Найти в Дзене
Связь Эпох

«Я хотел большего от жизни…»: нацистский преступник о причине своих злодеяний

В январе 1946 года перед судом в Минске среди прочих немецких офицеров предстал Ганс Герман Кох. Неудавшийся парикмахер в 1930-е годы пошел за высокой зарплатой и карьерными перспективами на службу в Гестапо. С 1941 по 1943 годы служил в зондеркоманде Гестапо при 2-й танковой армии, результатом деятельности которой на советской земле стала гибель тридцати тысяч человек. В Орле, Орше, Борисове и Слониме Кох был начальником полиции безопасности. Вместе с подчиненными он расправлялся с евреями, коммунистами и партизанами на территории Белоруссии, в Орле и Брянске. Кох был ответственен за угон населения на принудительные работы в Германию, уничтожение людей в «душегубках», отправку женщин и детей в лагерь смерти Майданек, расстрел узников руководимого им лагеря «Орехи». Для сокрытия факта массового уничтожения советского населения, по приказу Коха в Орше и Борисове было сожжено более 3000 трупов. Благодаря своему рвению гестаповец дослужился до звания обер-лейтенанта СС, получил железны

В январе 1946 года перед судом в Минске среди прочих немецких офицеров предстал Ганс Герман Кох.

Зал заседаний Минского открытого судебного процесса, 24 января 1946 года
Зал заседаний Минского открытого судебного процесса, 24 января 1946 года

Неудавшийся парикмахер в 1930-е годы пошел за высокой зарплатой и карьерными перспективами на службу в Гестапо.

С 1941 по 1943 годы служил в зондеркоманде Гестапо при 2-й танковой армии, результатом деятельности которой на советской земле стала гибель тридцати тысяч человек. В Орле, Орше, Борисове и Слониме Кох был начальником полиции безопасности. Вместе с подчиненными он расправлялся с евреями, коммунистами и партизанами на территории Белоруссии, в Орле и Брянске. Кох был ответственен за угон населения на принудительные работы в Германию, уничтожение людей в «душегубках», отправку женщин и детей в лагерь смерти Майданек, расстрел узников руководимого им лагеря «Орехи».

Для сокрытия факта массового уничтожения советского населения, по приказу Коха в Орше и Борисове было сожжено более 3000 трупов. Благодаря своему рвению гестаповец дослужился до звания обер-лейтенанта СС, получил железный крест 1-й степени, крест за выслугу лет 2-й степени, Орден заслуги (который выдавался только добровольцам).

В начале 1946 года Кох предстал перед советским судом, признал свою вину и был приговорен к высшей мере наказания. По собственной инициативе Кох признался суду о стоявшем за его ужасающими преступлениями «желании жить красиво»:

На вопрос председательствующего подсудимый Кох ответил: «В Советском Союзе я добивался быстрого получения какого-нибудь состояния. Около города Орла я получил имение Некраши, имел своих лошадей, имел своих рабов, которые впоследствии мною были отправлены в Германию. В Германии я бы не мог получить всего этого. Мне не хотелось вести бедный образ жизни, я хотел большего от жизни, я хотел иметь богатство, роскошь. Раньше я имел несколько марок, маленькую квартиру и никакого авторитета. Я чувствовал, что я призван к чему-то большому и способен добиться этого. Мне хотелось быть большим господином, иметь много земли, иметь прекрасных женщин, иметь своих лошадей, жить в роскоши, предаваться развлечениям. Поэтому я стал на путь зверств, убийств, грабежа, насилий, угона советских граждан в рабство»

Подробнее о Минском судебном процессе и признаниях преступников - в третьем томе сборника «Без срока давности. Документы открытых судебных процессов над нацистскими преступниками и их пособниками, проведенных СССР в 1943–1947 гг.»

Сборник реализован при поддержке Фонда президентских грантов