Академической, но об этом в конце статьи :)
Дебютная статья на этом канале. Хочу начать именно с неë, поскольку периодизация — один из основных ориентиров в мире академической муызки. Итак, если Вы хотите начать слушать классическую музыку, но не знаете, с чего начать, то начните отсюда. Если поймëте, как в ней ориентироваться, то совершите уже большое дело. Я позже напишу более подробное и полное руководство, с чего начать, а пока ограничимся этим. Также планирую написать по статье о каждой эпохе, будет интересно!
Скажу кое-что об этой статье. Во-первых, посмотрим только европейскую классическую гармонию, экзотической музыки не коснëмся, иначе статья вырастет в объëмную кандидатскую. Во-вторых, статья в целом ориентированна на слушательскую практику, серьëзных академический знаний здесь не будет, выпускникам консерваторий тут делать нечего (тем более абитуриентам!). Цель этой статьи — дать системное представление потенциальному слушателю, и к каждому периоду я приложу рекомендации. В-третьих, я максимально постараюсь избежать копирования с энциклопедий. На мой взгляд, для практики это не нужно. Сам я вообще музыкант, вот и попробую рассказать то, что сам вижу. Итак,
1. До барокко (до 1600 г.)
А что было до барокко? А было очень много вокальной и богослужебной музыки (развлечением музыка почти не мыслилась), странных музыкальных инструментов и способов нотации. В общем, весело было. Я, может, как-нибудь напишу периодизацию до барокко отдельной статьëй, ведь там есть, что рассказать. Пока хватит и того, что эта музыка очень непохожа на то, что мы считаем музыкой сегодня.
Что послушать?
- Dies irae. Классика григорианского хоралла, в общих чертах даст представление о музыке той эпохи (тех эпох);
- Томас Таллис - Spem in alium. 40(!!!)-голосный мотет, это лучше один раз услышать.
2. Барокко (1600 — 1750 гг.)
В 1600 году появилась первая в мире опера, в 1750 году умер Иоганн Себастьян Бах. В эти, примерно, года и началось то, что большинство людей считают музыкой :) Само название означает ассиметрию и неправильность, фраза «pérola barroco» в португальском означала жемчужину неправильной формы, искажëнную. Название эпоха оправдала с избытком: там всë ассиметричное, неправильное, сложное и очень эмоциональное.
Вайбы у барокко отменно-разнообразные, от галантного вышагивания в напудренных париках до превосходящей разумение концентрации страданий. На первый план выходит инструментальная музыка.
Из интересного: появление эпохи барокко связывают с появлением секундной стрелки на часах (1585 г.). Человек вдруг впервые увидел глазами быстротечность времени, а всë пережитое им смятение застыло в крайне причудливых музыкальных формах. Звучит в высшей степени интересно, до сих пор.
Что послушать?
- И. С. Бах - Страсти по Матфею, BWV 244, часть I: No. 1, Хор I и II "О придите, вторьте плачу". Это микрокосм всего барокко в целом. Пролог к оратории для солистов, двух(!) хоров и двух(!!) оркестров. Это и есть барокко, лучшего примера я просто не подберу;
- И. С. Бах - инвенции. Хорошо темперированный клавир рекомендовать не буду, его вдумчиво и осмысленно слушать откровенно тяжело, можете попробовать. А вот инвенции — замечательная штука, прям плейлист на случайный порядок ставите, и красота. Главное, они очень характéрные и не особо тяжëлые на восприятие. Особенно рекомендую N. 8, очень люблю еë;
- А. Вивальди - Концертный цикл "Времена года". Он, вообще, весь достоин прослушивания, но из "хайлайтов" пусть будут: "Лето" III. Presto, "Зима" I. Allegro non molto, "Зима" III. Largo.
3. Классицизм (1760 - 1820 гг.)
Я его особо не люблю, для меня он весь напыщенный и слишком правильный. Однако, мало ли, что там я, мимо такого проходить нельзя! Из интересного: классицизм вообще начался с.... Версальского парка. Там всë правильное, одинаковое, симметричное, логическое, завершëнное, разум доминирует над чувством. Ну и вот :)
А ещë способ строения музыки, утвердившийся к нему и доминировавший в нëм (гомофонно-гармоническая фактура) доминирует и по сей день. Задумайтесь: голос рок-музыканта над аккомпанементом его группы или голос рэпера над аккомпанементом бита — не тот же голос главной музыкальной темы над аккомпанементом оркестра? Кому кажется, что так должно быть и так было всегда, вспоминаем 40-голосный мотет! А вообще, сонаты Бетховена — замечательная вещь.
Что послушать?
- В. А. Моцарт - что угодно. Сальери, кстати, скорее всего не отравлял его;
- Л. В. Бетховен - сонаты. Начинаем с любой, заканчиваем любой, наслаждаемся.
4. Романтизм (1820 ~ 1900 гг.)
«Разум ошибается. Чувство — никогда», сказал Р. Шуман. Скорее всего, у большинства людей, когда они думают о классической музыке, в голове включается либо образец классицизма, либо образец романтизма.
«Разум ошибается. Чувство —никогда» Р. Шуман
Романтизм нам очень близок, очень понятен. Музыка чувственная и эмоциональная, как и сегодня. Кроме того, на первый план из инструментов вышло фортепиано. Что вам ещë рассказать про романтизм? Наполеон, ноктюрны, все дела. Лучше послушайте сами!
Что послушать?
- Ф. Шопен - Ноктюрны. Прямо альбомом или плейлистом найдите сразу все и в любом порядке послушайте. Бонусом приятный эффект узнавания на втором :) Как пролог к Страстям по Матфею — барокко, так же Ноктюрны Шопена — романтизм;
- П. Чайковский - Сюиты из балетов "Щелкунчик" и "Лебединое озеро". Это, на самом деле, просто более прицельная рекомендация, чем "что угодно". А так, естественно, что угодно!
5. 20 век (~ с 1900 г.)
До барокко подробнее я писать не стал потому, что это уже экзотика и диковинка. Сложно сказать то же самое про 20 век. Так зачем же такое обобщение здесь? Затем, что я ни в один формат не умещусь, раскрывая весь двадцатый век, там было слишком много всего! Он один займëт места больше, чем всë до него с добарочной музыкой вместе.
Из интересного там всë! Если периодизацию до барокко я подумаю, писать или нет, то вот это напишу обязательно, я это очень люблю! По этой неизведанной земле перемещаемся очень острожно, особенно, если мы новичок. Краткую дорожную карту прилагаю!
Что послушать?
- К. Дебюсси - Arabesque No. 1. Вместо (вместе с) Claire de Lune вот этим нежно охватываем конец романтизма и начало экспрессионизма.
- И. Стравинский - Петрушка, картина 1: Русская. Прыгаем в серебряный век, впитываем энергию и значимость ритма, удивляемся тому, насколько "другой" может быть музыка и насколько русской можно сделать музыку без народнических клише. Особо смелые добавляют сюда что-нибудь фортепианное у Скрябина.
- С. Прокофьев - "Вступление", "Ромео" и "Интерлюдия" из балета "Ромео и Джульетта". Намеренно избегаем Танца рыцарей и переживаем одно из сильнейших эстетических впечатлений на Вступлении. Более-менее убеждаемся в том, что обычную красивую музыку тоже всë ещë пишут.
- Д. Шостакович - Симфония No. 7, соч. 60 "Ленинградская": I. Allegretto. Всë, добро пожаловать в двадцатый век. Тут вам всë, и красота, и необычность, и вообще! Кто еë уже слышал — бонус-уровень: Симфония No. 9 ми-бемоль мажор, соч. 70: I. Allegro. Оставляет после себя искреннюю улыбку и вопрос «это что вообще было?», при том показывает просто запредельную композиторскую свободу Шостаковича.
В заключение.
Искренне буду рад, если эта статья поможет кому-нибудь. Академическая музыка это вообще очень интересно, не сложно, не душно, красиво. В общем, спасибо за внимание и приятного прослушивания :)
Вот и конец статьи. Классическая музыка — музыка, прошедшая проверку временем, ставшая классикой. Академическая музыка — музыка, написанная по академическим правилам гармонии и в академических формах. Не путайте!