Продолжение. Начало статьи здесь. Зачем в роман вообще включены «древние главы»? Почему Иешуа и Пилат — персонажи книги Мастера — вдруг оживают в 29-й главе и решают его судьбу? Казалось бы, Иешуа — это «неканонический» Бог, каким его «прозорливо» изобразил Мастер… Однако сам Иешуа отрицает свою божественность. В финале подчёркивается, что он и Пилат — творения Мастера, его ожившие герои. Но почему тогда они вершат судьбу автора? Зачем нужна лунная дорога? Куда они идут? И почему им позволено ступить на неё, а Мастеру — нет? Кроме того, зачем в романе столь избыточная сатира: «Славное море», пожар в Торгсине, визит Поплавского и Сокова к врачу? Только ради гротеска? Но при чём здесь любовь?
На каждый из этих вопросов можно дать отдельный ответ, но целостная картина не складывается. Разные исследователи предлагают противоречивые объяснения (что подрывает доверие к традиции), да и сам текст сопротивляется таким трактовкам. Оптимистическая трактовка полна внутренних противоречий, малоза
Публикация доступна с подпиской
Попечитель культуры