«Я много видел, но далеко не всё. Да и не нужно всей земли, достаточно клочка…» — писал художник в записных книжках.
«В полотнах Александра Николаевича Волкова человек и природа в ее вечном становлении предстают как нечто единое, за малым всегда ощущается целое, в клочке земли — весь мир», — рассказывает Людмила Денисова, сокуратор выставки «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
В коллекции Музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого в Узбекистане хранится более ста работ Александра Волкова. Картины художника значатся в книге поступлений Нукусского музея под инвентарным номером один.
Из интервью с Мариникой Бабаназаровой, преемницей Игоря Витальевича Савицкого: «Волков задал сразу тон коллекции. Первые номера в книге поступлений музея — они, видимо, определили судьбу музея и уровень собрания…»
Александр Николаевич Волков — заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943 год), народный художник Узбекской ССР (1946), музыкант и поэт, педагог.
Художник создавал свои произведения в первой половине двадцатого столетия. Сейчас, на излёте первой четверти века двадцать первого, работы мастера из коллекции музея в Нукусе встретились с его картинами из собрания музея «Новый Иерусалим» в Подмосковье, чтобы открыть зрителям малоизвестные страницы изобразительного искусства, причудливые переплетения культур, где в красках «Нового Востока» звучат вечные символы.
Яркая личность — яркое творчество
Из воспоминаний сына художника – Александра Александровича Волкова:
«Отец был яркой фигурой, он носил малиновый платок, берет, накидку из черной материи, гимнастерку или рубашку навыпуск, браслет из ишачьей подковы и солдатские ботинки. Подводил черным карандашом брови и ресницы. Никогда не носил брюк — только бриджи или шорты. Брал у жены чулки и пришивал их к шортам — это был зимний вариант. Ненавидел пиджаки. Был бродягой, путешественником и заядлым охотником. В голодное время спасался рыбалкой, ловил сазана. Рыбы было полно: узбеки ее не ели».
Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Это в полной мере относится и к художнику Александру Николаевичу Волкову, одному из основоположников современного искусства Средней Азии.
Родился он в далекой от искусства семье гарнизонного врача, но выбрал для себя тернистый путь художника.
В 1905 окончил Оренбургский кадетский корпус и поступил в Петербургский университет, но оставил его ради занятий изобразительным искусством. Александр Волков поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт—Петербурге, в класс В.Е. Маковского, занимался в частной школе М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, скульптор Л.В. Шервуд. Затем продолжил обучение в Киевском художественном училище.
Русский туркестанец
Волкову не надо было открывать Восток, это была его родная среда. Он родился в городе Скобелеве (ныне Фергана), детство его прошло в Туркестане.
Он воспевал в своём творчестве азиатскую родину, учил рисованию и живописи одарённую узбекскую молодёжь, подарил нам своё видение и ощущение Востока в красках, создав на полотнах целый восточный эпос о жизни и труде, о земном и вечном.
«Караван – пустыни карнавал.
Пылает солнце – пекло – печь.
Паласы полосатые постлал
В песках—барханах ткань зажечь».
Что ни слово – то мазок кисти, точный, сочный, звучащий цветом и играющий туркестанским солнцем. Читаешь стихи Волкова, – а видишь его картины, смотришь на живописные полотна автора, а слышишь музыку Востока…
Из интервью Мариники Бабаназаровой: «Цветные ткани, халаты — они настолько восхищали многих художников, в том числе и Волкова, хотя он родился на этой земле и видел эту красоту повседневно, он вплетал в свое творчество элементы национальной культуры».
Яркий, многоцветный, солнечный мир Востока для художника — не волшебная сказка, а сама жизнь, которую он писал.
«В работах Волкова переосмысливались образы восточных миниатюр, ослепительные красочные созвучия шелковых тканей и вышивок, ритмы узбекской музыки и всего традиционного жизненного уклада; в них он показал себя мастером подлинно монументального склада и замечательным колористом, главными средствами выражения которого были цвет и свет», — писала Наталия Вячеславовна Апчинская — советский и российский искусствовед, музейный работник, куратор.
Этнический русский художник Александр Волков в станковых живописных и графических произведениях, в целом чуждых мусульманскому Востоку, раскрыл в живых образах неповторимую красоту Средней Азии, соединяя восточные и западные художественные и духовные традиции.
Возврат к человеку
Александр Волков откликался на все вызовы времени, искал новые пластические формы, образы и прошел длительную эволюцию: от интереса к эстетике символизма, влияния М. Врубеля, обращения к кубофутуризму, — до поисков в области фигуративности.
Сам художник писал: «Работая над примитивной плоскостностью, я ввел целую систему треугольников и других геометрических форм и пришел к изображению человека на основе треугольника, который является простейшей формой».
В 1925—1926 годах А.Н. Волков создает целые серии живописных и графических работ, плотно населяя свои произведения самым разнообразным людом. «Возврат к человеку» — так определил этот период творчества сам художник. Художник, поэт и музыкант, Александр Волков лаконично выразил свое мироощущение в период 20-х годов: «1923. Ритм в живописи и стихах. Танец. Бухара. Фергана. Дороги. Просторы. В полный голос палитра. Национально по форме. Жизнь полна движения шума. Радость красочность. Музыка, пути дороги. Ответ живописью. Чайхана, караваны, верблюды. Симфония (ритм). Система треугольников» (цит. по: Александр Волков. Солнце и караван. М., 2007. С. 39).
От Врубеля — до мелодии трудовых будней
Выставку «Свет между мирами» открывает двойная работа Александра Волкова «Демон и Лик Христа». Композиции на обеих сторонах холста. На одной из сторон — погрудное изображение Демона, на другой — лик Христа. Волков как будто хочет сказать, что и яркая индивидуальность, и смирение перед тем, что выше человека, равно необходимы художнику. Это ранняя работа мастера, написанная в 1913—1914 гг., в которой ярко читается влияние Врубеля.
С творчеством Михаила Врубеля Александр Волков соприкоснулся, когда учился в Киеве с 1912 по 1916 год. На молодого художника сильное впечатление произвели мозаики Софии Киевской и росписи М. А. Врубеля в Кирилловской церкви. Сын художника, Александр Александрович Волков рассказывал, что в Кирилловской церкви отец ложился на пол и рассматривал врубелевские фрески. Сторож храма проникся к юноше и подарил ему сухие краски, некогда оставленные Врубелем.
Художник на протяжении всей своей жизни считал Михаила Врубеля своим духовным учителем. Символизм мышления, чувство стиля, монументальность — это то, что, роднит этих мастеров, и то, что проявится у Александра Волкова с особой силой позже, когда главной темой его творчества станет труд.
Мариника Бабаназарова: «…Говорил, что мы все — «бедана, чайхана», надо выходить на улицу, надо видеть стройки, надо видеть то, что творится вокруг, и отражать эту жизнь».
Обращаясь к повседневным темам, Волков создал большую фреску народной жизни, связанную не только с современностью, но и со всем укладом Востока, уходящим в глубокое прошлое. Трудовые будни в его полотнах звучат мощно, эпично, а сам труд воспет художником как проявление вечного, одухотворённого действия человека.
Приглашаем познакомиться с работами Александра Николаевича Волкова из коллекций Каракалпакского государственного музея искусства имени И.В. Савицкого и Музея «Новый Иерусалим» на выставке «Свет между мирами» до 8 ноября 2025 года. Заказать экскурсии по ссылке.