Недавно я прочитал сказку про Ивана-дурака и шапку-невидимку. Ну, вы знаете: надел такую шапку – и исчез! Никто не видит! Ходи себе где хочешь, бери что нравится, слушай чужие разговоры – полная свобода! Здорово, правда?
Я, конечно, сразу полез в шкаф искать такую шапку. Может, у папы где завалялась? Или у мамы? Перерыл все полки, все коробки – нету. Ни одной шапки-невидимки! Только обыкновенные: зимние, осенние, папина фуражка... В общем, никакого волшебства.
Я сидел грустный на полу среди шапок. И вдруг – бац! – увидел ее! Ну, не совсем ее, конечно. А папину старую кепку. Ту самую, потертую, цвета полинявшей травы, с огромным-преогромным козырьком. Папа говорил, она ему удачу приносила, когда он студентом был. Я ее сразу приметил: козырек-то какой! Настоящий козырище!
И тут меня как током ударило! А что, если...? Ведь в сказке не сказано, что шапка-невидимка обязательно должна быть шапкой! Может, это метафора? Или аллегория? (Это я недавно в книжке умные слова вычитал). Главное – чтобы лицо закрыть! А козырек папиной кепки – он же как раз лицо закрывает, если его на нос натянуть! Лоб, глаза, нос – все спрятано! Значит, я должен стать невидимкой!
Я тут же надел кепку. Натянул козырек аж на самый кончик носа. Стало темно и немного душно, но зато я почувствовал: волшебство началось! Я – Максимка-невидимка!
Решил проверить на маме. Она как раз котлеты жарила, шипели они на сковородке, масло потрескивало. Мама стояла к двери спиной. Я затаил дыхание, втянул живот (чтобы стать тоньше) и пополз на цыпочках. Шаг... второй... третий... Я прошел всю кухню! Мама не обернулась! Не крикнула:
— Максим, не мешай!
Ничего! Ура! Шапка работает!
Теперь – дворник дядя Коля. Он чинил у сарая свою тачку. Стучал молотком, что-то бормотал. Я вышел из подъезда, натянул козырек еще ниже (теперь я видел только свои кеды и кусочек асфальта) и пошел прямо мимо него. Крадучись. Дядя Коля молотком стучал. Не окликнул меня! Не спросил:
— Ты куда, Максимка?
Ничего! Полный триумф! Я – настоящий невидимка! В папиной кепке!
Тут мне в голову ударила мысль великолепная. Кинотеатр «Спартак»! Там как раз мультфильмы новые начались, про космических пиратов. Билет стоит целых пятнадцать копеек! А у меня – ни копейки. Но теперь-то я невидимка! Значит, могу пройти бесплатно! Гениально же?
Я помчался к «Спартаку». У входа толпился народ, касса трещала, дети визжали. А у самой двери, где билеты проверяют, стояла тетя Зина, контролер. Суровая такая тетя, в очках. Все ее побаиваются.
Мое сердце застучало, как папин будильник. Страшно! Но я вспомнил: я же невидимый! Кепка на мне! Я прижал козырек руками к носу (на всякий случай), втянул голову в плечи и... пополз. Не иду, а именно ползу, как разведчик под колючей проволокой. Мимо очереди, мимо кассы... Вот уже тетя Зина спиной ко мне, она как раз билет у какой-то девочки проверяла. Я поднырнул под ее локоть... Еще шаг... Еще...
И вдруг – бац! Как клещами! Что-то железное впилось мне в шиворот и дернуло назад. Я аж присел от неожиданности.
— А ну-ка, невидимость, вылезай! — прогремел надо мной голос тети Зины.
Я осторожно приподнял козырек. Оказалось, что я стою прямо перед ней. Она смотрела на меня строго через очки. А в руке у нее был здоровенный дырокол, которым она обычно билеты пробивает.
— Ты чего это тут под ногами путаешься, а? Как крот в очках! — спросила тетя Зина. — Билет где?
Народ вокруг засмеялся. Мне стало жарко-прежарко под моей волшебной кепкой.
— Я... я... — пробормотал я. — Я невидимый...
— Невидимый? — фыркнула тетя Зина. — Очень даже видимый! И очень даже знакомый! Максим, кажется? Марш отсюда, пока милицию не вызвала! И кепку сними, а то лоб себе отобьешь, ходишь ничего не видишь!
Я выскочил из кинотеатра как ошпаренный. На улице было солнечно и дул ветерок. Я снял папину кепку и посмотрел на нее. Потертая, теплая, пахла папиным одеколоном и чем-то еще родным.
«Не сработала, — горько подумал я. — Шапка-невидимка не сработала. Или почти сработала... но не до конца».
Я вздохнул и пошел домой. Ноги были тяжелые. А в голове крутилось: почему? Почему мама и дворник не видели, а тетя Зина – увидела? Может, козырек надо было еще ниже натянуть? Или... или тетя Зина сама волшебница? И видит невидимок? Это надо будет проверить. В другой раз. Когда накоплю пятнадцать копеек на билет. На всякий случай.