Найти в Дзене
Рязанский кремль

В Рязанском кремле найден фрагмент средневековых гуслей

Уникальная находка была сделана в июле 2025 года на Введенском раскопе в культурных слоях конца 14–начала 15 веков. Фрагмент музыкального инструмента представляет собой подтреугольную дощечку с четырьмя отверстиями для колков. Близ крайнего левого отверстия сохранился кожаный ремешок в виде петли. Очевидно, он служил для подвешивания музыкального инструмента. Это первая находка струнного музыкального инструмента, сделанная в Переяславле Рязанском (современная Рязань). Сейчас фрагмент деревянных гуслей находится в процессе консервации. Когда деревянные изделия длительное время пребывают в мокром культурном слое, они, что вполне логично, пропитываются влагой. При извлечении на воздух высыхание начинается с верхних слоев древесины, в то время как внутренние слои остаются мокрыми, что способствует ее деформации. Чтобы этого избежать, археологические артефакты стабилизируют. Один из способов – вымораживание путем пребывания в морозильной камере на протяжении 2-3 лет при температуре –15–18

Уникальная находка была сделана в июле 2025 года на Введенском раскопе в культурных слоях конца 14–начала 15 веков. Фрагмент музыкального инструмента представляет собой подтреугольную дощечку с четырьмя отверстиями для колков. Близ крайнего левого отверстия сохранился кожаный ремешок в виде петли. Очевидно, он служил для подвешивания музыкального инструмента. Это первая находка струнного музыкального инструмента, сделанная в Переяславле Рязанском (современная Рязань).

Сейчас фрагмент деревянных гуслей находится в процессе консервации. Когда деревянные изделия длительное время пребывают в мокром культурном слое, они, что вполне логично, пропитываются влагой. При извлечении на воздух высыхание начинается с верхних слоев древесины, в то время как внутренние слои остаются мокрыми, что способствует ее деформации.

Фрагмент гуслей, найденный в Рязанском кремле летом 2025 года
Фрагмент гуслей, найденный в Рязанском кремле летом 2025 года

Чтобы этого избежать, археологические артефакты стабилизируют. Один из способов – вымораживание путем пребывания в морозильной камере на протяжении 2-3 лет при температуре –15–18 градусов. Так вся влага вымораживается, а древесина сохраняет цвет, форму и текстуру.

Доставай, Боян, гусли славные...

Музыка играла важную роль в духовной жизни средневекового человека. До недавнего времени музыкальные инструменты наших предков были известны только по изображениям. Со временем археологические находки гуслей были сделаны во многих древнерусских городах.

В 2025 году в этот список добавился Переяславль Рязанский. Несомненно, коллекция Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника пополнилась редким и очень ценным артефактом.

Как выглядели средневековые гусли? Чем отличались от современных инструментов?

Во-первых, струны были не металлические, а кишечные (или льняные, или жильные). Звук получался гораздо глуше, но был очень приятным. В некоторых музеях есть реконструкция таких гуслей. Второе отличие – это форма инструмента. Раньше умельцы могли смастерить гусли, используя только топор. Поэтому их корпус часто был закруглён сильнее, чем у изделий современных мастеров. И третье отличие – колки. Сейчас они металлические, а раньше были деревянными, что тоже делало звук инструмента глуше и самобытнее.

В. М. Васнецов «Гусляры» (1901)
В. М. Васнецов «Гусляры» (1901)

Интересно, что в марте 2025 года у наших коллег - в Новгородском музее-заповеднике - открылась выставка, посвящённая 50-летию находки знаменитых гуслей Словиши.

Фрагменты и детали пятиструнных лирообразных гуслей были обнаружены в 1975 году на Троицком раскопе в Новгороде. На одной из боковых поверхностей инструмента сохранилась резная кириллическая надпись «СЛОВИША ѰЛЪ» (Словиша писал). Словиша – это имя человека, которому могли принадлежать эти гусли.

Стоит сказать о том, что между археологией Великого Новгорода и Переяславля Рязанского то и дело возникают интересные параллели. Так, летом 2021 года в Рязанском кремле была найдена первая берестяная грамота нашего города. Случилось это ровно через 70 лет после обнаружения первой берестяной грамоты в Новгороде 26 июля 1951 года.

История изучения гуслей Словиши связана с именами таких выдающихся исследователей новгородских древностей, как Борис Александрович Колчин и Владимир Иванович Поветкин.

Благодаря работам Б.А. Колчина стало известно, что инструмент попал в культурный слой Великого Новгорода в 70-80-х гг. 11 века и ещё в древности был разломан на несколько частей, а его обломки были разбросаны по территории жилой усадьбы, принадлежавшей богатому новгородцу.

Обломки гуслей Словиши после извлечения из раскопа. Фото из научно-отраслевого архива Института археологии РАН
Обломки гуслей Словиши после извлечения из раскопа. Фото из научно-отраслевого архива Института археологии РАН

Степень сохранности инструмента позволила художнику-реставратору, а впоследствии всемирно известному исследователю музыкальных древностей В. И. Поветкину не только восстановить конструкцию и внешний вид инструмента, но и создать звучащие экспериментальные модели, позволившие представить вероятное звучание гуслей 11 века.

При подготовке статьи использованы материалы с ресурсов: novgorodmuseum; novvedomosti.ru; mirgusley.com.