Найти в Дзене
Турист с маникюром

Что общего у БАМа и банки оливок?

Есть такой странный феномен: любовь к оливкам приходит не сразу. Их редко любят с первого укуса. Обычно сначала пробуешь из вежливости, потом из любопытства, потом чтобы казаться взрослым. А потом, в какой-то момент, вдруг ловишь себя на том, что хочешь именно их — нечто терпкое, сложное и не похожее ни на что другое. Вот БАМ — как те самые оливки. Его не выбирают в качестве первого маршрута по России. Он не будет «вишенкой на торте» вашего путешествия. Он сам — отдельный вкус. Для тех, кто уже ездил поездами, видел города, переезжал через всю страну по Транссибу и теперь готов оценить другое. Не очевидное. Как туристу, привыкшему останавливаться в интересных городах по пути, мне на БАМу не хватало времени на станциях. Многие остановки были слишком короткими — по четыре-шесть минут. На некоторых даже не выпускали из вагона. Оказалось, что чтобы просто сфотографировать табличку с названием или памятный монумент, нужно ловить момент. А если хочется выйти в город и погулять, то следующий

Есть такой странный феномен: любовь к оливкам приходит не сразу. Их редко любят с первого укуса. Обычно сначала пробуешь из вежливости, потом из любопытства, потом чтобы казаться взрослым. А потом, в какой-то момент, вдруг ловишь себя на том, что хочешь именно их — нечто терпкое, сложное и не похожее ни на что другое.

Вот БАМ — как те самые оливки. Его не выбирают в качестве первого маршрута по России. Он не будет «вишенкой на торте» вашего путешествия. Он сам — отдельный вкус. Для тех, кто уже ездил поездами, видел города, переезжал через всю страну по Транссибу и теперь готов оценить другое. Не очевидное.

Как туристу, привыкшему останавливаться в интересных городах по пути, мне на БАМу не хватало времени на станциях. Многие остановки были слишком короткими — по четыре-шесть минут. На некоторых даже не выпускали из вагона. Оказалось, что чтобы просто сфотографировать табличку с названием или памятный монумент, нужно ловить момент. А если хочется выйти в город и погулять, то следующий поезд придется ждать сутки. И часто в таких местах просто нечего делать целый день.

БАМ невозможно проехать целиком на одном поезде. Это просто особенность маршрута. Есть три отрезка без пересадок: Тайшет — Тында, Тында — Комсомольск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. Но поезда стыкуются хорошо, пересадки получаются удобными и не превращаются в мучительное ожидание.

БАМ можно ехать и с запада на восток, и наоборот. Но самые захватывающие пейзажи, на мой взгляд, находятся в восточной части — между Братском и Тындой. Здесь тайга кажется настоящей, почти сказочной. Рельеф сложный, ландшафты постоянно меняются. То озеро, то мост, то скала. Это именно та часть маршрута, где поезд становится смотровой площадкой, а каждое окно — кинозалом.

У Транссиба есть бонус: его крайние точки — это крупные города. Москва и Владивосток — идеальные места для старта или финала, с аэропортами, кафе, музеями. А крайние точки БАМа другие. Тайшет и Советская Гавань — не туристические. Это не минус. Это просто факт. Здесь нет желания задержаться на пару дней и праздновать завершение маршрута, но именно поэтому эти точки ощущаются почти философскими. Они не отвлекают, а подводят черту. Или наоборот — открывают новую линию.

Поездка по БАМу — не приключение в классическом смысле. Это вкус, который открывается не сразу. Он не кричит и не старается понравиться. Он остаётся с тобой после. И если ты его понял — то захочешь вернуться. Потому что такие маршруты становятся частью внутренней коллекции. Как любимый сорт чая, запах осеннего леса или баночка оливок на полке.