигнув 14 лет, управлять СПМ на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица (за исключением жилых зон);
- двигаться в пешеходной зоне;
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы движения в данном направлении;
- двигаться по тротуару, если масса СПМ превышает 35 кг;
- оставлять СПМ в местах, где это создает препятствия для движения иных участников дорожного движения.
Последний пункт особенно актуален в свете «культуры» любителей шеринговых электросамокатов оставлять их где попало, что мешает в первую очередь пешеходам.
Использование шлема при управлении СПМ – мера рекомендательная, а не обязательная. То есть на ваш выбор и под вашу ответственность.
Еще из важного. Отныне в ПДД закреплена обязанность велосипедистов и самокатчиков спешиваться при пересечении проезжей части дороги (пока п. 150 ПДД предоставляет выбор). То есть правило касается пользователей всех видов самокатов – даже тех, у которых нет двигателя и которые приводятся в движение мускульной силой.
Что касается штрафов за нарушения. За несоблюдение новых правил предусмотрена ответственность по ст. 18.20 КоАП:
• обычное нарушение (например, неспешивание на переходе) – штраф от 42 до 126 руб. (1–3 базовые величины);
• в состоянии опьянения – до 210 руб. (5 базовых);
• создание аварийной обстановки – до 336 руб. (8 базовых);
• причинение вреда здоровью – до 840 руб. (20 базовых).
Тонировка автостекол
Еще одно изменение, наделавшее много шума, – разрешение на тонировку. Его многие очень долго ждали.
Новыми правилами разрешатся установка жалюзи, шторок и пленочных покрытий на боковых (кроме передних) и задних стеклах легковых автомобилей. Норма по светопропускаемости не установлена. Но изменения приведены в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 018.
При этом на вчерашней пресс-конференции по изменениям в ПДД руководитель ГУ ГАИ МВД Виктор Ротченков отметил:
«Наравне с этим разрешением ГАИ будет пристальное внимание уделять пресечению правонарушений, когда водители наносят пленочные покрытия на передние стекла автомобилей. В этом случае это нарушение ПДД, ответственность за это предусмотрена».
Всесезонные шины
Указом №295 также внесены изменения в приложение ПДД, где указаны неисправности, при которых запрещено участие в дорожном движении. А именно:
38. В приложении 4 к Правилам:
часть вторую пункта 25 изложить в следующей редакции:
«Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками снежинки внутри нее и одним из знаков "M+S", "M&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации имеют остаточную глубину рисунка протектора менее 4 мм».
Это означает, что теперь зимой к использованию запрещены шины с маркировкой «Все сезоны» – all season. Они могут использоваться только с весны до осени, но с 1 декабря до 1 марта можно эксплуатировать только зимние шины, обозначенные соответствующим образом.
И еще несколько важных изменений:
- на мотоблоках с прицепами можно ездить по дорогам (до 90 км/ч) в светлое время суток;
- территории садоводческих товариществ теперь относятся к жилой зоне.
Напомним, что изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
]]>