В артистической жизни П. И. Чайковского особое место занимают его гастроли в Соединенных Штатах Америки в 1891 году. Композитора пригласили на торжественное открытие концертного зала, известного сейчас под названием Карнеги-холл. Чайковский дал согласие дирижировать своими произведениями на концертах фестиваля, организованного по этому случаю. Ко времени приезда Петра Ильича в США его имя было хорошо знакомо любителям музыки этой страны. Одним из первых исполнителей его произведений в Америке был Леопольд Дамрош (1832-1885 г.г.) - скрипач, дирижер и композитор, музыкальный деятель США немецкого происхождения.
Принимали Петра Ильича очень радушно, в его честь устраивали вечера, к нему приходили музыканты, журналисты и просто почитатели его таланта. Среди новых знакомых, с которыми у Чайковского сложились теплые отношения, был Уолтер Дамрош, пианист и дирижер, продолжатель дела своего отца – пропаганды творчества Чайковского. Он был также одним из директоров The Music-Hall Company, пригласивший Чайковского в Америку.
Уолтер Дамрош родился в 1862 году в Германии. Первоначальное музыкальное образование он получил у отца, известного музыканта Леопольда Дамроша. В дальнейшем обучался в Дрезденской консерватории, брал уроки дирижирования у Ганса фон Бюлова. В 1871 году семья переехала в США, где Уолтер некоторое время работал ассистентом отца в Метрополитен-опере. В 1885 году Дамрош становится художественным руководителем Нью-Йоркского симфонического оркестра, с которым проработал более 40 лет. Он активно расширял репертуар оркестра, включая в него малоизвестные сочинения русских и европейских композиторов, в том числе впервые в США исполнил Четвертую (в 1890 г.) и Шестую (в 1894 г.) симфонии П. И. Чайковского. Уолтер Дамрош уговорил сталелитейного короля Эндрю Карнеги выстроить концертный зал, на открытии которого в 1891 году дирижировал Петр Чайковский.
В своих воспоминаниях о Чайковском Дамрош писал: «За весь мой долголетний опыт я ни разу не встречал великого композитора такого милого, такого скромного, даже застенчивого, как он. Мы все сразу же его полюбили: жена и я, хор, оркестр, служащие гостиницы, где он жил, и, разумеется, публика». Петр Ильич с удовольствием приходил в дом Дамроша, который вспоминал, что композитор «был всегда очень обходителен со всеми, но, казалось, что его никогда не покидает какой-то налет печали, несмотря на то, что прием его Америкой был более чем восторженный и что он строил планы на возвращение сюда в следующем году».
Дамрош очень надеялся, что Чайковский сможет еще раз посетить Соединенные штаты Америки. В письме, которое он написал после завершения концертов в Нью-Йорке, звучит эта надежда: «Нам бы очень хотелось заполучить Вас на будущую зиму в Америку. Возможно ли это? И если это выйдет, то с каким-либо русским церковным хором. Вы могли бы тогда, помимо собственных сочинений, исполнить также произведения других русских композиторов».
Летом 1893 года Дамрош «получил приглашение в старый Кембриджский университет на интересную церемонию вручения степеней, на которой Чайковскому была присуждена почетная степень доктора музыки». Во время банкета после церемонии Дамрош оказался рядом с Петром Ильичом, и тот рассказал ему, что «окончил новую симфонию, которая по форме отличается от всех до сих пор им написанных». Чайковский отказался рассказать программу симфонии, но обещал прислать «партитуру и оркестровые голоса, как только они будут готовы».
В своих воспоминаниях Уолтер Дамрош писал: «Мы расстались, предполагая встретиться снова в течение зимы в Америке. Увы! В октябре пришла телеграмма, известившая о его смерти от холеры. Но несколько дней спустя был получен пакет из Москвы, содержащий партитуру и голоса Шестой симфонии – «Патетической»! Это было словно весточка от покойного». Дамрош сразу стал репетировать симфонию и первым исполнил ее в Америке. По его словам «успех был мгновенный».
В 1894 году Уолтер Дамрош организовал свою оперную компанию, с которой гастролировал по США. С 1903 по 1927 годы он был дирижером симфонического оркестра Нью-Йоркского филармонического общества. С этим оркестром он выступил по радио Национальной радиовещательной компании. Дамрош активно участвовал в развитии индустрии радио, которое рассматривал как мощный инструмент пропаганды классической музыки, поэтому в течение десяти лет, начиная с 1927 года, работал музыкальным консультантом радиовещательной компании. Более 10 лет он вел еженедельную тематическую передачу для детей о музыке. За заслуги в области музыкального образования Уолтер Дамрош был избран почетным членом Американской академии искусства и литературы.
Дамрош – автор пяти опер, ряда произведений для хора и оркестра, сонаты для скрипки и фортепиано и музыки к спектаклям драматического театра. Среди его литературных работ – мемуары под названием «Моя музыкальная жизнь» и «Воспоминания о Чайковском».
Н. Горбунова, научный сотрудник музея-заповедника П. И. Чайковского