Американская компания Cyanamid почти весь XX век стремилась выпускать как можно больше химических бестселлеров и не только для сельского хозяйства, но и других направлений бизнеса. Нужно признать, в защите растений ей это вполне удавалось: дефолианты, гербициды, инсектициды, фунгициды и удобрения — в каждом из направлений Cyanamid была успешна. Вспомним СТОМП®, ПИВОТ®, ПУЛЬСАР® — все это хорошо нам знакомые препараты, некоторые из которых применяли в полях еще десятки лет назад.
«Но погодите, а причем тут американская Cyanamid? — спросите вы, — Мы же ждали продолжение истории компании BASF!». И будете правы, ведь я совсем забыл объяснить, что масштабный сельскохозяйственный бизнес Cyanamid стоимостью 1,7 млрд долларов в 2000 году был продан немецкому химическому гиганту BASF. Это сделало компанию из Людвигсхафена одной из крупнейших сельскохозяйственных компаний во всем мире. Однако по соглашению это не было покупкой, а называлось слиянием. Так, кажется, я вас совсем запутал, и чтобы вместе разобраться в этой истории предлагаю начать с самого начала.
Фирма Cyanamid была основана в 1907 году для производства цианамида кальция – одного из первых минеральных удобрений массово применяемого в сельском хозяйстве. Собственно, название удобрения и стало именем для компании. Вот только почти сразу выяснилось, что цианамид кальция может также успешно использоваться в качестве гербицида и дефолианта. В течение следующего десятилетия развития компании был построен первый завод по производству удобрений в Канаде и мощная электростанция. А затем приобретена еще одна фабрика в штате Нью-Джерси, США. В период Первой мировой войны, как и многие химические компании, Cyanamid перепрофилировала производство азота с удобрений на взрывчатые вещества. Государственные контракты позволили расширить производство, а вся вторая половина XX века стала временем приобретения новых заводов и расширения продуктовой линейки. Хотя изначально компания была производителем удобрений для сельского хозяйства, со временем Cyanamid серьезно расширила свой портфель. Таким образом на предприятиях компании производились синтетические волокна, фармацевтические препараты, хирургические изделия, пластмассы и неорганические пигменты, косметические препараты, парфюмерия, строительные материалы и, конечно, пестициды. Одним из первых препаратов для фермеров, а также для домашнего использования стало средство для борьбы с муравьями в саду на основе цианида – «Цианогаз». Сейчас в такое трудно поверить, но еще в 30-х годах опасный яд продавался в США для бытового использования.
После окончания Второй мировой войны, весной 1945 года, известный немецкий ученый Герхард Шрадер, первооткрыватель фосфорорганических инсектицидов, сдался в плен американским солдатам. Тогда его наработки появились в распоряжении правительства США, а американские химические компании разработали свои собственные препараты на основе нового класса инсектицидов. Не стала исключением и Cyanamid: в 1952 году на рынке появляется инсектицид широкого спектра действия на основе фосфорорганического вещества – малатион (на рынке препарат имел такое же торговое название). Препарат применялся против вредителей, как в садах и огородах, так и на фермерских полях. Малатион стал весьма успешным инсектицидом и широко продавался не только в США, но и за их пределами. Другой важный для компании препарат, на этот раз гербицид, был представлен компанией в 1971 – то был хорошо нам известный СТОМП® (пендиметалин). Он прекрасно справлялся со злаковыми и двудольными сорняками в посевах подсолнечника, сои и овощных культур. Сейчас мы используем усовершенствованную версию этого препарата, известную как СТОМП® ПРОФЕССИОНАЛ.
Благодаря новым открытиям, компания Cyanamid выросла до более чем 100 000 сотрудников по всему миру и имела более 200 000 акционеров к середине 1970-х годов. Ее акции торговались на Нью-Йоркской фондовой бирже. Открывались новые фабрики и научные центры для поиска новых препаратов и расширения продуктовой линейки. И как мы уже убедились, эти инвестиции в разработку новых молекул приносили свои плоды. Например, в отделе сельскохозяйственных исследований в 1970-х годах силами ученых-химиков было открыто новое вещество – производное фталимида, которое показало себя многообещающим гербицидом. Последующая доработка и усиление этой молекулы позволило получить соединение, которое демонстрировало в тестах очень высокую гербицидную активность. Дальнейшие исследования привели к разработке совершенно нового класса гербицидов – имидазолиноны. Новые вещества поражали ученых своими возможностями. Во-первых, гербициды имели хорошую системную активность, проникали через листья и корни сорняков, справлялись даже с многолетними сорными растениями. А во-вторых, имели хороший спектр действия и селективность по отношению ко многим культурам, что позволяло использовать их в самых разных ситуациях. Действовали имидазолиноны так: после попадания гербицидов в организм сорных растений, они быстро перемещались в места наибольшей метаболической активности, т. е. в молодые ткани и точки роста, что приводило к дефициту таких незаменимых аминокислот как лейцин, изолейцин и валин. Это приводило к неизбежной гибели растения.
Первым коммерчески успешным препаратом из нового химического класса был Имазапир, открытый в 1984 году и получивший торговое название АРСЕНАЛ®. Гербицид успешно справлялся со всеми видами сорняков, при этом надолго сохранялся в почве – от трех месяцев до года – и поэтому применялся в основном на несельскохозяйственных территориях, железной дороге, обочинах и пр. Установка для производства новых гербицидов находилась в г. Ганнибал (шт. Миссури, США). Она была построена в 1986 году, но в связи с увеличением производства расширена и модернизирована.
Позже были открыты и другие представители этого большого семейства действующих веществ. Среди них имазаметабенз, имазакин, имазаквин. Также в этот список вошли, хорошо нам знакомые, имазатапир, в 1989 году ставший основой для гербицида ПИВОТ®, и имазамокс, известный нам как гербицид ПУЛЬСАР®.
Препараты ПИВОТ® и ПУЛЬСАР® и сегодня применяются на сое для защиты от сорняков, как в чистом виде, так и в смесях с героем нашего прошлого поста – бентазоном. Что касается партнерских отношений Cyanamid и России, то 1971 год стал началом активного сотрудничества. Официально в нашей стране было зарегистрировано 7 препаратов, среди которых хорошо знакомые нам: СТОМП®, ПИВОТ®, АРСЕНАЛ® и другие.
В конце 1990-годов компания Cyanamid имела 19 научных центров и лабораторий, а также около 100 производственных площадок, которые выпускали почти 3000 наименований продукции по всему миру. Но рынок стремительно менялся, и, несмотря на все успехи и достижения, Cyanamid столкнулась с истекающими патентами на ключевые продукты, высокими затратами на R&D (разработку новых препаратов) и давлением со стороны конкурентов, продвигавших генно-модифицированные культуры. Все эти факторы снижали спрос на традиционные гербициды компании и вынуждали искать сильного партнёра.
В 2000 году сельскохозяйственный бизнес Cyanamid стоимостью 1,7 млрд долларов был продан немецкому химическому гиганту BASF, в результате чего объем продаж сельскохозяйственной продукции концерна достиг 3,6 млрд долларов. Это сделало BASF одной из трех крупнейших сельскохозяйственных компаний в мире. Слияние было стратегическим шагом концерна для усиления своих позиций в агросекторе, а для Cyanamid — способом выжить в условиях растущей конкуренции. Однако, это уже совсем другая история…
В одной из следующих публикаций узнаем какой важный препарат был разработан в результате слияния двух компаний. Если у вас уже есть догадки, пишите в комментариях!