Лариса Елисеева — судья всероссийской и международной категории — рассказала нам о своем профессиональном пути, тонкостях работы, «секретном оружии» и игре, которую она запомнила навсегда.
STATUS: Как вы стали судьей по настольному теннису? Что привело вас в эту профессию?
Лариса: Путь в судейство настольного тенниса у каждого судьи свой.
По статистике, большинство действующих судей по настольному теннису так или иначе связаны с этим видом спорта: это работники физкультурно-спортивных организаций, учителя (педагоги) физического воспитания, тренеры-преподаватели дополнительного образования, тренеры спортивных школ, функционеры спорта (сотрудники министерств, кафедр физического воспитания в вузах и ссузах) и т. п.
Но есть и те, кто, казалось бы, далек от профессионального спорта: люди с ученой степенью (не связанной со спортом), сотрудники полиции, специалисты атомной и других отраслей промышленности, а также государственных ведомств и корпораций.
Одно объединяет нас всех — любовь к настольному теннису. И, разумеется, этот вид спорта нужно не просто любить — им надо жить.
Думаю, все судьи начинали свою карьеру в судействе с простой игры в настольный теннис. Ведь, по моему глубокому убеждению, судьей по тому или иному виду спорта не может быть человек, который никогда им не занимался.
Многие наши действующие спортивные судьи имеют квалификационные разряды: есть и мастера спорта, и КМС, много перворазрядников. Одно могу сказать точно: все судьи, так или иначе, играют в настольный теннис.
Итак, всё начинается с игры. Однако на каком-то этапе меня лично заинтересовали правила игры, и судейство.
Я — как и многие спортсмены — задавала судье одни и те же вопросы:
«А почему очко отдали сопернику?»
«А почему так нельзя?»
«За что мне желтая карточка?»
И другие подобные вопросы. Пыталась оспорить решение судьи. И однажды мне подарили книгу: «Правила настольного тенниса. Инструкция для судей». Эта книга и стала флагманом в решении стать профессиональным судьей.
Сколько, оказывается, я не знала нюансов — как игрок. И просветилась — как будущий судья. На сам настольный теннис я посмотрела совсем другими глазами.
STATUS: Какие навыки и качества важнее всего для хорошего судьи в спорте?
Лариса: Навыки — это, как минимум, заниматься тем видом спорта, который судишь. Если есть возможность и желание — участвовать в соревнованиях как игрок. Что многие наши судьи и делают в свободное время.
Качества хорошего судьи идут из навыков. Как и у спортсменов, это — дисциплина, самостоятельность, ответственность, увлеченность и целеустремленность. Отдельно выделю стрессоустойчивость, непредвзятость, умение мгновенно реагировать на ситуацию. Сюда же добавим трудолюбие.
STATUS: Сколько требуется времени, чтобы стать профессиональным судьей? И что для этого нужно пройти?
Лариса: Чтобы стать профессиональным судьей в настольном теннисе требуется не просто желание, а достаточно долгий и упорный путь. Бегом по карьерной лестнице подняться не получится. Опыт слишком важен в этой профессии.
С азов судейства до выхода на Всероссийскую категорию надо пройти многоступенчатое обучение и заниматься практикой. Каждой ступеньке карьерной лестницы соответствует своя квалификационная категория — от юного спортивного судьи до спортивного судьи Всероссийской категории. Присвоением всех категорий, кроме начальной, занимается Минспорта и органы исполнительной власти. Здесь устанавливаются квалификационные требования, которые утверждаются Министерством спорта РФ.
В требованиях указывается, например, качество и оценка судейства соревнований для присвоения очередной категории, условия прохождения подготовки и сдачи квалификационных зачетов. Да-да, мы учимся всю жизнь. И нам ставят «оценки» за работу на площадке или вне ее.
Чтобы стать спортивным судьей Всероссийской (и Международной) категории в настольном теннисе и обслуживать соревнования уровня Чемпионата, Первенства России, Премьер-лиги и т.п., лично мне понадобилось более 12 лет.
Кто-то идет к этому 15 лет и более, кто-то — меньше. Для этого я прошла все ступени — от судьи третьей категории (со сдачей квалификационных экзаменов от третьей до первой категории ФНТР), принимала участие в судействе первенств и чемпионатов России, куда приезжала в личные отпуска и за свой счет. Кроме того, на очередной ступени карьерной лестницы в судействе данного вида спорта необходимо проводить семинары для будущих судей в качестве лектора — с принятием экзамена у слушателей.
Сложность в том, что всё это делается помимо основной работы. Вы ведь, наверное, знаете: судейство спортивных соревнований — это не основной вид деятельности и заработка.
STATUS: Как вы справляетесь с давлением и стрессом во время напряженных матчей?
Лариса: Одним из основных личных качеств судьи является стрессоустойчивость. Немногим дано это качество характера — оно воспитывается годами. На площадке необходимы сосредоточенность, огромная выдержка, мгновенное принятие решений с применением опыта и собственной оценки происходящего — всё это не дает расслабиться.
Важно понимать: достаточно одного намёка на то, что судью можно «продавить» — криком, хамством, давлением — и, как говорится, пиши пропало. Поэтому задача не в том, чтобы справляться с давлением и стрессом, а в том, чтобы постараться не допускать их вовсе.
STATUS: Что для вас важнее: строгость в соблюдении правил или возможность дать игрокам немного «игровой свободы»?
Лариса: А для чего судьи на площадке? Для кого написаны правила? Если есть правила — значит их надо неукоснительно соблюдать в соответствии с требованиями. Мне лично не понятна формулировка «игровая свобода». Что она подразумевает под собой?
Игроки играют по правилам, судьи отслеживают соблюдение правил игры и правила поведения на площадке (которые также прописаны черным по белому).
Но есть те, кто забывает или не знает именно о правилах поведения на площадке. И вот тут может найти «коса на камень».
Все мы живые люди и имеем право на эмоции — как положительные, так и отрицательные. Однако если неуважение к зрителям, сопернику, судье вы называете той самой «игровой свободой» — то нет. Даже в пылу борьбы нельзя оскорблять недостойным поведением всех тех, кто присутствует на площадке, находится рядом, в том числе и зрителей — среди них, возможно, подрастающее поколение и будущие звезды настольного тенниса.
STATUS: Полностью с вами согласны. А как судья должен реагировать на критику и давление со стороны игроков, тренеров, зрителей?
Лариса: Спортивные судьи всегда были на острие критики, хотя очевидно, что без них немыслим современный спорт.
Практически в каждой игре присутствует давление на судью — со стороны игрока, тренера. Судья обязан быть непредвзятым, спокойным. Он выполняет свою работу на площадке, принимает решение.
В свою очередь, игрок, тренер или представитель команды всегда могут подать апелляцию на решение ведущего судьи — и поверьте, комиссия разберется в правильности принятых решений по интерпретации правил.
STATUS: Как вы относитесь к внедрению технологий в судейство — видеоповторов, автоматической фиксации и т.д.?
Лариса: Мы живем в век компьютерных технологий, и было бы неправильно отвергать их внедрение в помощь судье.
Однако нужно понимать, что не все научные разработки в области помощи судейству могут быть полезны.
Например, видеоповтор в настольном теннисе может привести к снижению темпа игры, что, в свою очередь, скажется на ее качестве и зрелищности.
Здесь, на мой взгляд, важно взвесить все «за» и «против», а не бездумно внедрять в настольный теннис всё, что придумано и уместно для других видов спорта.
STATUS: Есть ли у вас «секретное оружие», чтобы утихомирить спорящих игроков? Например, грозный взгляд или фраза, после которой все замолкают?
Лариса: Вопрос довольно интересный.
«Секретное оружие» в споре игроков? «Грозный взгляд» мне помогает, когда играют дети.
Может быть фраза «Продолжаем игру...»
STATUS: Было ли у вас когда-нибудь желание начать аплодировать хорошей игре — забыв, что вы судья?
Лариса: Как вы могли заметить, все судьи на матчах очень сосредоточены — и практически никто не улыбается.
Забывать, что ты судья, — нельзя. Непредвзятость — наше оружие. Даже если игра великолепна.
Лично у меня (по секрету) при отличной игре поднимается бровь. Я этого не замечала, пока мне об этом не рассказали коллеги. Просмотрели видеозапись —да, действительно.
STATUS: Как вы оцениваете уровень судейства, профессионализма судей в России? Что нас отличает от других стран?
Лариса: По моему мнению, уровень профессионализма у спортивных судей по настольному теннису в России — довольно высокий.
Отбор на работу на соревнования высокого уровня проходит довольно жестко. Не всем судьям предлагают такую возможность.
Если внимательно следить за соревнованиями за рубежом с точки зрения судьи, можно заметить определенные ошибки и недочеты в работе ведущих судей на площадке.
Могу с уверенностью сказать, что, например, в июне в Сербии наши судьи — А. Неустроев и М. Кан — особенно выделялись профессионализмом и уверенной работой.
Выезжая на соревнования за границу наши судьи представляют страну, поэтому чувствуется большая ответственность: без права на ошибку, большая подтянутость и концентрация внимания. Наверное, поэтому наших судей ценят и уважают за пределами Родины.
По личному опыту работы с корейскими судьями скажу, что это «высший пилотаж». Есть чему, лично мне, учиться и перенимать опыт.
STATUS: Напоследок — могли бы вы рассказать о самом запоминающемся эпизоде за всё время судейства? Не обязательно спорном — может, курьезном или трогательном?
Лариса: Были соревнования, на которых я увидела настоящего бойца. Он проиграл матч, но остался в моей памяти навсегда.
Я не могу вспомнить лицо победителя, но этот проигравший парнишка стал моим кумиром.
Сейчас я не помню его фамилию, но в память врезался финальный матч между командами Южной и Северной Кореи несколько лет назад. Я — ведущий судья финала.
Можете себе представить накал страстей на соревнованиях, где в лидеры выходят (как у юношей, так и у девушек) команды теннисистов из Южной и Северной Кореи.
Мой матч — мужской. В зале во время финальных игр при розыгрыше очка стояла такая тишина, что было слышно тикание часов.
— Five–seven, — озвучиваю счет и жестом показываю на подающего игрока Северной Кореи. Зрители замерли в ожидании.
Подача. Розыгрыш… и вдруг эту тишину нарушает странный звук. Что-то наподобии скрежета и «чпок». Лицо северокорейца перекосило от боли.
Выполняя сильнейший топ-спин он выигрывает очко, но у него из суставной сумки вылетает плечо.
Главный судья дает медицинский тайм-аут. Десять минут. Время потянулось как-то очень медленно.
Через 7-8 минут игрок возвращается на площадку. Обезболивающий укол, тейпы. Врач команды находится рядом с площадкой, нервничает, что-то постоянно говорит представителю команды. Вижу, что парню все равно больно, но он настаивает на продолжении игры. Продолжаем.
И он выигрывает этот тайм! Зрители кричали и аплодировали до боли в ладонях. Даже те, кто болел за игрока из Южной Кореи.
Игру «мой герой» проиграл. Сказалась травма, но он боролся так, что больше подобной игры я не видела после уже никогда. Превозмогая боль, стиснув зубы он играл. Сосредоточенно, без эмоций, как машина.
Для меня это показательный пример всех наилучших качеств и навыков Настоящего Большого Спортсмена. Несмотря на то, что ему было на тот момент 18 лет. И пусть у него все в спортивной карьере сложится, и мы еще увидим его на международной арене.
***
Благодарим за внимание!
Подписывайтесь на наши социальные сети: