Как я говорил несколько раз, в статьях о систематике, терминологии и на схожие темы - я несколько по-особому отношусь к вопросу указанных дисциплин, когда истины как таковой нет, и существует лишь более или менее общепринятое мнение, подтверждённое или опровергнутое тем или иным количеством фактов. И если в анатомии - всё чётко и понятно (желудок нужен для усвоения пищи, расположен он там-то, объём такой-то, рядом с ним вот это) - то в той же систематике - один решил, что кит - не кит, дельфин - не дельфин, а белый медведь - вообще почему-то "морское млекопитающее". Почему? Потому что им так захотелось и они коллегиально так решили. Сам медведь от этого в море лучше плавать не станет, и вообще все эти перетасовки на его жизнь не повлияют
А уж к психологии я подавно отношусь с нескрываемым отвращением - по крайней мере, к человеческой, в том виде, в каком её подают все эти "коучи"
И тут выходит интереснейшая статья, которая трансполирует психологию человека на дельфинов, а кроме того - касается этих самых ложных материй...
Ну как не сделать на неё обзор?)
Вы на канале "Лаборатория Афалина" - первом современном научно-популярном проекте, посвящённом китообразным - и я давно собирался ввести рубрику обзоров научных изысканий - так что почему не начать с такого любопытного опыта?
Итак, чтобы сразу же ввести вас в контекст и утолить любопытство в поисках оригинала - сразу же отправляю вам ссылку, а ниже расскажу, в чём, собственно, суть:
Что произошло?
В научном журнале "Поведение Животных" опубликован отчёт о проведённом опыте. Довольно популярный у человеческих психологов "эксперимент Аша" был проведён на дельфинах
Сам эксперимент направлен на своеобразное выявление "стадного инстинкта". То есть, на изучение изменения мнения под влиянием большинства. Берётся человек, убеждённый в истинности своих суждений и помещается в группу, чьи суждения различаются - и с течением времени, его точка зрения может дрейфовать к "общепринятой" в зависимости от характера человека и глубины убеждения
Использование этого опыта на дельфинах - гениально и просто, а кроме того - расширяет перспективы и возможности оперантного обучения тренерами (если, конечно, у нас есть такие, которые хотят вообще как-то расширять свои возможности и отступать от методички Прайор)
Естественно, невозможно провести полную перекладку всего многослойного комплекса процессов человеческой психологии на неразумных, хоть и сообразительных, животных. Однако, в упрощённой форме - всё равно результат оказался очень занимательным
Собственно, что сделали: разделили троих дельфинов на две группы (два - в одной, один - в другой) - и обучили по одному и тому же сигналу (предъявлению ящика) делать разные действия. Одиночка должен был хлопать хвостом, пара - плыть кверху брюхом. В ходе тренировки по отдельности эти навыки были хорошо отточены, и каждый дельфин был уверен, что он всё делает правильно по данному сигналу - поскольку получал рыбку за свои действия, согласно тому, что от него требовали
А далее происходило самое интересное - их сводили вместе и предъявляли тот самый сигнал, который у большинства означал одно, а у одиночки - другое. И в абсолютном большинстве случаев, одиночный дельфин подстраивался под действия "товарищей", прекращая выполнять своё действия (а в дальнейшем - и не начиная его), "перестраиваясь" на то, что делали другие дельфины. Никаких специальных сигналов или стимулов для него при этом не было. Просто дельфин так или иначе осознавал, что осуществляет действие, отличное от действия большинства и считал, что делает что-то не так, и лучше ему действовать с остальными
О чём это говорит?
Результаты одновременно и предсказуемы, и очень интересны.
Предсказуемость всего действа заключается в высокой организации самих дельфинов, их склонности к социальному существованию и стадности в полном смысле этого слова. Кажется вполне логичным, что дельфин меняет свою точку зрения в направлении большинства, поскольку это заложено природой и отточено эволюцией - вплоть до знаменитой синхронности прыжков и совместной грации и согласованности движений, которая заложена природой
А с другой стороны - мы получаем, что дельфин, убеждённый в своей правоте относительно правильно выполняемого действия, может не запросто изменить свою точку зрения "под давлением общественности". За исключением молодой самки, которая, возможно, из какого-то "подросткового бунтарства" делала всё по-своему и так, как она и была обучена, все остальные дельфины в большинстве случаев велись на мнение большинства, доверяя своему дельфиньему коллективу больше, чем тренеру, который обучил делать изначальное действие - и больше, чем себе
Этот опыт ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Колебания дельфина в ходе нескольких предъявлений наглядно показывают наличие сложного когнитивного процесса, когда особь анализирует окружающую обстановку и осознанно принимает решение. Крайне любопытно было бы узнать, какие именно оценочные процессы происходят в голове у дельфина, с какими противоречиями борется китообразное. Выявить это можно будет с помощью дальнейшего развития данного опыта и дробления его на составные части
Для тренеров ценность данного опыта, к сожалению, не в том, что дельфина можно обучать новым действиям по сигналу, основываясь на "непохожести" с выученными - хотя, надо отметить, что изначально опыт был построен так, что все дельфины знали и умели выполнять оба указанных действия - и остаётся открытым вопрос относительно подобного "подражания большинству" в контролируемой обстановке - ведь в условиях своей обычной жизнедеятельности и в дикой природе, и в дельфинарии, дельфины часто перенимают навыки, основываясь только на визуально-подражательной составляющей
Однако что точно можно сказать - подобный "стадный инстинкт" может вызывать сбои в работе и шоу при выполнении чужих действий по своему сигналу - и этим объясняется значительная часть отказов в работе или ошибочных действий. Тренера теперь могут, с учётом указанного, находить причину, почему дельфин выполнил не то действие, повторяя за его собратьями вместо индивидуального номера
Другой значительный момент - это перспектива "переучивания" - например, дельфина из другого дельфинария, обученного на другие жесты и команды. Вместо индивидуального и сложного "перезапоминания" навыков, когда дельфина переучивают выполнять новый элемент по старой команде - оказывается, проще соединить его с другими, уже адаптированными особями - и вскоре он, даже без дополнительных стимулов, сам "вольётся"
В любом случае, данный опыт показывает, что, хоть дельфины и кажутся уже "изученными вдоль и поперёк" - многие их поведенческие реакции и оценочные процессы требуют дальнейшего изучения и раскрытия - а следовательно, интересная и полезная работа есть ещё на многие годы вперёд
А на сегодня на этом всё, ставьте оценки, пишите в комментариях — я никогда не оставляю их без внимания и с удовольствием дискутирую со всеми читателями. Подписывайтесь на канал, если хотите видеть больше публикаций о китообразных и переходите в группу ВК. Оставайтесь на связи! Всем пока!