«Нашему сыну почти 4. Всё понимает, активный, разве что говорит "сапля" вместо "цапля", “шапка” звучит как “сапка”, а “рыба” — как “лыба”. Стоит ли бить тревогу и идти к логопеду? Или перерастёт?» Этот вопрос — один из самых частых на приёмах у педиатров и неврологов. Ответ не может быть универсальным, но общие ориентиры, когда речевые и звуковые особенности — это норма, а когда — повод для консультации, мы обозначим в этой статье. Речь — один из самых сложных навыков, которые осваивает ребёнок. Её формирование зависит от многих факторов:
– развития артикуляционного аппарата,
– слухового восприятия,
– внимания, памяти,
– а также от обстановки, в которой растёт ребёнок (в том числе — речевой среды взрослых). В 3–4 года у ребёнка речь ещё может быть неидеальной — это нормально. Но к 5 годам основной звуковой состав должен быть освоен. 🔸 если звуковые искажения сохраняются после 5 лет;
🔸 если ребёнок говорит очень мало, односложно, не строит фраз;
🔸 если непонятна его речь — даже ва