Найти в Дзене

Герулы. Проблемы истории и происхождения. Ч. 7. Пшеворская культура. Последние кельты Европы

Носителями пшеворской культуры были многочисленные племена, населявшие главным образом бассейн реки Вислы (южнее Поморья). Во времена Тацита это были в первую очередь лугии. Однако, они составляли больше восточную половину пшеворского сообщества. К западу от них, между лугиями и свевами, судя по всему, нужно помещать вандальские племена. Вообще, соотношение вандалов/вандилиев и лугиев – серьезная такая проблема. Распространено мнение, что это одно и тоже. Но, мне так не кажется. По крайней мере, не все так просто.
Самые ранние сведения о вандилиях нам сообщает Плиний Старший. Он выделяет вандилиев как группу племен, в которую входят бургунды, варины, карины или харины, и готоны. Тацит вандилиев упоминает, но вскользь. Очевидно, что для его времени это анахронизм. Варины уже составляют сообщество племен, поклоняющихся богине Нертус. При этом, судя по контексту, это племена свевские. Готоны стали большим и самостоятельным народом. Бургундов и каринов/харинов Тацит просто не заметил. Зато

Носителями пшеворской культуры были многочисленные племена, населявшие главным образом бассейн реки Вислы (южнее Поморья). Во времена Тацита это были в первую очередь лугии. Однако, они составляли больше восточную половину пшеворского сообщества. К западу от них, между лугиями и свевами, судя по всему, нужно помещать вандальские племена. Вообще, соотношение вандалов/вандилиев и лугиев – серьезная такая проблема. Распространено мнение, что это одно и тоже. Но, мне так не кажется. По крайней мере, не все так просто.
Самые ранние сведения о вандилиях нам сообщает Плиний Старший. Он выделяет вандилиев как группу племен, в которую входят бургунды, варины, карины или харины, и готоны. Тацит вандилиев упоминает, но вскользь. Очевидно, что для его времени это анахронизм. Варины уже составляют сообщество племен, поклоняющихся богине Нертус. При этом, судя по контексту, это племена свевские. Готоны стали большим и самостоятельным народом. Бургундов и каринов/харинов Тацит просто не заметил. Зато он описывает лугиев, отмечая множество племен, составляющих эту конфедерацию. Выделяются в этом множестве четыре племени - гарии, гельвеконы, манимы, гелизии, наганарвалы. Последние выделяются своим культом местных диоскуров – Алков. Гарии более любопытны: «превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь во всех сражениях глаза побеждаются первыми». Раскрашенные тела подразумевают, что они не скрыты доспехами. Повышенная воинственность бросается в глаза.
Вновь бургунды появляются у Клавдия Птолемея. Как «бургунты» они возможно причисляются к лугиям. Он также называет вандалов – силингов (быть может за этим именем скрываются исчезнувшие карины/харины, если это не лугии – гарии?). Готоны начинают свое движение на юго-восток. А вот среди лугиев Птолемей называет уже другие племена: лугии-омманы (возможно, это манимы), лугии-элуоны (гельвеконы?), линки (?). К лугиям причисляются также буры (у Тацита это независимый народ, родственный свевам). Но, больше всего мне нравятся лугии-дидуны (в их землях отмечен город с характерным названием Лугдунум!). Последний факт говорит о степени кельтского влияния на пшеворцев – лугиев больше, чем вся пшеворская археология. А между тем, археологи отмечают, что пшеворская культура – это такой заповедник древних кельтских традиций эпохи латенской экспансии.
В более позднее время имя лугиев исчезает из источников. Археология отмечает пшеворское движение в сторону Прикарпатья и далее на восток. Отдельные следы пшеворского присутствия отмечаются в Крыму и Приазовье, как мы помним. А письменные источники фиксируют возрождение вандальской идентичности. К вандалам-силингам добавляются вандалы-астинги. К той же группе, вероятно, нужно относить лакрингов. Все они выдвигаются в период Маркоманнских войн, осваивая Карпатский регион. Не исключено, что и тайфалы связаны с пшеворским миром, хотя их связывают больше с готскими племенами. Бургунды, вернувшись на страницы истории, уже не уйдут с них вплоть до того, как их королевство в Галлии не будет завоевано франками. Хотя. Бургундия и после этого не исчезла.
Думаю, именно в таком историческом контексте необходимо рассматриваться появление в Северном Причерноморье загадочных «кельтов» и герулов. При этом, традиции пшеворской культуры, как мы видим, выделяются с одной стороны в Приазовье, где боранов/ворадов сменяют «элуры», а с другой стороны – в Приднестровье, где потомки пшеворцев и зарубинцев зубрецкой культуры сохраняли свою «самость» в черняховскую эпоху. Но, если во втором случае все же есть веские основания связывать культуру с «венедами», то вот Приазовье дает новый повод искать герулов именно здесь. В таком случае, противоречие Поллиона и Зосима нужно объяснять иначе. Впрочем, однозначно ответить, должны ли мы доверять Иордану/Абалавию или нет, мы не сможем. Я для себя не определился пока.

Продолжение следует...