Высокие оценки фильмов позволили Кристоферу Нолану занять собственную нишу в Голливуде.
Доказательство тому - рекордные продажи билетов на "Одиссею" за целый год до её выхода. Кто из режиссёров ещё может похвастаться подобным? Скорее всего, их перечислить можно буквально по пальцам одной руке.
Зрители ждут новый проект легендарного режиссёра, вот только "Одиссея" будет совсем другим фильмом Нолана, особенно в сравнении с его последней работой - "Оппенгеймером". Эти различия откроют Нолану совершенно новый тип кино, с которым он сможет экспериментировать, и, скорее всего, эксперименты будут удачными.
Вопрос в другом - а готова ли публика к столь резким переменам?
Кристофер Нолан всегда оставался реалистом
На протяжении всей своей фильмографии режиссёр чаще всего старался делать свои истории максимально приземлёнными. "Оппенгеймер" с его биографической природой - яркое тому подтверждение. Однако даже более фантастические фильмы Нолана, такие как "Начало" и "Интерстеллар", как правило, прочно стоят на почве реализма (пусть и с натяжкой).
Нолановский подход к научной фантастике больше тяготеет к науке, нежели к вымыслу.
Это соответствует и его режиссёрским принципам: Нолан часто предпочитает снимать масштабные сцены с помощью практических эффектов и трюков, а не злоупотреблять компьютерной графикой.
Даже когда Нолан окунулся в мир супергероев со своей трилогией о Тёмном рыцаре, его Бэтмен стал более приземлённым персонажем. Брюс Уэйн, используя связи своей компании, покупал настоящие танки в качестве бэтмобиля и бронированные костюмы. Даже когда Нолан в прямом и переносном смысле искажает реальность, он твёрдо стоит на земле.
"Одиссея" - это фэнтези
Однако в "Одиссее" Нолану не уйти от необходимости погрузиться в фэнтези и магию. В отличие от "Престижа", магия в "Одиссее" - это не иллюзия. Сама "Одиссея" основана на одноимённой поэме древнегреческого поэта Гомера, и на этот раз Нолан вторгается в мир богов и чудовищ Древней Греции.
Таким образом, в "Одиссее" появятся элементы, которые невозможно привязать к реальности нашего мира или объяснить с помощью науки. Некоторые из самых захватывающих сцен "Одиссеи" будут включать циклопов, сирен, бога подземного царства Аида, само подземное царство и ещё множество мифологических существ и сюжетов, с которыми столкнётся главный герой - Одиссей.
Учитывая всё это, снять "Одиссею", сохранив хоть какую-то связь с реальностью или логикой реального мира, невозможно. Более того, "Одиссея", вероятно, станет фильмом с самым широким применением компьютерной графики во всей фильмографии Нолана - этого требует адаптация древнегреческих чудовищ и локаций.
Готовы ли фанаты Кристофера Нолана к "Одиссее"?
Всё это поднимает вопрос: а готовы ли поклонники Кристофера Нолана к "Одиссее"? Фильмы Нолана, несмотря на всеобщую любовь, чаще всего критикуют именно тогда, когда они бросают вызов правдоподобию. "Довод", пожалуй, - самая неоднозначная работа режиссёра, во многом из-за того, что массовый зритель не смог до конца понять его необычные концепции.
"Довод" нужно скорее чувствовать и проживать, а не понимать, но для многих зрителей это оказалось слишком сложной задачей. Даже в более почитаемых фильмах Нолана, таких как "Интерстеллар", есть элементы, оттолкнувшие часть аудитории. Третий акт "Интерстеллара" гораздо сильнее уходит в вымысел по сравнению с предыдущей, научно обоснованной частью о космическом путешествии.
Вспомним и финал фильма "Возрождения легенды". Несмотря на то, что это был более приземлённый взгляд на Бэтмена и его врагов вроде Бэйна, ядерный взрыв, который Брюс Уэйн чудом переживает, заставил некоторых счесть, что фильм недостаточно хорошо подготовил зрителя к такой развязке.
Так что вокруг самых нереалистичных аспектов в фильмах Нолана, как правило, и больше всего споров.
Если до сих пор зрители неохотно принимали менее реалистичные аспекты в его работах, то велика вероятность, что они не примут и полностью фантастическую историю от этого режиссёра. Впрочем, этого можно избежать несколькими способами.
Во-первых, любой, кто пойдёт смотреть "Одиссею", должен с самого начала понимать, что фильм будет построен скорее на магии, чем на науке. В конце концов, фильм основан на древнегреческой поэме, а значит, волшебные элементы в нём неизбежны. В других упомянутых фильмах Нолана более надуманные концепции могли вызвать споры, потому что были неожиданными.
В фильме же, который целиком погружён в фэнтези, нереалистичные моменты "Одиссеи" будут выглядеть менее внезапно. Тем не менее тенденция очевидна: чем менее реалистичны элементы в фильмах Нолана, тем меньше они нравятся широкой публике. "Одиссея" станет для этого серьёзнейшей проверкой, которая покажет, готовы ли зрители принять совершенно новый тип фильмов легендарного режиссёра.