Найти в Дзене
Lastmag

Фильмы, которые зрителям бывает стыдно смотреть

Это не трешовое кино и не массовый мусор. Все фильмы из этого списка сняты профессионально, обсуждаются критиками и попадают в топы мировых фестивалей. Но при этом именно их просмотр часто вызывает у зрителей чувство неловкости — не из-за плохого качества, а из-за слишком откровенных сцен, табуированных тем, нарушения границ и ситуаций, в которых человек не привык быть пассивным наблюдателем. В них нет "пошлости" в прямом смысле (хотя это не точно), но в каждом из них есть что-то, что способно поставить зрителя в неудобное положение — независимо от пола, возраста и культурных установок. Фильм рассказывает о людях с девиацией, которые возбуждаются от автомобильных аварий. Главный герой, телепродюсер, попадает в ДТП и в результате оказывается в закрытой группе единомышленников, для которых аварии, травмы, переломы, шрамы и искорёженные машины становятся фетишами. Герои вступают в связи, находясь в физически опасных условиях, совмещая интимный интерес с темой разрушения и боли.
Картина с
Оглавление

Это не трешовое кино и не массовый мусор. Все фильмы из этого списка сняты профессионально, обсуждаются критиками и попадают в топы мировых фестивалей. Но при этом именно их просмотр часто вызывает у зрителей чувство неловкости — не из-за плохого качества, а из-за слишком откровенных сцен, табуированных тем, нарушения границ и ситуаций, в которых человек не привык быть пассивным наблюдателем. В них нет "пошлости" в прямом смысле (хотя это не точно), но в каждом из них есть что-то, что способно поставить зрителя в неудобное положение — независимо от пола, возраста и культурных установок.

«Автокатастрофа» (Crash, 1996, реж. Дэвид Кроненберг)

Фильм рассказывает о людях с девиацией, которые возбуждаются от автомобильных аварий. Главный герой, телепродюсер, попадает в ДТП и в результате оказывается в закрытой группе единомышленников, для которых аварии, травмы, переломы, шрамы и искорёженные машины становятся фетишами. Герои вступают в связи, находясь в физически опасных условиях, совмещая интимный интерес с темой разрушения и боли.

Картина снята абсолютно серьёзно, без насмешки или осуждения, с полной внутренней логикой, как будто подобное влечение — нормальное психологическое состояние. Именно из-за такой подачи фильм часто вызывает у зрителей дискомфорт и неловкость. Его не хочется обсуждать, не хочется пересматривать, и тем более не хочется признаваться, что он произвёл впечатление.

«Любовь» (Love, 2015, реж. Гаспар Ноэ)

-2

Сюжет построен на воспоминаниях главного героя о разрушившихся отношениях с девушкой. Между ними был сильный эмоциональный и физический контакт, много эпизодов с рейтингом 18+, ревность, эксперименты и незавершённость. Фильм известен тем, что в нём показаны реальные сцены близости: всё, что происходит в кадре, снято взаправду, без симуляции. Камера фиксирует все физиологические процессы с полным натурализмом.

Хотя фильм выполнен в стилистике серьёзной
мелодрамы, без неподобающей эстетики, у зрителя возникает эффект подглядывания — не за игрой актёров, а за личной жизнью. Стыд в этом случае связан с тем, что человек смотрит в упор на чужую интимность, оформленную как "искусство", но не скрытую ни монтажом, ни символикой, ни метафорой.

«Стыд» (Shame, 2011, реж. Стив МакКуин)

-3

История мужчины, живущего в Нью-Йорке. Внешне он успешен: работает в офисе, следит за внешностью, общается с коллегами. Но за этим фасадом скрывается тяжёлая зависимость. Он не может обходиться без постоянной стимуляции: случайные связи, просмотр видео, игра рукой. Фильм показывает, как потребность в близости подменяется механическим удовлетворением, а любые попытки построить отношения вызывают у героя панику и отвращение к самому себе.

Стыд в этом фильме не физиологический, а моральный: он возникает у зрителя из-за узнавания. Механизм бегства от чувств через интим универсален, и если зритель в какой-то момент понимает, что видит что-то знакомое — становится неуютно. Это не фильм, который пересматривают. Его обычно смотрят один раз — и молчат об этом.

«Мечтатели» (The Dreamers, 2003, реж. Бернардо Бертолуччи)

-4

События происходят в Париже в 1968 году. Американский студент знакомится с братом и сестрой — из семьи киноманов, интеллектуалов. Они приглашают его пожить у себя, и между ними завязываются отношения, в которых дружба, телесная близость, разговоры и эксперименты постепенно сливаются в одно целое. Герои проводят время наедине, голые, спят в одной кровати, моются вместе, играют в игры для взрослых. Сюжет в открытую играет с темой инцеста, хотя формально его не произошло.

Стыд возникает из-за ощущения границы, которую герои постоянно нарушают. Их поведение выглядит естественно и органично, они не делают из своей жизни шоу — и в этом всё сложнее. Зритель оказывается втянут в ситуацию, в которой он не должен быть. Картинка красивая, но содержание — дискомфортное.

«Американский жиголо» (American Gigolo, 1980, реж. Пол Шредер)

-5

Главный герой — мужчина, который зарабатывает на жизнь, оказывая особые услуги богатым женщинам. Он молод, красив, следит за стилем, живёт в номерах отелей, ездит на машинах и сопровождает клиенток в качестве предмета роскоши. Постепенно становится понятно, что за внешним лоском — пустота. Он оказывается втянут в чужую игру и в какой-то момент теряет всё, включая ощущение собственного достоинства.

Именно в этом фильме едва ли не впервые в Голливуде показали полностью обнаженного мужчину фронтально. В частности, сцены с нагим Ричардом Гиром не были запланированы в изначальном сценарии, но возникли в процессе съёмок. Сам актёр позже признавался, что ему было неловко, и он ощущал сильное давление — в том числе из-за того, что «телом» в кино обычно торгуют женщины.

Смотреть это бывает стыдно — особенно мужчинам, потому что тело героя выставлено как объект, и зритель автоматически оказывается в роли потребителя. Особенно это заметно в контексте того, что сам фильм — серьёзная драма, а не развлекательное кино.

Читайте также: