Приветствую вас! Вы на канале "Лунный Буржуй".
Что же заставляет нас так сильно любить научную фантастику? Возможно, нас привлекает перспектива исследовать развитие технологий и общества за пределами нашего повседневного опыта? Или она позволяет нам понять своё место в бескрайней и непостижимой Вселенной? А может, она просто предлагает новый взгляд на сущность человека?
Вовсе нет! Всё дело в инопланетных цивилизациях. Пришельцы – вот что делает научную фантастику такой захватывающей, и именно поэтому мы можем уверенно и безошибочно расставить популярные научно-фантастические вселенные по местам, оценивая, в какой из них инопланетные расы наиболее продуманы и интересны.
Среди всех этих вселенных особенно выделяются "Доктор Кто" и "Звёздный путь", предлагающие наиболее богатые и детализированные инопланетные культуры (пожалуйста, подискутируйте в комментариях о "Звёздных войнах" и "Дальнем космосе 9" и постарайтесь не задеть того единственного фаната "Вавилона-5").
Чтобы раз и навсегда решить, какие же инопланетяне самые лучшие, нам необходимо разработать сложную систему взаимосвязанных параметров и тщательно изучить каждый из них с научной точки зрения, дабы прийти к максимально объективному выводу.
Самые красивые инопланетяне?
Если говорить откровенно, "Доктор Кто" одерживает лёгкую победу в этом сравнении. В "Звёздном пути" есть несколько запоминающихся инопланетных созданий: Хорта, толианцы, горны и тихоходка из "Дискавери". Однако нельзя игнорировать тот факт, что огромное количество инопланетян в "Звёздном пути", во всех четырёх галактических квадрантах, — это, в основном, гуманоиды с накладками на головах, в лучшем случае.
А в худшем – чего не избежать – это использование грима, имитирующего другую расу.
Безусловно, в "Докторе Кто" тоже есть расы, которые эволюционировали до внешнего сходства с людьми (включая самого Доктора), и немало видов, отличающихся от людей лишь генетической склонностью к использованию подводки для глаз.
Но не этими инопланетянами знаменит "Доктор Кто". "Доктора Кто" ценят за таких существ, как зайгоны, покрытые присосками и меняющие форму; массивные носорожьи головы джудунов; рыбы-вампиры из "Вампиров Венеции"; гигантские зелёные дети с когтями раксикорикофаллапаторианцев; огромное лицо Бо; плотоядные тени и, конечно же, мерзкий мутировавший циклоптус, которого можно найти за рулём далека.
Это существа, чей вид соответствует представлению об инопланетном. Возможно, ТАРДИС Доктора имеет странную склонность к Земле (особенно к югу Англии и некоторым областям Уэльса), но пришельцы, прибывающие оттуда из других частей галактики, действительно захватывающие.
Однако нельзя судить об инопланетянине по его внешнему виду, поэтому…
Где истории о контактах с внеземными цивилизациями более увлекательны?
Нас привлекают истории об инопланетянах не только их необычным внешним видом, но и неординарностью мышления.
Фильм "Прибытие" – один из лучших примеров за последние годы, демонстрирующий инопланетян с нелинейным восприятием времени, использующих в качестве языка нечто вроде пятен на кофе. Трилогия Адриана Чайковски "Дети" также представляет интересное видение инопланетного мышления. Даже если речь идёт о пауках, осьминогах или воронах, развитых до невероятного уровня, Чайковски удаётся показать, насколько отличным от человеческого может быть мышление, и при этом подчеркнуть, что наш взгляд на мир – лишь одна из возможных субъективных точек зрения.
"Звёздный путь" в этом плане превосходит многих. Спок, отказавшийся (по крайней мере, теоретически) от эмоций, позволяет нам взглянуть на мир через призму чистой логики (в интерпретации сценаристов "Звёздного пути"), которая часто контрастирует с мировоззрением его человеческих коллег, но при этом имеет под собой не меньшее основание.
Спок стал своего рода шаблоном для сценаристов "Звёздного пути". Франшиза часто использовала беспроигрышный приём: "Найти актёра с отличным чувством юмора и дать ему роль персонажа, который не понимает шуток". Кроме того, "Звёздный путь" предлагает множество других интересных идей.
Задолго до "Прибытия" Бенджамин Сиско объяснял концепцию линейного времени пришельцам из червоточины, бинарам, которые мыслят коллективно, парами.
Однако, несмотря на обилие интересных идей, инопланетные общества в "Звёздном пути" часто выглядят довольно однообразно. Инопланетная цивилизация, скорее всего, будет обладать варп-двигателем, телепортационными лучами, щитами, похожими на фазеры, а связь между кораблями будет напоминать видеозвонок. Даже такие "ультраинопланетные" виды, как борги, в целом соответствуют этой схеме.
Конечно, многие взаимодействия Доктора Кто с инопланетянами тоже следуют определённым канонам. Хотя Доктор посещает множество инопланетных планет, большинство пришельцев можно отнести к одной из двух категорий: либо они вторгаются на Землю, либо тайно проникают в неё.
Но методы и причины вторжения различны, как и способы взаимодействия с персонажами, более похожими на людей. Плачущие ангелы, выглядящие как обычные земные статуи, но способные двигаться только тогда, когда на них никто не смотрит, порождают множество интересных вопросов и предположений. Метод вторжения Безмолвия, основанный на силе забвения, заставляет героев искать новаторские способы их выслеживания, как и слепые крабы-сновидцы, определяющие местоположение жертвы только при открытых глазах.
И причина такого разнообразия кроется в том, о чем на самом деле рассказывают эти истории об инопланетянах.
Лучший подтекст для сторителлинга?
Позвольте на миг пробудить ваше любопытство. Верите или нет, но многие научно-фантастические произведения содержат скрытые метафоры, порой даже политического характера.
Если вы готовы к по-настоящему ошеломляющему открытию, то знайте, что многие эпизоды оригинального "Звёздного пути" служили комментарием к событиям "Холодной войны" (не удивляйтесь, это было завуалировано).
Это накладывало определённые ограничения на взаимодействие "Энтерпрайза" и других звездолётов с инопланетными расами. В конце концов, "Энтерпрайз" – корабль Звёздного флота, выполняющий военно-дипломатическую и научную миссию. Он действует по инструкциям, правилам и протоколам, встречаясь с инопланетянами при определённых обстоятельствах.
Встречи могли происходить на дипломатических конференциях (и, кстати, разве не парадоксально, что самый важный летающий конференц-центр Звёздного флота был одновременно и его самым мощным линкором?), или в форме демонстрации силы на межзвёздной границе, или же в виде высадки на неизведанной планете с соблюдением строжайшего запрета на колонизацию.
В то же время Доктор, по сути, находится в творческом отпуске, где год длится как планетарный год Нептуна. Для Доктора не существует правил: он может случайно наткнуться на что-то, вторгнуться куда-то или быть похищенным и впутанным в любую ситуацию. Инопланетяне, с которыми он сталкивается, представляют не национальные государства, а всё что угодно: политические идеологии, детские страхи, опасения, связанные с технологиями, и даже военные игры на детской площадке.
Стоит признать, что отчасти это связано с тем, что "Доктор Кто" балансирует на грани научной фантастики, проникая на территорию ужасов и сказок. Инопланетные создания в сериале зачастую предстают не просто пришельцами, а настоящими чудовищами. В отличие от "Звёздного пути", где инопланетяне, за некоторыми исключениями, олицетворяют собой равных нам существ или наши противоположности, в "Докторе Кто" пришельцы, если не осуществляют прямое вторжение, предпочитают скрываться в тени или прятаться под кроватью.
Лучшие киборги — без эмоций?
Чтобы продемонстрировать сходство, не нужно искать далеко: обе вселенные пришли к идентичной концепции (предположим, что идея "Звёздного пути" оригинальна, а не заимствована). Речь идёт о киборгах, лишённых эмоций и связанных коллективным разумом: борги и киберлюди.
В обоих случаях перемирие с этими кибернетическими существами возможно лишь на короткий срок (хотя анимационный сериал "Звёздный путь: Нижние палубы" намекает на будущее с юными боргами). Обе расы олицетворяют угрозу идентичности и индивидуальности, используя технологии для дегуманизации.
Со временем они превратились в своего рода роботизированных вампиров, стремящихся заразить как можно больше людей, превращая их в безликих полумеханических рабов. Нередко, к досаде, их побеждают, уничтожив "главного вампира", что противоречит идее децентрализованного коллективного разума, но это уже другая история.
Однако обе расы в конечном счёте теряют свою привлекательность по сравнению с оригинальными образами.
Борги были бы интереснее, сохранив концепцию из "Кто такой Кью?": общество, выращивающее киборгов в инкубаторах и стремящееся лишь к ассимиляции технологий, уничтожив надоедливую органику. Первоначально задумывались инсектоиды, но из-за бюджета их сделали более человекоподобными.
Киберлюди же гораздо интереснее в изначальном варианте – общество, доведшее механизацию до крайности ради выживания. Когда они говорили об избавлении от эмоций, им верили, и ни один киберголос не превзошёл интонации тех, кто из "Десятой планеты", искренне удивляющихся, почему земляне не хотят "стать как мы".
Киберлюди не были чужими – они прибыли с другой Земли, представляя собой потенциальное будущее человечества. А мутанты-циклоптусы внутри далеков? Тоже изначально выглядели как люди. И токлафаны из "Звука барабанов", и отбросы из "Сироты 55", и гемоворы, и люди будущего… Кажется, Доктор так защищает человечество, зная, что без присмотра мы превратимся в кровожадных монстров.
Прежде чем "Звёздный путь" будет восхвалять инопланетян, стоит вспомнить, что его концепция "Параллельных миров" в первом сезоне включала нацистскую планету, планету гангстеров, планету, где Рим не пал, и планету – копию Земли, где взрослые умирали, а дети были бессмертны.
Пока шли споры о "Докторе Кто" и "Звёздном пути", "Сумеречная зона" напомнила, что лучшие инопланетяне – это люди.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 50 лайков, я составлю рейтинг самых захватывающих эпизодов сериала "Доктор Кто".