Найти в Дзене
Рассказы пианиста

Почему М.И. Глинка основоположник русской классической музыки

Кто такой Михаил Иванович Глинка ? Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» симфонические произведения «Камаринская»,«Вальс-фантазия», а также огромное количество известнейших романсов. Немного биографии Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. Уже с детства увлекался музыкой: игрой на фортепиано и скрипке. В 1817 году родители поместили сына в Благородный пансион, находившийся в Петербурге. В 1830 году Глинка уехал за границу. Там он провел четыре года, где зародились идеи великих произведений. В 1836 году Михаил Иванович с успехом представил в Большом театре Петербурга оперу об Иване Сусанине «Жизнь за царя». А в 1842-м состоялась премьера первой русской оперы-сказки на стихи Пушкина – «Руслан и Людмила». В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845

Кто такой Михаил Иванович Глинка ?

Михаил Иванович Глинка (1804–1857 гг.) – великий русский композитор. Автор таких известных произведений, как оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» симфонические произведения «Камаринская»,«Вальс-фантазия», а также огромное количество известнейших романсов.

Немного биографии

-2

Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии.

Уже с детства увлекался музыкой: игрой на фортепиано и скрипке.

В 1817 году родители поместили сына в Благородный пансион, находившийся в Петербурге. В 1830 году Глинка уехал за границу. Там он провел четыре года, где зародились идеи великих произведений.

В 1836 году Михаил Иванович с успехом представил в Большом театре Петербурга оперу об Иване Сусанине «Жизнь за царя». А в 1842-м состоялась премьера первой русской оперы-сказки на стихи Пушкина – «Руслан и Людмила».

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г. ) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.).

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.

Наследие великого композитора

Глинка - родоначальник особого жанра симфонической музыки- народно-жанровый симфонизм.

2 обязательных условия:

  • использование фольклорных подлинников того региона, с которым связан сюжет или новая мелодия в характере и традициях народа
  • В развитии музыкального материала обязательное использование исполнительских традиций того региона, с которым связан сюжет (например имитация инструментов)

У Глинки народно-симфонический жанр наиболее ярко представлен в произведениях :

  • «Арагонская хота» 1845 г.
  • «Камаринская» 1848 г.
  • «Ночь в Мадриде» 1848 г.

Также Михаил Иванович является основоположником Лирико-психологического симфонизма.

В 1839 г. был написана пьеса для фортепиано «Вальс-фантазия».

В 1850 г. она была оркестрована.

Глинка поднимает бытовой жанр до уровня высоко-художественного произведения, он наделил его чертами русского романса, теплотой вокальной музыки.

Оперное творчество

-3

«Иван Сусанин» 1836 г. - историческая, отечественная, героико-драматическая опера.

Новаторство в опере:

  • Глинка стоит на позициях реализма. Возвращает истории ее правду и величие подвига простого русского крестьянина -Ивана Сусанина, настоящие эмоции и чувства главного героя перед смертью
  • Глинка возвысил русский крестьянский напев до трагедии
  • Особое осмысление хора в оперной драматургии. У Глинки хор становиться важнейшей драматургической структурой. В них экспонируется и развивается важнейшие интонации носители в опере. Звучат слова, отражающие идею произведения.
  • Сквозное развитие оперной драматургии
  • Контраст двух интонационных сфер: русская и польская
  • Отсутствие разговорных сцен
  • Танец в опере имеет смысловое и драматургическое значение

Опера «Руслан и Людмила» 1842г.

Первая русская сказочно-эпическая опера.

Камерно-вокальный жанр

-4

М. И. Глинка написал 80 романсов

В основном романсы были написаны в 4 жанрах:

  • Баллада («Ночной смотр»)
  • Застольная песня («В крови горит огонь желания»)
  • Русская песня («Ах ты, душечка»)
  • Элегия («Я помню чудное мгновенье»)

Особенности романсов

  • Особое значение фортепианной партии.
  • Ясные закругленные формы
  • Новые гармонические приемы
  • Разнообразные вокальные приемы.
  • Особая драматургия для каждого романса

Все вышеперечисленное доказывает, что М. И. Глинка действительно является великим русским композитором и основоположником русской классической музыки.

«Музыку создает народ, а мы художники» - М. И. Глинка.

Жду ваши комментарии, мне очень важно ваше мнение, пишите какие темы вы бы хотели видеть в моих статьях☺️