Уникальное матрилинейное общество было обнаружено в Китае эпохи неолита благодаря масштабному генетическому исследованию. В этом древнем социуме именно женщины определяли родственные связи и формировали социальную иерархию.
Сенсационное открытие было сделано международной группой исследователей и опубликовано в авторитетном научном журнале Nature. В ходе исследования учёные проанализировали образцы древней ДНК, извлечённые из погребений археологического комплекса Фуцзя, расположенного в провинции Шаньдун. Возраст находок датируется периодом 2750–2500 годов до нашей эры.
О памятнике
Фуцзя (37° 2′ 20.19″ с. ш., 118° 23′ 39.63″ в. д.) — археологический памятник эпохи неолита, расположенный в провинции Шаньдун на востоке Китая, к северу от гор Тай и недалеко от южного побережья Бохайского залива. Благодаря археологическим исследованиям и раскопкам Фуцзя был идентифицирован как памятник поздней культуры Давэнькоу. Он занимает площадь около 37 гектаров и был раскопан трижды: в 1985, 1995 и 2021 годах. Расположенный на возвышенности, окруженной низменностями у моря, Фуцзя отличается централизованной жилой зоной, гончарными печами, расположенными в основном на небольшой возвышенной площадке к западу. Два отдельных кладбища, обозначенные как Фуцзя_N и Фуцзя_S, были обнаружены на севере и юго-востоке участка соответственно. На участке было раскопано более 500 захоронений с доступными радиоуглеродными датировками от 2750 до 2500. до н.э.
Байесовское моделирование датировок ускорительной масс-спектрометрии с кладбищ показало, что погребальная практика продолжалась около 250 лет и охватывала не менее 10 поколений Из 295 идентифицированных лиц в Фуцзя_S 58% — мужчины и 42% — женщины. Среди всех захоронений в _S 35% из 355 человек были идентифицированы как вторичные захоронения, при этом совместные захоронения с несколькими скелетами составили 12%. На основании оценки возраста скелетов, раскопанных в 1995 году, равномерное распределение всех возрастных диапазонов (средний возраст = 23,4 года) указывает на отсутствие возрастных различий в погребальной практике.
Матрилинейная родовая община в Фуцзя
Исследование ДНК, унаследованной по материнской линии, и Y-хромосом, унаследованных по отцовской линии, выявило чёткое соответствие между местонахождением захоронений и гаплотипами ДНК, независимо от пола. Кроме того, люди, погребенные на одном кладбище, которые разделяли идентичные митохондриальные гаплотипы, также демонстрируют идентичные последовательности ДНК, что предполагает общую материнскую линию.
Внутрикладбищное сравнение выявило большую продолжительность IBD и большее количество родственников второй степени родства, чем межкладбищное сравнение, что указывает на более тесное биологическое родство между людьми в пределах одной материнской линии, чем между двумя разными материнскими линиями. Учитывая большое количество человеческих останков и длительную продолжительность использования (более 200 лет) кладбищ Фуцзя, наряду с единообразием матрилиний и большим разнообразием патрилиний, можно сделать вывод, что кладбища Фуцзя были предназначены для материнских кланов (или матрилинейных групп происхождения), а не для матрилинейных расширенных семей или групп домохозяйств. Оценка возраста скелетов людей Фуцзя также показала, что как подростки, так и взрослые мужчины были похоронены исключительно на кладбище своих родных матрилиний. Эта практика соответствует общим нормам матрилинейного общества, которое не отражает патрилинейные и патрилокальные системы, в которых женщины обычно хоронят рядом со своими супругами-мужчинами. Кроме того, места захоронения людей на каждом кладбище не коррелируют с генетической дистанцией. Даже родственники первой степени родства на одном кладбище не обязательно могут быть размещены поблизости. Эти результаты указывают на то, что место захоронения в первую очередь определяется принадлежностью к матриклану, а не такими факторами, как пол, возраст, родство или генетические узкие места. Поэтому мы утверждаем, что различные материнские линии между Fujia_S и Fujia_N отражают преднамеренную организационную структуру, основанную на идентичности матриклана.
Наши результаты указывают на то, что община Фуцзя, вероятно, была организована по матрилинейному принципу. Эта интерпретация подтверждается строгим соответствием между генетическими признаками и границами кладбищ. Люди, захороненные на одном кладбище, не только имели одинаковую митохондриальную гаплогруппу, но и, в большинстве случаев, обладали идентичными консенсусными последовательностями мтДНК, что указывает на близкое материнское происхождение и, вероятно, общую матрилинейную идентичность. Высокий процент (60,9%, 392 из 644 пар) наблюдаемых родственных связей второй-шестой степени между этими двумя кладбищами также свидетельствует о длительном сосуществовании двух кладбищ, которые использовались более 250 лет. Эти модели параллельны тем, которые встречаются в современных матрилинейных обществах, которые обычно состоят из нескольких матрилинейных кланов (таких как дуолокальный мосо, матрилокальный лаху и тлинкит ), в которых люди сохраняют пожизненную принадлежность к своему натальному матриклану и хоронят соответственно. Однако связь между местом жительства и захоронением в Фуцзя остается нерешенной, поскольку место жительства после брака не может быть окончательно выведено из погребальной практики или только генетических данных. Этнографические исследования выявляют различные модели проживания (например, дуолокальный, матрилокальный или авункулокальный) в матрилинейных обществах, хотя люди повсеместно сохраняют членство в натальном клане и связи с погребением 33 . Таким образом, кладбища в Фуцзя могут представлять собой неолитическую матрилинейную организацию, которая, хотя и потенциально отличается по структуре от таковых более поздних периодов, в своей основе остается общей по материнской линии.
Эта уникальная социальная организация дополнительно подчеркивается минимальным ROH, наблюдаемым в других неолитических популяциях Восточной Азии, таких как из регионов реки Хуанхэ и Западной Ляо, что подчеркивает своеобразие социальной организации Фуцзя. Наблюдаемая эндогамия может отражать модель, в которой мужчины женились на женщинах из близлежащих общин, чтобы сохранить свой авторитет в родственной группе. Аналогичные практики были задокументированы в современных матрилинейных и матрилокальных обществах Юго-Восточной Азии, в которых распространены высокий уровень деревенской эндогамии и низкое генетическое разнообразие . Несмотря на общий рост населения от среднего до позднего неолита в таких районах, как бассейн реки Хуанхэ, река Западный Ляо и полуостров Шаньдун, провинция Фуцзя сохраняла относительно небольшую эффективную численность населения, даже по сравнению с популяциями раннего неолита провинции Шаньдун.
Памятник Фуцзя расположен в регионе, который простирается от северных предгорий гор Тай-И до южного побережья залива Бохай. Этот район содержит многочисленные современные памятники культуры Давэнькоу, которые имеют тесно связанные археологические характеристики и вместе называются типом Уцунь культуры Давэнькоу. Общими чертами для всех этих памятников являются расписная и относительно грубая керамика, стратегии жизнеобеспечения, основанные на выращивании проса с добавлением морских ресурсов, и, как правило, небольшие или средние размеры поселений с ограниченными свидетельствами социальной иерархии. Такие памятники, как Уцунь, также демонстрируют высокую плотность захоронений, аналогичную наблюдаемой в Фуцзя. Это говорит о том, что Фуцзя отражает более широкую региональную модель, а не уникальный или изолированный случай.
В то же время Фуцзя существовала в период усложнения социальной жизни в позднем неолитическом Китае. Поздняя культура Давэнькоу, к которой принадлежит Фуцзя, располагавшаяся в основном в провинциях Шаньдун, Хэнань и Аньхой, пережила пик численности населения и представляла собой множество крупных поселений, выступавших в качестве региональных центров с элитными гробницами, которые рассматриваются как различные политические образования, с ценными погребальными принадлежностями, такими как нефрит и слоновая кость, что предполагает сеть элитных обменов между регионами. Однако Фуцзя контрастирует с другими поздними региональными центрами Давэнькоу, такими как Цзяоцзя и Ганшан, своим меньшим богатством, низким уровнем социальной стратификации и, возможно, низкой плотностью населения (оцененной по размерам поселений; Цзяоцзяо и Ганшан оба превышают по площади 80 гектаров, что вдвое больше Фуцзя). Социальная организация и модели жизнеобеспечения Фуцзя отличаются от таковых в высоко стратифицированных обществах и предполагают, что его социальная динамика напоминает динамику современных матрилинейных обществ с меньшей долей наследуемых ресурсов и частной собственности.