Герульский Аларих, видимо, был личностью известной, раз в его честь вскоре назвали будущего разорителя Эллады и Рима. Однако, в истории он остался вождем герулов, побежденным Германарихом. Надо думать, что истребление, устроенное «готским Александром» способствовало усилению их переселению на Запад. Наряду с известиями о «западных герулах» в IV веке появляются также первые их упоминания в Среднем Подунавье. В перечнях Юлия Гонория и «Книги Поколений» герулы называются рядом с маркоманами и квадами. Юлий Гонорий писал приблизительно между сер. IV – сер. VI вв., так как на него ссылался Кассиодор. Поскольку гуннов Гонорий еще не упоминает, но в его перечне встречаются бастарны и карпы, можно с высокой долей уверенности относить его сведения к IV веку. По мнению Р. Стринатера, многие известия о «западных герулах», относящиеся к этому и более позднему периоду вполне можно связывать именно с дунайскими герулами. Как бы там ни было, но на рубеже IV – V вв. именно в Среднем Подунавье их, судя по всему, и застали гунны.
О том, как складывались отношения герулов с новыми гегемонами Центральной Европы нам ничего не известно вплоть до эпохи Аттилы. Наряду с маркоманами, свевами, квадами, тюрингами и ругиями Павел Диакон называет герулов в числе союзников «бича народов». Далее логично предполагать, что история герулов вплоть до 454 г. была не отделима от истории Гуннской державы. Но, после смерти Аттилы вся эта конструкция рухнула.
Как известно, после смерти великого гунна, его сыновья начали делить между собой его державу, чем воспользовались покоренные племена. Ардарих, царь гепидов, поднял восстание, к которому присоединились другие вожди. Кто-то поддержал гуннов. В итоге, все это вылилось в «битву народов» на реке Недао. Красочное, но не понятное описание этого грандиозного сражения оставил Иордан: «Думаю, что там было зрелище, достойное удивления: можно было видеть и гота, сражающегося копьями, и гепида, безумствующего мечом, и руга, переламывающего дротики в его [гепида?] ране, и свава, отважно действующего дубинкой, а гунна — стрелой, и алана, строящего ряды с тяжелым, а герула — с легким оружием». В этом отрывке готский историк вновь возвращается к теме «легкого» вооружения герулов, о котором впервые говорит чуть выше, сообщая, что: «Племя это очень подвижно и еще более — необыкновенно высокомерно. Не было тогда ни одного [другого] племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов». Что конкретно подразумевается под «легким оружием» не слишком понятно. Ясно, что броней себя эти товарищи не обременяли. Вместо копий были, скорее всего легкие дротики, другое метательное оружие, а для ближнего боя, возможно, более короткие клинки.
Гунны и их союзники потерпели поражение. Толпы проигравших и победителей в одинаковой степени оказались в патовой ситуации, так как всем грозил голод. Иордан сообщает подробный список различных групп варваров, стремившихся найти себе пристанище. Гунны большей частью возвращается в степи Северного Причерноморья, но отдельные их группы во главе с сыновьями Аттилы нашли прибежище в Малой Скифии и Прибрежной Дакии. В Малой Скифии и Нижней Мезии осели также скиры, садагарии и часть аланов. Сарматы, кемандры и еще одна группа гуннов заняли земли в Иллирии близ крепости Кастрамартена. Ругии и какие-то другие отряды были поселены римлянами во Фракии, из других источников мы знаем, что другая часть ругов обосновалась к северу от провинции Норик, создав там небольшое королевство. Гепиды, главные победители гуннов, создали свое королевство в Дакии. Остроготы под руководством трех братьев Амалов поселились в южной Паннонии, а к северу от них – скиры, свевы и другие племена. Герулы не упоминаются Иорданом в связи с войнами остроготов и их соседей. Хотя его слова о том, что наших героев нанимали чуть ли не во всех войнах, намекает, что они тоже были задействованы в битве при Болии и последующих карательных акциях Амалов против задунайских варваров. В общем, можно заключить, что жилища герулов надо помещать где-то в глубине Центральной Европы. Иордан перечисляет среди задунайских соседей свевов баваров, франков, бургундов и тюрингов, а среди их союзников упоминает также ругов, алеманов. С географией тут все очень запутано, но понятно, что герулов надо помещать где-то севернее, может быть к северу от гепидов и восточнее тюрингов.
Одним из результатов всех этих сражений 450-х – 460-х гг. стало усиление миграции варварских отрядов в Италию. Среди таких искателей лучшей жизни был Одоакр. Личность эта загадочная. Распространено мнение, что он был сыном вождя скиров Эдикона, но есть и скептики. Появление Одоакра в Италии связывают с уничтожением царства скиров на Дунае остроготами в 469 г., но Э. Томпсон убедительно показал, что Одоакр посетил святого Северина в Норике по пути в Италию гораздо раньше – не позднее 461 г. В любом случае, уже в 476 году Одоакр сверг правящих в Италии патриция Ореста и его сына – императора Ромула Августула. Среди воинов Одоакра называют загадочных торкилингов, ругов, скиров, а также герулов. Надо полагать, причиной массового поступления на римскую службу была банальная жажда славы и богатства. Маловероятно, что у герулов в это время были какие-то проблемы, сравнимые с трудностями их соседей.
В свою очередь, разгром свевов и истребление скиров в 469 г. открывали перед герулами новые возможности. По мнению исследователей, воспользовавшись судьбой скиров, герулы заняли их земли в Северной Паннонии до озера Балатон. Я, признаться, не слишком уразумел на каких основаниях сделано такое предположение. На мой взгляд, более вероятно, что герулы оставались к северу от Дуная, а Паннония контролировалась готами. Даже после ухода в Италию, Теодорих Великий продолжал держать эти земли под своим контролем и воевал с гепидами. Герулам Паннония в принципе была не очень нужна, так как они не нуждались в пахотных землях. Важнее были дань с покоренных племен и добыча.
Больше всего информации у нас есть о царе герулов Родвульфе. Но, большая их часть относится к последним годам его правления. Вероятно, именно с ним следует связывать и возвышение герулов. Их экспансия началась в 470-х гг., когда они разорили город Иовиакум в Норике. Попробуем уточнить дату этого события. «Житие Св. Северина» (ум. в 482 г.) упоминает о том, что некий Гунимунд «с малым числом варваров захватил город Батавий и почти всех жителей, находившихся в поле на уборке урожая, взял в плен, а сорок городских мужей, которые были оставлены для охраны стен, убил» (XXII.4). Этого Гунимунда справедливо отождествляются с правителем свевов, который соперничал с Амалами в 460-х гг. О его судьбе после битвы при Болии ничего не говорится, но очевидно Гунимунд уцелел. Таким образом, было бы логично предположить, что «малые силы» свевского рикса стали результатом событий 469 года. Активизация свевов может быть связана с тем, что в 472 г. остроготы начинают покидать Нижнюю Паннонию. Осаду готами Тибурнии (XVII. 4) связывают с движением Амала Видимера (дяди Теодориха Великого) в сторону Италии, датируя этим годом. Уход остроготов открывал возможности также для герулов. Таким образом, экспансия герулов в Подунавье началась после ухода остроготов. Условно ее можно датировать около 473-475 гг.
Рассказывая о истории герулов, Прокопий Кесарийский упоминает походы герулов, в ходе которых ими были подчинены различные племена, включая лангобардов. Экспансия прекратилась в годы правления императора Анастасия (491-518 гг.). Обычно это трактуется так, что в самом начале его царствования Родвульф прекратил походы, однако на мой взгляд, для такой трактовки оснований нет. Просто это случилось где-то в 490-е гг.
О Родвульфе сообщает также Иордан. Место это очень запутанное, что в общем-то типично для этого автора. Герулы и Родвульф всплывают в контексте описания Скандинавии. Перечисляя местные племена, он отмечает: «светиды, известные в этом племени как превосходящие остальных [величиною] тела, хотя и даны, вышедшие из того же рода, — они вытеснили герулов с их собственных мест, — пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего исключительного роста. Однако статностью сходны с ними также граннии, аугандзы, евниксы, тэтель, руги, арохи, рании. Над ними был немного лет тому назад королем Родвульф. Он, презрев свое королевство, укрылся под защиту Теодериха, короля готов, и нашел там то, чего искал». Возникли различные подходы к толкованию этого упоминания. Одни исследователи считают, что речь идет о том, Родвульф был королем герулов, а другие – что он был вождем семи остальных племен и выходцем из Скандинавии. На мой взгляд, с учетом того, что о Родвульфе говорят другие источники, тут и обсуждать нечего. Кривая латынь Иордана дает не единственный пример таких запутанных оборотов. Тут, кстати, следует обратить внимание, что и с данами не все так просто. Иордана вполне можно понять и так, что не даны, а светиды вытеснили герулов с их собственных земель. Причем, это будет куда больше соответствовать географии проживания герулов в Скандинавии.
Очень интересно упоминание о том, что Родвульф укрылся у Теодориха. Не очень понятно, что подразумевать под «презрением к своему королевству». По идее это надо понимать так, что он отказался от своего царства на какое-то время. Эту фразу связывают с информацией Кассиодора о том, что Теодорих сделал «сыном по оружию» и одарил богатыми дарами некоего «короля герулов». Возможно, Иордан как-то неверно истолковал информацию своего предшественника.
Союз Теодориха с герулами мог заключить в связи с войной против гепидов в 488 г. или 505 г. При этом, около 507 – 511 гг. сообщается о посольствах Теодориха к герулам, тюрингам и варнам, но для заключения союза против франков.
Подборка известий -
https://aloslum.livejournal.com/41366.html
https://aloslum.livejournal.com/41711.html
https://aloslum.livejournal.com/41805.html
Продолжение следует...