28 лет спустя - третья часть франшизы, где вирус, вызывающий агрессию, превращает людей в нечто вроде зомби. Получилось ли создателям сделать что-то достойное оригинала или у них вышел проходной ужастик про зараженных?
Первые фильмы и ожидание от продолжения
Первый фильм 28 дней спустя (2002), был мощным: мораль, актуальные проблемы, напряжение, необычные обстоятельства и герои, вирус, цинизм и человечество на грани краха. Плюс молодой Киллиан Мерфи. В общем, идеальное начало постапокалипсиса.
В 2007 году вышло продолжение - 28 недель спустя. Оно получилось не таким ярким как первый фильм, но все равно достойным.
Вот и от третьей части 28 лет спустя, 28 месяцев создатели фильмов решили пропустить, ждали многого: качественную графику, сильных актеров, интересный сюжет, социальную повестку и необычные решения. Да и всем поклонникам франшизы просто хотелось увидеть, как мир выглядит после 28 лет хаоса. Но оправдались ли ожидания или 28 лет спустя - это скучный фильм с кучей нелепостей?
О чем кино
Прошло 28 лет с начала погружения миру в сплошную агрессию. Группа выживших за это время обосновалась на острове в Великобритании, откуда попасть на большую землю можно только во время отлива и то по узкой тропинке.
Благодаря изоляции люди избежали заражения и создали общину, где у каждого есть свои обязанности. Город развивается и жизнь течет практически как в нормальном мире, вот только не хватает специалистов - например, врачей. Позже это и станет отправной точкой для дальнейших событий.
В центре сюжета оказалась семья: мужчина (Аарон Тейлор-Джонсон), его 12-летний сын и больная жена, которой никто не может помочь, ведь врачей нет, а значит поставить диагноз и назначить хоть какое-то лечение - некому. И вот наступает момент, когда отец ведет сына на его первую вылазку против зомби, даже несмотря на то, что подросток явно не готов и слишком мал. Конечно, все идет не по плану и отец с сыном застревают на материке, окруженные зомби. Ночью мальчик замечает вдалеке огонь и после возвращения на остров узнает, что рядом с костром на самом деле живет врач.
Сын впадает в отчаяние из-за ухудшающегося состояния матери, постоянного вранья и измен отца, поэтому принимает решение отправиться в опасное путешествие - привести матушку к доктору на материке, чтобы тот выяснил, что с ней происходит и попытался помочь. Ну а дальше зрителя ждет атмосфера ужаса, безысходности, приключение ради благой цели и толпы зараженных.
Все так плохо?
Проблемы у фильма начинаются на этапе завязки.
С одной стороны, она выглядит эффектно, интригующе и даже пробивает на эмоции: новый мир, автономная община, словно документальные кадры под строки из стихотворения Киплинга Сапоги психологически воздействующие на зрителя и создающие дискомфорт (оказывается, запись этого стихотворения применяется в армии США при подготовке военнослужащих к психологическим пыткам в плену). Личная история одной отдельно взятой семьи, которой приходится смириться с невозможностью что-то изменить, и знакомство сразу с несколькими видами зараженных и их укладом добавляют драматизма.
С другой же стороны, уже в самом начале проявляется абсурдность происходящего: отсутствие логики и органичности в действиях героев, недосказанность, непродуманность нового мира и, как следствие, невозможность полноценно проникнуться происходящим.
Главный вопрос возникающий во время просмотра: зачем изначально папаша тащит явно неподготовленного сынка на большую землю охотиться на зараженных, если вылазка не носит в принципе никакого смысла, кроме развлечения и возможности потешить свое эго перед односельчанами? Мол, вот какой классный охотник у него вырос. Однако степень опасности -нахождение среди заражённых разных видов и высокий риск не вернуться -слишком велика для обычного развлечения без практической необходимости (а ее действительно нет: они ходят на большую землю ненадолго и недалеко от побережья, который за 28 лет уже полностью опустошён). Ответ один: это было нужно исключительно для технического продвижения сюжета.
Затем двенадцатилетний подросток начинает на ровном месте, без какой-либо обоснованной мотивации, психовать на отца: угрожает ему, обвиняет во лжи за то, что тот что-то не рассказал. А потом принимает "гениальное" решение - отправиться с больной матерью (чье и ментальное, и физическое состояние оставляет желать лучшего) прямиком в эпицентр апокалипсиса. Видимо, юношеский максимализм, отчаянная храбрость и... скажем так, недальновидность взяли верх. Но действие происходит не в сказочном мире с пони и цветочками, где можно позволить себе такую безрассудность, а в жестокой реальности - к тому же, как показали предыдущие сцены, боевыми навыками парень не блещет. Тем не менее, вопреки логике, для героев все складывается наилучшим образом, а если что-то идет не так - на помощь приходит пресловутый "рояль в кустах".
Подобные нюансы постепенно разрушают целостность происходящего на экране, затягивают повествование и приводят к провисанию сюжета. Актерская игра и сами персонажи ситуацию не спасают - им просто не веришь. Каждый словно существует в своем отдельном мире, не ощущая ужаса происходящего вокруг. При этом герои не развиваются, не меняются, оставаясь на одной эмоциональной ноте с одинаковыми выражениями лиц и шаблонными реакциями.
Философия фильма, Доктор и Memento mori
Разбавляет ситуацию только Доктор Ян Кельсон в исполнении Рэйфа Файнса. Со своей особой философией, легким безумием, целым спектром эмоций и реакций доктор прекрасно создаёт образ человека, оставшегося наедине с окружающим безумием и постепенно, по-своему, адаптировавшегося к новым условиям. Он стал органичной частью этого мира.
Центральной концепцией киноленты становится Memento mori - переоценка приоритетов, смирение с существующим порядком вещей, осознание быстротечности жизни и принятие конца бытия как естественного процесса. Эта идея, вложенная в уста Доктора Ян Кельсона, обретает в фильме физическое воплощение - настоящий храм в центре которого столп из черепов. Архитектура и идея храма с костным сооружением в центре отсылает к парижским катакомбам, костнице в Брно или картине Memento mori с надписью, которая идеально вписалась бы в фильм о постапокалипсисе - Все черепа подписаны, но только один - нет. Напиши же на нем свое имя, ибо он - твой.
Весь храм звучит как напоминание о смертности, призыв ценить каждый момент и является возможностью увековечить память о прошлом. Это тот элемент, который помогает человеку сохранять рассудок в безнадежной ситуации. Что еще остается, кроме памяти и принятия текущего мгновения, когда кругом царит ужас?
В дальнейшем и парню, который так отчаянно пытался спасти свою мать, придется прочувствовать на себе все стороны концепции Memento mori.
Но жизнь циклична, и где конец пути – там же его начало. Поэтому фильм 28 лет спустя использует еще один поворот, дающий миру надежду. Происходит, как сказал Доктор Ян Кельсон, "волшебство плаценты": у зараженной женщины рождается здоровый ребёнок, который, не успев появиться на свет, уже сталкивается с ужасами этого мира, но при этом обретает шанс на нормальную жизнь.
Это популярный прием, который отсылает к истории Элли из сериала Одни из нас (The Last of Us, 2023 г. основанный на одноименной игре). Да и отец главного героя в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона, подобно Джоэлу (Педро Паскаль), получает второй шанс попробовать себя в роли отца.
К тому же закостеневший мирок выживших вместе с появлением здорового новорождённого словно обретает возможность для нового этапа развития - изменений к лучшему.
Такое философское начало положительно влияет на историю, наполняя 28 лет спустя глубиной и масштабом.
Хотя есть ещё несколько моментов, заслуживающих отдельного обсуждения.
Положительные моменты
В фильме 28 лет спустя используется подвижная камера, которой снята часть крупных планов. Это создает эффект присутствия, позволяя зрителю глубже погрузиться в переживания персонажей в ключевые моменты.
Довольно много натуралистичных шокирующих сцен, а зараженные показаны предельно откровенно и без прикрас: грязные, полуголые, с животным поведением. Жутко осознавать, что это - бывшие люди, потерявшие все человеческое и ставшие частью пугающей природы постапокалипсиса.
Удачным стал и выбор декораций. В картине почти нет привычных постапокалиптических видов - заросших городских джунглей, брошенной техники или опустевших магазинов. Вместо них - дикая природа, стихия и редкие постройки. Это создает контраст с уютным городком выживших, показывает, сколько усилий необходимо приложить доктору для поддержания своей жизни и подчеркивает, что в новом мире человек больше не хозяин положения.
Однако для некоторых зрителей это может стать минусом. Городские пейзажи в подобных фильмах - отдельное очарование, к которому хочется прикоснуться. Здесь же - лишь первозданная природа, и порой взгляду не за что зацепиться, смотря фильм точно не возникает желания прогуляться по этому миру вместе с героями.
В целом, на этом достоинства картины заканчиваются.
Будущие киноленты
Несмотря на довольно спокойную реакцию зрителей и критиков, фильм 28 лет спустя станет дилогией. Параллельно с основной кинолентой шла работа над продолжением - 28 лет спустя: Храм костей, которое уже анонсировали на 2026 год.
В следующем фильме зрителям обещают: встречу со знакомыми героями, раскрытие персонажей, введенных в конце 28 лет спустя, развитие истории мальчика, вынужденного привыкать к новой жизни на большой земле.
Если все пойдет по плану, то четвертый фильм франшизы можно будет оценить уже в январе.
Итоги
28 лет спустя довольно слабый фильм, местами затянутый и скучный. Думаю, не все досмотрят до конца и смогут переживать за героев. Картине не хватает запоминающихся актерских работ, напряжения и ярких событий. Ситуацию спасает буквально пара эффектных моментов и философский контекст с качественной визуальной составляющей.
В общем, это средненькое кино, о котором вряд ли столько говорили бы, не будь славы предыдущих картин.
А как вам фильм 28 лет спустя? Ждёте ли продолжение?