Новосибирский академический драматический театр «Красный факел» начал гастроли в Петербурге, открыв ими свой 106-й сезон. У театра есть неофициальное название «сибирский МХАТ».
Приехал большой коллектив – 75 человек. Привезли три спектакля. Каждый сыграют на Основной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова по два раза. Два из них – постановки художественного руководителя «Красного факела» Андрея Прикотенко: «Мертвые души» на основе поэмы Николая Гоголя и «Бесы» по роману Федора Достоевского.
Открыл гастрольную программу музыкальный спектакль «Ромео и Джульетта» по мотивам трагедии Шекспира в постановке Марка Букина, молодого пермского режиссера. В Новосибирске спектакль пользуется большим успехом. К слову, он вошел в лонг-лист лучших спектаклей сезона 2023-2024 по версии экспертного совета Российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска».
Заинтриговал анонс: «Монологи героев превращаются в зонги, которые актеры исполняют под живое сопровождение музыкального бэнда».
Билеты проданы на все спектакли. И по приглашениям уже не попасть – мест нет. Отличное начало гастролей!
Честно скажу, не хотелось мне смотреть очередную постановку этой «пьесы на века». Ну что нового еще можно открыть в «самой печальной повести на свете», где Монтекки враждуют с Капулетти ? Тем более аж три спектакля «Ромео и Джульетта» в последнее время посмотрела — в драматическом и музыкальном театрах...
И зря так думала! Хорошо, что пошла в театр. Молодцы сибиряки. На высоком уровне работы режиссера, сценографа, художников, актеров, музыкантов (группа два действия не уходит со сцены)...Не так часто встретишь хорошо поющих драматических артистов.
Спектакль «Красного факела» современный, яркий. Покорил петербуржцев и гостей города. Все по тексту (пьеса Марка Букина и Наталии Макуни). Конфликт отцов и детей. Но есть здесь юмор, сцены, где зритель улыбнется, рассмеется, узнает в шекспировских персонажах себя и своих близких. Нет сцены с балконом Джульетты, обошлись без кинжала в финале.
Герои одеты так, как одеты люди сегодня – взрослые и подростки (вспомним, что Джульетте - 14, Ромео – 16).
И какой фантастический прием зрителей на поклонах! «Браво!», свист, овации. В таких случаях говорят, что зал чуть не рухнул от аплодисментов… И высший пилотаж - когда зрители шли на метро, пели «Бей, барабан, бей!»
Марк Букин: «Я бы хотел сыграть не Ромео, а отца Лоренцо»
Перед спектаклем мы поговорили с режиссером.
- Большой ажиотаж сегодня, билетов нет. В зале аншлаг. Ожидали такой успех?
Марк Букин: Для меня это абсолютное чудо – гастроли на сцене великого театра, очень важного для меня, и я сильно волнуюсь.
- Как вы решились на эту постановку? Только ленивый не поставил «Ромео и Джульетту». В каждом городе можно насчитать не один спектакль – драматический, пластический, мюзикл, балет… Что нового еще можно сказать?
Марк Букин: Да, «Ромео и Джульетт», безусловно, много, но у каждого режиссера есть какие-то мечты, и эта пьеса была моей мечтой со студенческой скамьи. Но я не мог найти исполнителей, между которыми возникала бы «химия». А в «Красном факеле» это сложилось.
Когда я приехал в Новосибирск, то думал совсем о другой постановке. Но произошла «историческая» встреча с Вадиком Гусельниковым и Настей Плешкань, и я понял, что нашел Ромео и Джульетту. Интуиция меня не подвела, и после переговоров с художественным руководством было принято решение сделать спектакль.
- Ваше личное ощущение от сегодняшней ситуации в мире созвучно с описываемыми Шекспиром событиями?
Марк Букин: Да, вражда и ненависть доведены до максимума и абсурда, мы уже буквально на пороге катастрофы. И спасти нас от нее может только одно — любовь. Уникальная любовь этих молодых ребят. Меня спрашивают, не думал ли я о другом финале спектакля. Не как у Шекспира. Конечно, хочется спасти молодых героев, но если они не умрут, то не станут легендой на века.
- Взявшись за работу, вы испытывали страх, волнение или все-таки кураж?
Марк Букин: Волнение всегда присутствует, ведь ты берешься за легендарный материал, с такой богатой историей, и, конечно, переживаешь, получится ли у тебя, но азарта, куража, даже дерзости в какой-то момент стало больше, чем волнения. Потому что либо решаешься на такие вещи, либо не решаешься.
- У вас есть помимо режиссерского и актерское образование. Какую роль в «Ромео и Джульетте» вам интересно было бы сыграть? Может, играли когда-то – в студенчестве или позже?
Марк Букин: Я играл роль Ромео в студенческом отрывке. Мне кажется, у каждого режиссера есть его персонаж в спектакле, который является его прототипом. Безусловно и конечно же, у меня это Ромео, но есть вторая роль меня сегодняшнего - это отец Лоренцо. Вот Лоренцо - это я в этом спектакле, у меня есть такое ощущение, я бы хотел сыграть его.
Когда выпускали спектакль, я больше ассоциировал себя с Ромео, мне близко чувство романтизма по отношению к миру, его хрупкости. А потом это стал Лоренцо, потому что он, сочувствующий влюбленным монах, собственно, тот, кто пытается их спасти, как и я, режиссер, который, своими же руками вновь их убивает.
«И тогда я придумал, что герои поют»
- Одна из оценок вашего спектакля: «пробуждает отсылы к Голливуду, а не к Шекспиру. Зачем в который раз теребить бессмертную классику?»
Марк Букин: Никаких отсылок к Голливуду нет. Да, мне очень нравится фильм База Лурмана с Леонардо Ди Каприо, это выдающееся кино, оно приблизило Ромео и Джульетту к нам сегодняшним.
Мне хотелось поработать с этой пьесой. Наш спектакль - в жанре музыкального театра. Но это не какая-то дань моде - давайте все будем петь. А было придумано решение, как выразить эту любовь, как ее явить, чтобы она была абсолютной, чтобы минимизировать хоть какое-либо сомнение по поводу объема и масштаба этой любви между Ромео и Джульеттой. И тогда я придумал, что герои поют.
- И появились зонги?
Марк Букин: Да. Их чувства настолько большие, переполняют их, что они не разговаривают, они поют.
Музыку к спектаклю написала композитор Евгения Терехина, она живет в Красноярске.
- Вы живете и работаете в Перми?
Марк Букин: Да. Буквально на днях была премьера моего спектакля «Идиот» по Достоевскому на Большой сцене Пермского академического Театра-Театра, в котором я и работаю штатным режиссером и куратором «Сцены - Молот», ориентированной на экспериментальные постановки.
- Музыкальная драма?
Марк Букин: Трагедия. Музыкальный спектакль в моей жизни только один – «Ромео и Джульетта». Я не работаю в этом жанре. Это было решение именно для этой пьесы. В жанре мюзикла работает мой мастер курса Борис Леонидович Мильграм.
Кстати
На премию «Золотой Софит» - высшую театральную награду Санкт-Петербурга - номинированы артисты петербургского театра «Суббота» Виталий Гудков и Софья Андреева - за актерский дуэт в спектакле Марка Букина «Море» (2025) по пьесе драматурга Ирины Смагиной.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал ЗДЕСЬ , чтобы не пропустить новые публикации!
Читайте также:
Мариинка, Эйфман, Александринка… Кто получит «Золотые софиты» в Петербурге?