Найти в Дзене

«Последний день Помпеи» — картина, где рушится мир, но не человеческий дух

Огонь. Крики. Земля дрожит под ногам. В небо взлетает столб пепла, заслоняя солнце. Город объят паникой. Гибнут люди, рушатся дома, рушится привычный мир. Картина «Последний день Помпеи» потрясла публику в XIX веке и до сих пор поражает своей мощью и трагизмом. Она стала символом катастрофы, неотвратимости судьбы и величия человеческого духа. Картина, написанная в 1833 году, отразила не только трагедию древнего города: события, происходившие в Европе, и политическая обстановка в России натолкнули художника на создание этого полотна. Брюллов писал не о конкретном герое, а о народе, столкнувшемся с лицом смерти. Выбор темы не был случайным. Брюллов находился под сильным впечатлением от раскопок в Помпеях, которые он посетил в 1827 году, во время поездки в Неаполь. Открывшийся миру древний город с его архитектурой, предметами быта и застывшими в пепле останками людей произвел на художника неизгладимое впечатление. Брюллов досконально изучил историю трагедии, произошедшей в 79 году нашей э
Оглавление

Огонь. Крики. Земля дрожит под ногам. В небо взлетает столб пепла, заслоняя солнце. Город объят паникой. Гибнут люди, рушатся дома, рушится привычный мир. Картина «Последний день Помпеи» потрясла публику в XIX веке и до сих пор поражает своей мощью и трагизмом. Она стала символом катастрофы, неотвратимости судьбы и величия человеческого духа.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст, масло. 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Катастрофа эпохи

Картина, написанная в 1833 году, отразила не только трагедию древнего города: события, происходившие в Европе, и политическая обстановка в России натолкнули художника на создание этого полотна. Брюллов писал не о конкретном герое, а о народе, столкнувшемся с лицом смерти.

Раскопки и исторические источники

Выбор темы не был случайным. Брюллов находился под сильным впечатлением от раскопок в Помпеях, которые он посетил в 1827 году, во время поездки в Неаполь. Открывшийся миру древний город с его архитектурой, предметами быта и застывшими в пепле останками людей произвел на художника неизгладимое впечатление.

Брюллов досконально изучил историю трагедии, произошедшей в 79 году нашей эры. Он воспроизвел в своей картине реальную архитектуру Помпей, воссоздав атмосферу древнего города. Кроме того, художник опирался на письмо, написанное Плинием Младшим, который был свидетелем извержения Везувия. Он изучал и другие исторические источники, чтобы максимально точно передать масштаб катастрофы и чувства людей, оказавшихся в ее эпицентре.

Герои

В центре картины на земле лежат женщина с ребенком, упавшие с колесницы.

-2

Вокруг них — хаос и паника. Люди пытаются спастись, но стихия безжалостна. Брюллов показывает всю гамму человеческих эмоций перед лицом смерти: страх, отчаяние, любовь, самопожертвование и даже алчность.

Справа сыновья несут на себе пожилого отца, проявляя сыновний долг и преданность.

-3

В правом нижнем углу юноша держит в руках бездыханное тело невесты, оплакивая свою утраченную любовь.

-4

Чуть левее молодой человек держит мать за руку, уговаривая ее собрать последние силы и бежать, демонстрируя заботу и поддержку. Это Плиний Младший, будущий писатель и государственный деятель, который позже опишет трагические события:

«Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадежности и жалобами, причем, кто звал отца, кто сына, кто отыскивал затерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных; нашлись люди, призывающие на помощь смерть из опасения умереть! Некоторые громко кощунствовали, утверждая, что богов уже нет нигде, что настала последняя ночь для вселенной!»

В левом нижнем углу мы видим мать с двумя дочерями, которых она прижимает к себе, пытаясь защитить от надвигающейся гибели.

-5

Чуть ближе к центру отец семейства укрывает свою семью плащом и собой, пытаясь защитить их.

-6

Чуть выше люди толпятся у гробницы, пытаясь укрыться в ней, но видят, что она рушится, и в панике бегут прочь.

В центре толпы человек тянется к монетам. Перед лицом смерти обнажается вся суть человеческой натуры.

Мужчина, находящийся между двумя девушками — автопортрет художника. Брюллов изобразил себя со своим этюдником над головой, словно говоря: «Искусство вечно, даже перед лицом катастрофы».

-7

Правее толпы — жрец в светлых одеждах с предметами для жертвоприношений, пытается укрыться в святилище, ища защиты у старых богов.

-8

А слева, рядом с матерью с дочерями — христианский священник, который спокойно смотрит на свою гибель и принимает ее. Этот образ является символом начала христианской эпохи, сменившей язычество.

-9

Свет, объем и палитра

Брюллов добился потрясающего эффекта присутствия, используя особые приемы живописи. Он усилил свет на переднем плане и создал ощущение объема, приближая зрителя к происходящему.

Художник использовал яркую, насыщенную палитру, основанную на желтом, красном и синем цветах. Это усиливает драматизм и нагнетает атмосферу ужаса и паники.

-10

Спасибо за внимание, дорогие читатели! Всего вам доброго и до новых встреч на нашем канале!