Найти в Дзене
StarPlus

Юрий Антонов жестко ответил Андрею Макаревичу* на его слова об Александре Пахмутовой: «Табуретка смеет критиковать рояль?»

Совсем недавно имя Андрея Макаревича* вновь оказалось в центре скандала. На этот раз поводом для этого стали его весьма язвительные высказывания о творчестве Александры Пахмутовой. Из его уст прозвучало нечто большее, чем просто критика, в словах сквозила явная насмешка, как будто её музыка не заслуживает и тени уважения.

Реакция не заставила себя ждать. На защиту маэстро Пахмутовой молниеносно встал Юрий Антонов. Его ответ был настолько резким, что о нём судачили даже на балконах в Юрмале.

Но публика оценила, что Антонов буквально осадил оппонента, эффектно и ярко, заслужив тем самым аплодисментов стоя.

Причём Антонов оказался не единственным. В разных уголках культурного сообщества появились и другие громкие голоса. Так, известные персоны поспешили поддержать Александру Николаевну и напомнить, какое место занимает её музыка в нашей истории музыки.

***

Похоже, звание скандального провокатора для Макаревича*, теперь не просто статус, а часть новой публичной игры. Оказавшись вне прежних рамок и сцены, он всё чаще выбирает для своих выпадов не безымянных коллег, а настоящих легенд.

Звучные имена становятся мишенью для его язвительных выпадов, видимо слишком уж хочется ему напомнить о себе миру, который уже начал потихоньку забывать про его существование.

Реакция на такие заявления, как обычно, была бурная. Кто спорит в комментариях, кто разводит руками. Кто-то конечно быть может ещё вспоминает его культовые песни вроде «Перекрёстка», а тем временем сам музыкант давно сменил не только стиль, но и прописку.

Теперь его адресом постоянной прописки стал Израиль. Наверное, уютное место среди таких же, кто однажды предпочёл уехать и теперь привычно критикует всё, что связано с Россией.

Однако вместо спокойной жизни вдали от камер, Макаревич* неожиданно появляется в Юрмале. Не один, а в сопровождении своей молодой жены. Причина – участие в фестивале Лаймы Вайкуле – мероприятии, которое давно стала местом сбора средств на поддержку соседней страны.

-2

В Юрмале музыкант оказался в своей гнилостной стихии. Перед микрофонами, среди журналистов, с неизменной уверенностью в голосе. Любое интервью тут же превращалось в площадку для очередного укола в адрес бывших сограждан. Словно весь этот шквал ехидства он копил долго и теперь, наконец, выдал всё без остатка.

Под его «горячую руку» как раз и попала Александра Пахмутова – фигура, с которой у миллионов наших соотечественников ассоциируется слово «настоящее искусство».

-3

Для России имя Пахмутовой давно стало не просто символом, а настоящей частью нашего культурного кода. Мелодии её песен одинаково хорошо узнают и подростки, и пенсионеры, а сама Александра Николаевна в этом году отметила 95-летний юбилей – возраст, когда можно заслуженно принимать поздравления от всей страны, а не ядовитые замечания от давно «поуехавших» артистов.

Высказывания музыканта оказались неожиданно жёсткими. Он не только попытался поставить под сомнение статус Пахмутовой как великого композитора, но и заявил, будто настоящих шедевров у неё почти нет и не было.

Для приличия прозвучало дежурное «пару хороших песен у неё имеется», с намёком на легендарную «Опустела без тебя Земля», но это не смягчило общий настрой. Дальше уже пошёл прямой негатив. По словам Макаревича*, всё, что создавалось Пахмутовой в последние годы – это сущий кошмар, слушать это якобы невозможно.

Подобные выпады вызвали заметный резонанс. Обсуждать их стали не только поклонники композитора, но и совершенно далёкие от музыки люди.

В своих интервью он пустился в подробности, намекая, что последние творческие поиски Пахмутовой якобы не находили отклика у молодых исполнителей. По его версии, современные группы вежливо принимали ее новые композиции, но по-настоящему ими не интересовались. В ход пошли реплики в духе: «Ну да, может, попробуем…», — но без малейшего энтузиазма.

Подобные комментарии не оставляют сомнений, что целью стало не обсудить искусство, а уколоть и принизить человека, чьё творчество давно стало частью культурной памяти страны.

Непонятно, зачем было устраивать такой отвратительный «разнос» тому, кого уважают за вклад в музыку целые поколения слушателей.

В музыкальной культуре СССР, имя Александры Пахмутовой давно стало символом эпохи. Её ставят в один ряд с самыми значимыми композиторами двадцатого века, а песни прочно заняли место в сердцах миллионов.

Потому реакция на недавние высказывания Макаревича* читается однозначно: попытка принизить не только конкретного человека, но и весь культурный код страны, выглядит слишком уж цинично. Такое поведение вызывает у многих не просто недоумение, а стойкое неприятие.

Если оглянуться на нынешнее положение «Машины времени», становится понятно, откуда растут ноги этого сарказма. Некогда легендарная группа осталась в прошлом, вместе с забытыми афишами и давно не звучащими песнями.

А в музыкальной среде всегда существовал негласный конкурс за право исполнить песни Пахмутовой. Здесь никто и никогда не раздавал материал по разнарядке, а напротив, лучшие вокалисты страны с гордостью включали её шлягеры в свои репертуары.

В её активе огромное количество узнаваемых композиций и соперничать с этим багажом Макаревич* просто не в состоянии.

-4

Во время интервью, артист заявил, мол, исполнять песни Пахмутовой было делом простым, но вот желающих будто бы не находилось. Слова сопровождались показательной гримасой, дающей понять, что такие песни, по его мнению, никому не были нужны.

По версии Макаревича*, шлягеры выдавались всем подряд, как будто речь шла о массовом производстве, хотя каждый, кто знаком с отечественной эстрадой, знает, что шанс исполнить композицию Пахмутовой считался исключительным событием, о котором мечтали лучшие исполнители страны.

Но на этом провокация не закончилась. Артист подчеркнул, что сам никогда бы не стал брать такие песни в свой репертуар, уж слишком далеки ему были эти мелодии. Теперь он легко оправдывает своё отношение тем, что настоящие творческие находки появились только за границей, где, к слову, и обосновался иноагент*, среди тех, кто предпочёл забыть Россию.

с молодой супругой
с молодой супругой

В отличие от него, российские артисты о Пахмутовой говорят иначе, с уважением, гордостью и даже восторгом. Иосиф Пригожин подчёркивал, что за её работами всегда стояла смелость идти вперёд, искать новое, а значит, перед публикой настоящий масштаб личности.

Когда резонанс вокруг скандальных слов только начал набирать обороты, к обсуждению подключился Юрий Антонов. Его реакция была молниеносной и предельно лаконичной, которая в тот же день разлетелась по всей сети.

-6
«Макаревич* берётся обсуждать Пахмутову? Это всё равно что табуретке критиковать рояль!»

— эта фраза стала своего рода лозунгом для тех, кто не мог смириться с нападками на легенду.

Сотни пользователей подхватили цитату, соцсети наполнились волной поддержки в адрес Пахмутовой. Реплика Антонова мгновенно превратилась в мем и разошлась по Рунету быстрее любого комментария.

Но за этими простыми словами, скрывался куда более глубокий смысл. Антонов жёстко провёл грань:

«Пахмутова – символ своего времени, лицо целой культурной эпохи. А если сравнивать масштабы, фигура Макаревича* куда скромнее, особенно если учесть, что с годами даже его когда-то преданные слушатели стали отходить в сторону».

Юрий Антонов не стал ограничиваться одной острой репликой. Его позиция оказалась твёрдой и недвусмысленной. Он открыто поддержал Александру Пахмутову, подчёркивая её масштаб и вклад в отечественную музыку. По словам Антонова, обсуждать заявления уехавших артистов не имеет смысла, ведь для него самой высокой оценкой всегда были и остаются песни Пахмутовой.

«Нет никакого желания говорить про подобных людей, а к Александре Николаевне отношусь с большим уважением. Это выдающийся композитор, настоящий артист и личность», — заявил Антонов

Всё, что говорится за границей, лишь личные амбиции тех, кто когда-то покинул страну. И, по мнению мэтра, куда важнее то, как отзываются о человеке в родных стенах, чем новые критики из Юрмалы.

Такая позиция нашла отклик у многих. Так, музыканта поддержали и профессионалы, и простые слушатели.

-7

К разговору подключился и Юлиан, исполнитель с внушительным музыкальным опытом. Его реакция была предельно откровенной. Артист открыто назвал слова иноагента* сущим бредом. По мнению певца, подобные выпады – это типичный сигнал человека, который давно оборвал все нити с родной страной.

Ведь куда легче разрушать то, что создавалось годами, чем поддерживать и развивать традиции, особенно когда все мосты сожжены и новая жизнь начинается уже на чужой территории.

В такой позиции читается не только личная обида, но и желание принизить чужой успех ради мимолётной популярности. Это как ирония судьбы для тех, кто оказался за пределами привычного мира.

-8

Высказался и Сергей Соседов – один из самых прямолинейных музыкальных критиков и известных телеведущих. Он не стал юлить и сразу обозначил причину, по которой Макаревич* решился на столь громкие выпады в адрес Александры Пахмутовой. По мнению эксперта, объяснение кроется в банальной зависти.

Соседов подчеркнул, что Пахмутова – не просто талант, а настоящая гениальность в чистом виде. Количество её композиций и знаковых произведений, не поддаётся сравнению. И далеко не каждому композитору удаётся создать столько шедевров за жизнь. А если говорить о масштабах, то у Макаревича* подобного и в помине нет. Музыка Пахмутовой воспринимается как целый культурный пласт, национальное богатство.

Критик добавил, что недавно услышал её новый вальс – такая лёгкая, изящная мелодия, и снова по коже побежали мурашки.

Критика в адрес Макаревича* от Сергея Соседова оказалась не менее жёсткой, чем поддержка Пахмутовой. Музыкальный эксперт позволил себе немало иронии. По его словам, музыкант попросту переоценил собственную значимость, забыв о настоящем масштабе тех, кого берётся обсуждать.

В репликах Соседова прозвучало сравнение. Он поставил Пахмутову в один ряд с Моцартом и Чайковским. Да, пусть эпохи разные, но влияние на музыку и культуру – вполне сопоставимое. А вот Макаревич* с таким багажом, по его мнению, тянет максимум на вполне низкопольную фигуру, да и статус у него совсем иной.

Вопрос о недавних работах экс-лидера «Машины времени» критик обострил до предела. Всё, что появляется за последние годы, не производит впечатления. Его старые шлягеры ушли в историю, а новых достижений не видно.

Соседов считает, что удивительно слышать такие громкие оценки от человека, который не способен даже приблизиться к уровню Пахмутовой. Настоящие мастера заслуживают только аплодисментов, а выходки за границей – лишь попытка привлечь к себе внимание, не более того.

Пока же Александра Пахмутова остаётся образцом стойкости. Даже в прошлом году, когда ушёл из жизни её супруг и главный соавтор Николай Добронравов, композитор не ушла в тень и продолжила творить, несмотря на личную трагедию.

-9

Сегодня Александра Пахмутова по-прежнему воспринимается, как символ подлинной музыкальной культуры. Для миллионов слушателей, она – воплощение достоинства, таланта и безупречного вкуса, а её имя у всех на слуху не одно десятилетие.

Знающие её близко утверждают, что композитор всегда предпочитала держаться в стороне от скандалов, никогда не отвечала на провокации и выбирала для себя единственную линию поведения – позволять своим мелодиям говорить за неё.

*признан иноагентом на территории РФ.

А как считаете вы, чьи аргументы оказались весомее – Антонова или Макаревича*? Ваше мнение интересно, не стесняйтесь высказаться в комментариях!