Найти в Дзене
Катя смотрит кино

Обзор фильма 28 лет спустя : проблемы, философия и будущее продолжение

28 лет спустя - третья часть франшизы, где вирус, вызывающий агрессию, превращает людей в нечто вроде зомби. Получилось ли создателям сделать что-то достойное оригинала или у них вышел проходной ужастик про зараженных? Первый фильм 28 дней спустя (2002), был мощным: мораль, актуальные проблемы, напряжение, необычные обстоятельства и герои, вирус, цинизм и человечество на грани краха. Плюс молодой Киллиан Мерфи. В общем, идеальное начало постапокалипсиса. В 2007 году вышло продолжение - 28 недель спустя. Оно получилось не таким ярким как первый фильм, но все равно достойным. Вот и от третьей части 28 лет спустя, 28 месяцев создатели фильмов решили пропустить, ждали многого: качественную графику, сильных актеров, интересный сюжет, социальную повестку и необычные решения. Да и всем поклонникам франшизы просто хотелось увидеть, как мир выглядит после 28 лет хаоса. Но оправдались ли ожидания или 28 лет спустя - это скучный фильм с кучей нелепостей? Прошло 28 лет с начала погружения миру в
Оглавление

28 лет спустя - третья часть франшизы, где вирус, вызывающий агрессию, превращает людей в нечто вроде зомби. Получилось ли создателям сделать что-то достойное оригинала или у них вышел проходной ужастик про зараженных?

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Первые фильмы и ожидание от продолжения

Первый фильм 28 дней спустя (2002), был мощным: мораль, актуальные проблемы, напряжение, необычные обстоятельства и герои, вирус, цинизм и человечество на грани краха. Плюс молодой Киллиан Мерфи. В общем, идеальное начало постапокалипсиса.

Киллиан Мерфи в фильме
Киллиан Мерфи в фильме

В 2007 году вышло продолжение - 28 недель спустя. Оно получилось не таким ярким как первый фильм, но все равно достойным.

Вот и от третьей части 28 лет спустя, 28 месяцев создатели фильмов решили пропустить, ждали многого: качественную графику, сильных актеров, интересный сюжет, социальную повестку и необычные решения. Да и всем поклонникам франшизы просто хотелось увидеть, как мир выглядит после 28 лет хаоса. Но оправдались ли ожидания или 28 лет спустя - это скучный фильм с кучей нелепостей?

О чем кино

Прошло 28 лет с начала погружения миру в сплошную агрессию. Группа выживших за это время обосновалась на острове в Великобритании, откуда попасть на большую землю можно только во время отлива и то по узкой тропинке.

Благодаря изоляции люди избежали заражения и создали общину, где у каждого есть свои обязанности. Город развивается и жизнь течет практически как в нормальном мире, вот только не хватает специалистов - например, врачей. Позже это и станет отправной точкой для дальнейших событий.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

В центре сюжета оказалась семья: мужчина (Аарон Тейлор-Джонсон), его 12-летний сын и больная жена, которой никто не может помочь, ведь врачей нет, а значит поставить диагноз и назначить хоть какое-то лечение - некому. И вот наступает момент, когда отец ведет сына на его первую вылазку против зомби, даже несмотря на то, что подросток явно не готов и слишком мал. Конечно, все идет не по плану и отец с сыном застревают на материке, окруженные зомби. Ночью мальчик замечает вдалеке огонь и после возвращения на остров узнает, что рядом с костром на самом деле живет врач.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Сын впадает в отчаяние из-за ухудшающегося состояния матери, постоянного вранья и измен отца, поэтому принимает решение отправиться в опасное путешествие - привести матушку к доктору на материке, чтобы тот выяснил, что с ней происходит и попытался помочь. Ну а дальше зрителя ждет атмосфера ужаса, безысходности, приключение ради благой цели и толпы зараженных.

Все так плохо?

Проблемы у фильма начинаются на этапе завязки.

С одной стороны, она выглядит эффектно, интригующе и даже пробивает на эмоции: новый мир, автономная община, словно документальные кадры под строки из стихотворения Киплинга Сапоги психологически воздействующие на зрителя и создающие дискомфорт (оказывается, запись этого стихотворения применяется в армии США при подготовке военнослужащих к психологическим пыткам в плену). Личная история одной отдельно взятой семьи, которой приходится смириться с невозможностью что-то изменить, и знакомство сразу с несколькими видами зараженных и их укладом добавляют драматизма.

С другой же стороны, уже в самом начале проявляется абсурдность происходящего: отсутствие логики и органичности в действиях героев, недосказанность, непродуманность нового мира и, как следствие, невозможность полноценно проникнуться происходящим.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Главный вопрос возникающий во время просмотра: зачем изначально папаша тащит явно неподготовленного сынка на большую землю охотиться на зараженных, если вылазка не носит в принципе никакого смысла, кроме развлечения и возможности потешить свое эго перед односельчанами? Мол, вот какой классный охотник у него вырос. Однако степень опасности -нахождение среди заражённых разных видов и высокий риск не вернуться -слишком велика для обычного развлечения без практической необходимости (а ее действительно нет: они ходят на большую землю ненадолго и недалеко от побережья, который за 28 лет уже полностью опустошён). Ответ один: это было нужно исключительно для технического продвижения сюжета.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Затем двенадцатилетний подросток начинает на ровном месте, без какой-либо обоснованной мотивации, психовать на отца: угрожает ему, обвиняет во лжи за то, что тот что-то не рассказал. А потом принимает "гениальное" решение - отправиться с больной матерью (чье и ментальное, и физическое состояние оставляет желать лучшего) прямиком в эпицентр апокалипсиса. Видимо, юношеский максимализм, отчаянная храбрость и... скажем так, недальновидность взяли верх. Но действие происходит не в сказочном мире с пони и цветочками, где можно позволить себе такую безрассудность, а в жестокой реальности - к тому же, как показали предыдущие сцены, боевыми навыками парень не блещет. Тем не менее, вопреки логике, для героев все складывается наилучшим образом, а если что-то идет не так - на помощь приходит пресловутый "рояль в кустах".

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Подобные нюансы постепенно разрушают целостность происходящего на экране, затягивают повествование и приводят к провисанию сюжета. Актерская игра и сами персонажи ситуацию не спасают - им просто не веришь. Каждый словно существует в своем отдельном мире, не ощущая ужаса происходящего вокруг. При этом герои не развиваются, не меняются, оставаясь на одной эмоциональной ноте с одинаковыми выражениями лиц и шаблонными реакциями.

Философия фильма, Доктор и Memento mori

Разбавляет ситуацию только Доктор Ян Кельсон в исполнении Рэйфа Файнса. Со своей особой философией, легким безумием, целым спектром эмоций и реакций доктор прекрасно создаёт образ человека, оставшегося наедине с окружающим безумием и постепенно, по-своему, адаптировавшегося к новым условиям. Он стал органичной частью этого мира.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Центральной концепцией киноленты становится Memento mori - переоценка приоритетов, смирение с существующим порядком вещей, осознание быстротечности жизни и принятие конца бытия как естественного процесса. Эта идея, вложенная в уста Доктора Ян Кельсона, обретает в фильме физическое воплощение - настоящий храм в центре которого столп из черепов. Архитектура и идея храма с костным сооружением в центре отсылает к парижским катакомбам, костнице в Брно или картине Memento mori с надписью, которая идеально вписалась бы в фильм о постапокалипсисе - Все черепа подписаны, но только один - нет. Напиши же на нем свое имя, ибо он - твой.

Весь храм звучит как напоминание о смертности, призыв ценить каждый момент и является возможностью увековечить память о прошлом. Это тот элемент, который помогает человеку сохранять рассудок в безнадежной ситуации. Что еще остается, кроме памяти и принятия текущего мгновения, когда кругом царит ужас?

В дальнейшем и парню, который так отчаянно пытался спасти свою мать, придется прочувствовать на себе все стороны концепции Memento mori.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Но жизнь циклична, и где конец пути – там же его начало. Поэтому фильм 28 лет спустя использует еще один поворот, дающий миру надежду. Происходит, как сказал Доктор Ян Кельсон, "волшебство плаценты": у зараженной женщины рождается здоровый ребёнок, который, не успев появиться на свет, уже сталкивается с ужасами этого мира, но при этом обретает шанс на нормальную жизнь.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Это популярный прием, который отсылает к истории Элли из сериала Одни из нас (The Last of Us, 2023 г. основанный на одноименной игре). Да и отец главного героя в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона, подобно Джоэлу (Педро Паскаль), получает второй шанс попробовать себя в роли отца.

К тому же закостеневший мирок выживших вместе с появлением здорового новорождённого словно обретает возможность для нового этапа развития - изменений к лучшему.

Такое философское начало положительно влияет на историю, наполняя 28 лет спустя глубиной и масштабом.

Хотя есть ещё несколько моментов, заслуживающих отдельного обсуждения.

Положительные моменты

В фильме 28 лет спустя используется подвижная камера, которой снята часть крупных планов. Это создает эффект присутствия, позволяя зрителю глубже погрузиться в переживания персонажей в ключевые моменты.

Довольно много натуралистичных шокирующих сцен, а зараженные показаны предельно откровенно и без прикрас: грязные, полуголые, с животным поведением. Жутко осознавать, что это - бывшие люди, потерявшие все человеческое и ставшие частью пугающей природы постапокалипсиса.

Удачным стал и выбор декораций. В картине почти нет привычных постапокалиптических видов - заросших городских джунглей, брошенной техники или опустевших магазинов. Вместо них - дикая природа, стихия и редкие постройки. Это создает контраст с уютным городком выживших, показывает, сколько усилий необходимо приложить доктору для поддержания своей жизни и подчеркивает, что в новом мире человек больше не хозяин положения.

Однако для некоторых зрителей это может стать минусом. Городские пейзажи в подобных фильмах - отдельное очарование, к которому хочется прикоснуться. Здесь же - лишь первозданная природа, и порой взгляду не за что зацепиться, смотря фильм точно не возникает желания прогуляться по этому миру вместе с героями.

В целом, на этом достоинства картины заканчиваются.

Будущие киноленты

Несмотря на довольно спокойную реакцию зрителей и критиков, фильм 28 лет спустя станет дилогией. Параллельно с основной кинолентой шла работа над продолжением - 28 лет спустя: Храм костей, которое уже анонсировали на 2026 год.

В следующем фильме зрителям обещают: встречу со знакомыми героями, раскрытие персонажей, введенных в конце 28 лет спустя, развитие истории мальчика, вынужденного привыкать к новой жизни на большой земле.

Если все пойдет по плану, то четвертый фильм франшизы можно будет оценить уже в январе.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

Итоги

28 лет спустя довольно слабый фильм, местами затянутый и скучный. Думаю, не все досмотрят до конца и смогут переживать за героев. Картине не хватает запоминающихся актерских работ, напряжения и ярких событий. Ситуацию спасает буквально пара эффектных моментов и философский контекст с качественной визуальной составляющей.

кадр из фильма 28 лет спустя
кадр из фильма 28 лет спустя

В общем, это средненькое кино, о котором вряд ли столько говорили бы, не будь славы предыдущих картин.

А как вам фильм 28 лет спустя? Ждёте ли продолжение?

постер фильма 28 лет спустя
постер фильма 28 лет спустя