Найти в Дзене

Вы видите экран. Мы видим спорт: киберспорт глазами науки

Оглавление

Не мышцы, а мозг. Не стадион, а сервер. Не мяч, а клик. Но всё то же напряжение, победы, поражения и дисциплина. Это киберспорт!

Крупнейшие турниры по Dota 2, League of Legends и CS:GO собирают миллионы зрителей — как на Олимпиаде. Призовые фонды — десятки миллионов долларов. Игроки тренируются по несколько часов в день, проходят психологическую подготовку, физические тренировки и командные разборы.

Так это спорт? Или просто «сидят в компьютере»?

Разбираемся в теме вместе с Валерией Вяхиревой, старшим преподавателем кафедры киберпсихологии ННГУ, и Валерией Демаревой, заведующей кафедрой.

Заведующая кафедрой киберпсихологии ННГУ Валерия Демарева
Заведующая кафедрой киберпсихологии ННГУ Валерия Демарева
Старший преподаватель кафедры киберпсихологии ННГУ Валерия Вяхирева
Старший преподаватель кафедры киберпсихологии ННГУ Валерия Вяхирева

Можно ли назвать киберспорт настоящим спортом?

«Киберспорт полностью соответствует ключевому признаку спорта — организованному соревнованию с чёткими правилами, судейством, рейтинговыми системами и турнирами. Хотя в киберспорте отсутствует тяжёлая мышечная активность, он требует значительной когнитивной выносливости, высокой точности моторики и психологической устойчивости — т.к. создается значительный прессинг от огромных потоков информации. Кроме того, тот факт, что киберспорт — это явление цифровой среды, стирает границы между киберспортсменами и их зрителями, что также создает особую психологическую среду. Специфика этих взаимоотношений тоже находится в фокусе психологической науки», - отмечает Валерия Демарева, заведующая кафедрой киберпсихологии ННГУ.

Что развивает киберспорт?

Многие думают: «сидит в компе — значит, тупеет». Наука говорит: наоборот.

Киберспорт — это не пустое времяпрепровождение. Это тренировка мозга, как спортзал — для мышц. Представьте: вы принимаете решения в условиях хаоса, переключаетесь между задачами, удерживаете в голове десятки параметров – это многозадачность уровня пилота.

Внимание, концентрация и память, которые важны и развивает киберспорт — это только вершинка айсберга. Существует, например, модель компетенций Wiemeyer&Hardy, которые выделяют аж 6 сфер компетенций для игроков в цифровой среде — от базового сенсомоторного контроля до медиаграмотности. Внимание, концентрация и память в этой модели относятся ко второму уровню, когнитивному.

«Действительно, многие исследования подтверждают, что скорость реакции, навыки быстрой обработки информации и координация у тех, кто чаще играет в видеоигры (даже не профессионально) значительно выше, чем у тех, кто не сталкивается с играми на регулярной основе. Кроме того, в наших экспериментах Киберпсихологии в Университете Лобачевском мы наблюдали такую тенденцию, что объем рабочей памяти у геймеров, как правило, превышает объем рабочей памяти тех, кто не играет», - подчеркивает Валерия Вяхирева, старший преподаватель кафедры киберпсихологии.

Играет каждый день — значит, зависим? Разбираемся!

-3

Просто игра ≠ тренировка

Для того, чтобы быть зависимым — совсем необязательно быть киберспортсменом. Да, зависимость от видеоигр включена в МКБ-11, в большей степени, ввиду связи с зависимостью от азартных онлайн-игр. Игровая аддикция связана с навязчивым использованием игровых средств в ущерб реальности, пренебрежением другими видами досуга, продолжение использования вопреки осознанию проблемы и рядом других симптомов, кроме того, эти симптомы должны наблюдаться комплексно, в течение длительного периода, порядка 10-12 месяцев.

«Киберспорт как профессия требует такого же систематического подхода и дисциплины, как и классический спорт. Ведущие команды и академии киберспорта внедряют научно-обоснованные тренировочные протоколы, которые развивают широкий пул навыков, включая не только когнитивные, но и психологические, и физические. Типичный день профессионального игрока должен включать тренировочные активности напрямую в игре с разбором и аналитикой ключевых моментов, целевые упражнения — работу на тренажерах для реакции, командную практику, и, безусловно, физическую активность и восстановление — поскольку умеренная физическая активность наилучшим образом влияет на прокачку когнитивных навыков. Самый простой пример — умеренные физические тренировки благотворно влияют на вариабельность сердечного ритма, что, свою очередь, ведет к повышению адаптационного потенциала организма и, как следствие, более устойчивому отношению к стрессу и здоровой эмоциональной регуляции» - подчеркивает Валерия Демарева, заведующая кафедрой киберпсихологии.

Почему родители боятся киберспорта? Пора развеять мифы

«Он всё время в компьютере…»

«Только и делает, что играет…»

«А вдруг это зависимость? А вдруг станет агрессивным?»

Знакомо?

Большинство страхов родителей перед киберспортом — не про реальность.

А про мифы.

«Рискнем предположить, что, это чаще всего связано с мифами и стереотипами о видеоиграх, например, о том, что видеоигры вызывают зависимость или повышают жестокость. О зависимости сказано выше. О жестокости — нет ни одного экспериментально доказанного длительного(!) научного исследования, которое бы выявило устойчивую связь между видеоиграми и агрессивным поведением в реальной жизни. Напротив, многие командные игры, а также спортивная дисциплина, способствуют развитию самоконтроля, коммуникации и стрессоустойчивости», —объясняет Валерия Вяхирева, старший преподаватель кафедры киберпсихологии.

Мифы vs Реальность

МИФ 1: «Видеоигры — это пустая трата времени»

РЕАЛЬНОСТЬ: Цифровая среда — уже не альтернатива реальности, а её часть.

Мы учимся онлайн, работаем, общаемся, развиваемся.

Пандемия показала: без цифрового мира — никуда.

МИФ 2: «Он всё бросит ради игры»

РЕАЛЬНОСТЬ: Да, важно следить за балансом — между учёбой, отдыхом и тренировками.

Но это касается не только киберспорта.

МИФ 3: «Он всё время сидит за компьютером — значит у него слабый иммунитет»

РЕАЛЬНОСТЬ: Да, малоподвижный образ жизни — риск.

Но топовые киберспортсмены тренируются физически: бегают, качают пресс.

Потому что ум — работает лучше, когда тело в порядке.

МИФ 4: «Там же один троллинг»

РЕАЛЬНОСТЬ: Токсичность в чатах — проблема всей цифровой среды, а не киберспорта в отдельности.

Ирония в том, что киберспортсмены — один из самых защищённых слоёв:

— у них есть модерация на стримах,

— кодексы поведения в командах,

— психологи и поддержка.

А что киберспорт даёт молодёжи?

В целом, киберспорт может и, в целом, действительно оказывает положительное влияние, объединяя физическую нагрузку, когнитивные тренировки, социальную значимость в одно целое. Кроме того, он создает большие комьюнити и способствует развитию международных организованных соревнований, способствуя укреплению связей и усиливая чувство причастности к чему-то большему.

Киберспорт — это не побег от реальности. Это новая реальность.