1. Жизнь до восстания:
Учёба и военная служба: Николай Осипович Мозгалевский родился в мае 1801 года в Санкт-Петербурге. Его отец Осип Фёдорович - помещик из Черниговской губернии, отставной капитан гвардии. Мать Виктория Карловна, урождённая де Розет - француженка.
Маленький Николай начал получать образование на дому, для него были наняты учителя. После он воспитывался в Нежинском народном училище и других пансионах. А в 13 лет его определили в Первый кадетский корпус (военное учебное заведение в Петербурге). Там он проучился около 6,5 лет, а после выпустился в чине прапорщика в 1821 году.
После учёбы Николай Осипович начал службу в Саратовском пехотном полку, где через несколько лет дослужился до подпоручика.
Тайное общество: В 1825 году под Лещиным был назначен военный смотр, где присутствовал Александр I. На сборах присутствовал и Мозгалевский. В это время его сослуживец Иван Фёдорович Шимков успел разузнать о Обществе соединённых славян (подробнее написал о них здесь) и вступить в него. Через несколько дней он рассказал об этом Николаю Осиповичу и пригласил его вступить в общество. Шимков сообщил, что целью объединения является смена правительства и введение конституции. По молодости Мозгалевский решил вступить в Общество соединённых славян, он присутствовал на нескольких собраниях, где не особо вникал в суть происходящего (предположу, что он туда ходил только из-за Шимкова). Его незаинтересованность подтвердили присутствовавшие на совещаниях. И на одном из таких Мозгалевский попросту уснул и прослушал часть, где говорилось о цареубийстве и других заговорщических вещах.
После военного смотра Николай Осипович не вспоминал о тайном обществе и не общался с его членами.
2. Жизнь на поселении:
Следственное дело: Николай Осипович был арестован 13 февраля 1826 года, через неделю его привезли в Петербург и заключили в Петропавловскую крепость. На первом допросе он честно сознавался во всём, что знал, но позже, видимо когда понял, насколько дело серьёзно, начал отрицать свою вину полностью, говоря, что ему угрожали основатели общества. Бестужев-Рюмин и Спиридов подтвердили, что на собраниях говорили, если раскроешь существование общества, то поплатишься жизнью, но это не относилось лично к Мозгалевскому, со слов которого казалось, что угрозы были направлены ему лично. Интересно, что Бестужев-Рюмин даже не знал Николая Осиповича и спутал его с человеком, чья фамилия похожа на его. Но на очной ставке и он, и Спиридов подтвердили обвинения Мозгалевского в их сторону (предположу, что они уже понимали свою участь, устали от вечных допросов и были готовы подтвердить любое обвинение; даже в следственном деле Мозгалевского над угрозами со стороны основателей стоит знак вопроса).
В итоге, Николая Осиповича осудили по восьмому разряду; его признали виновным "в принадлежности к тайному обществу с знанием цели". Его наказание - лишение чинов и дворянства, ссылка в Сибири на 20 лет. В Тобольск декабрист прибыл в августе 1826 года.
Ссылка: Мозгалевского распределили в город Нарым Томской губернии. Там он жил в нужде; государство вместо солдатского пайка выдавало ему 4 р. 35 коп. в месяц. Через 2 или 3 года после прибытия в Нарым Николай Осипович женился на местной мещанке Авдотье Ларионовне. Она была женщиной простой, но неутомимой и жизнерадостной. Евдокия Ларионовна быстро научилась писать и читать (скорее всего декабрист давал ей уроки).
В 1830 году Мозгалевский при помощи родственников и казны купил себе небольшой дом ценою 40 рублей, где поселился вместе с семьёй. За время поселения в Нарыме у Николая Осиповича и Авдотьи Ларионовны родилось три ребенка: сыновья Павел и Валентин, дочь Варвара. Из-за нужды в деньгах и пополнений в семье Мозгалевский начал заниматься сельским хозяйством, но суровый климат мешал этому. Именно поэтому с 1835 года декабрист просил перевести его в Восточную Сибирь, где условия жизни лучше. Через год ему разрешили переехать, и Николай Осипович покинул Нарым.
После отъезда из Нарыма Мозгалевский с семьёй поселился в селе Курагино Енисейской губернии. В 1837 году его перевели в село Теснинское (ныне село Тесь). Здесь семья прожила два года, после их перевели в Минусинск из-за плохого здоровья Николая Осиповича.
На новом месте декабрист всё ещё нуждался в деньгах; за время переездов и нескольких лет проживания в Минусинске у пары родилось ещё несколько детей (всего их было 8: сыновья Павел, Валентин, Александр, Виктор, и дочери Варвара, Елена, Прасковья, Пелагея). Конечно здесь было легче, потому что рядом жили товарищи-декабристы, готовые помочь бедной семье. Как раз с их помощью Мозгалевский приобрел дом у купца Гагарина за 200 рублей.
Чтобы прокормить большую семью, супруги много работали. Евдокия Ларионовна убирала богатые дома; Николай Осипович продолжал заниматься сельским хозяйством, выращивал арбузы и табак, увлекался садоводством. Также он давал уроки минусинским детям. Декабрист без работы не сидел ни минуты, но средств всё равно не хватало.
По воспоминаниям современников, Николай Осипович был человеком скромным, преданным своей семье и трудолюбивым. Под влиянием роковых обстоятельств был угрюм, неразговорчив, казался строгим, хотя в сущности был человеком мягкого, кроткого нрава.
Мозгалевский умер 14 июня 1844 года от чахотки, он похоронен в Минусинске. Таким образом, семья декабриста осталась без кормильца. Авдотья Ларионовна старалась прокормить детей, но получалось это плохо. Здесь пришли на помощь друзья-декабристы: семье умершего стали выдавать деньги из Артели, они помогали пристроить и обучить детей товарища. Примером послужит дочь Мозгалевского Пелагея, которая воспитывалась в семье Николая Басаргина и Ольги Менделеевой в Ялуторовске.
Узнать больше о жизни Н. В. Басаргина