Найти в Дзене
Der Weg

Монголия 2025: опыт нашего первого автопутешествия.

В течение своей жизни человек постоянно обрастает новыми увлечениями, стремлениями, целями, идеями и т.д. : что-то приходит, а что-то уходит. Долгое время я ходил в походы, используя общественный транспорт и хочу сказать, что это весьма неудобно. Постоянно набитые маршрутки в сторону Байкала, Аршана, Ниловой пустыни, неопределенность с билетами, неудобное расписание поспособствовали тому, что я в конце июня приобрёл личный автомобиль- Volkswagen Jetta в состоянии близком к идеальному. И, конечно, горизонты походов тут же многократно расширились и мы с товарищем в один из душных июльских вечеров решили поехать в..... Монголию. Я, обычно, тщательно подхожу к планированию любого выхода на природу, а тут все как- то прошло очень легко. Мы без особых мучений просто решили посмотреть озеро Хубсугул, по возможности взойти на Мунку- Сардык и побыть неделю в уединении. В данной статье я сосредоточу внимание не столько на описание местных красот (об этом скажет фото), сколько на подготовке, затр
Оглавление
Наше первое автопутешествие. =)
Наше первое автопутешествие. =)

В течение своей жизни человек постоянно обрастает новыми увлечениями, стремлениями, целями, идеями и т.д. : что-то приходит, а что-то уходит. Долгое время я ходил в походы, используя общественный транспорт и хочу сказать, что это весьма неудобно. Постоянно набитые маршрутки в сторону Байкала, Аршана, Ниловой пустыни, неопределенность с билетами, неудобное расписание поспособствовали тому, что я в конце июня приобрёл личный автомобиль- Volkswagen Jetta в состоянии близком к идеальному. И, конечно, горизонты походов тут же многократно расширились и мы с товарищем в один из душных июльских вечеров решили поехать в..... Монголию. Я, обычно, тщательно подхожу к планированию любого выхода на природу, а тут все как- то прошло очень легко. Мы без особых мучений просто решили посмотреть озеро Хубсугул, по возможности взойти на Мунку- Сардык и побыть неделю в уединении. В данной статье я сосредоточу внимание не столько на описание местных красот (об этом скажет фото), сколько на подготовке, затратах и общем впечатлении о нашем первом автопутешествии.

Я и наша красотка- Jetta.=)
Я и наша красотка- Jetta.=)

Дорога в Монголию.

Почитав разное количество материалов о Монголии, а конкретно о местечке Ханх (Турт), что находится в 350 км. от Иркутска мы начали собираться. Решили, что жить будем как всегда жить в палатке (только на территории турбазы), готовить на газу засушенные продукты и каши, поэтому собственно палатка, спальник, надувные матрасы, раскладные кресла и даже раскладной столик тут же отправились в багажник нового авто. Далее мы составляем рацион- каши в пакетиках с засушенными сухофруктами и сухим молоком на утро, на обед суп и на вечер либо каша с засушенным мясом, либо остатки супа. Все продукты сушим сами и нам нравится- удобно, легко и вкусно. Одежду взяли всю- от летних купальных шорт до зимних брюк и кофт- слишком противоречива была информация о тамошних погодных условиях. Мы выбрали самое удобное и благоприятное время для поездки: сплошные дожди и холод. Но что поделать- свободное время фактор непростой, поэтому будем выживать в дождь. Заправил машину до отказа- бак 75 литров и 10 литровая канистра 95-го бензина с собой(через границу больше нельзя провозить).

Красотка еще не догадывается куда повезеёт нас. =)
Красотка еще не догадывается куда повезеёт нас. =)

И вот, идет легкий дождь, а мы мчимся по пустой утренней дороге с отличным настроением в сторону неведомой Монголии. Путь до кпп Монды- Ханх занял у нас около 5 часов, а далее началось веселье. Мы приехали в 12-м часу на границу и встали в очередь из машин. КПП работает с 10-00 до 18-00 и пропускает сначала 10 машин из России, потом 10 машин из Монголии. На 10 машин уходит час, многие не успевают и разворачиваются, плюс постоянно кто- то хочет пролезть без очереди и имейте в виду: если между вами и впереди стоящей машиной есть большое расстояние, то туда всенепременно влезет какая-нибудь свинья. К 17-00 (после 6 часов стояния) мы заехали за шлагбаум и началось: досмотр машины, запись на видео, пограничный контроль. Хочу отметить отвратительное отношение таможенной службы на кпп Монды- молодой человек обрюзгшего вида недовольно ворчал и комментировал свое недовольство потоком туристов в Монголию. Я ему сделал замечание, чтобы он вел себя спокойнее, а в ответ он объявил меня подозрительным и очень долго не отпускал, задавая разные вопросы. Затем, те же самые процедуры на монгольской стороне- кпп Ханх, но там все прошло очень быстро и к 18-00 мы въехали в Монголию.....

Здравствуй, Монголия!
Здравствуй, Монголия!

Сразу за КПП нам открылся асфальт в бескрайних степях- захватывающее зрелище, но я советую не разгоняться свыше 60 километров в час- все дорожное покрытие продавлено и есть очень большой риск взлететь и приземлиться отнюдь не на дорогу. Предварительно, мы выбрали турбазу "Серебряный берег" и как только въехали в Монголию, навигатор потерял сеть и отупел. Он отвел нас в сторону и повел такими путями, где даже грузовики с трудом проезжают. В Монголии дорог нет, есть направления, причем разбитые и в ямах, но мы героически преодолели этот путь и уставшие подъехали к зеленому заборчику с флажками. Оттуда, весело подпрыгивая на кочках, нам навстречу выехала машина, и водитель, представившись владельцем турбазы, предложил домик. Думаю, не нужно описывать степень нашей усталости после всех пережитых приключений и я пошел осматриваться. 4 домика, кафе, баня, туалет- цена 800 р. в сутки за домик, баня 500 р. в час с человека заставили нас забыть про палатку и вселиться в домик. Хочу сказать, что эти цены достаточно низкие для Монголии и мы без раздумий заехали. Тут же заказали баню, ужин и легли спать. Баня нам не понравилась- полы очень холодные, все какое то огромное несуразное, но помыться можно и, поужинав вкусной жареной картошкой с позами , тут же уснули.

Наша турбаза. Одназночно, рекомендуем.
Наша турбаза. Одназночно, рекомендуем.

На берегу Хубсугула.

Выспаться от тяжелой дороги после бани и ужина - это настоящее счастье. После завтрака мы пошли осматриваться и разбирать вещи: домик нам достался двухкомнатный и вторая комната была превращена в кладовку, кухню и холодильник (там очень холодно). А прямо нам в окно заглядывал и манил к себе его величество младший брат Байкала- Хубсугул. Если вы считаете, что видели Байкал, и смотреть Хубсугул вовсе необязательно- вы очень ошибаетесь. Мы подошли к озеру и не могли оторвать глаз от воды- все оттенки, синего, голубого, бирюзового переливаясь переходили друг в друга и не позволяли сконцентрироваться на чём-то еще. Потрясающее зрелище. Все берега озера испещрены следами яков, коров, коней и запах соответствующий, но это нисколько не мешало наслаждаться красотами этого края.

Озеро вблизи.
Озеро вблизи.

Мы поселились на окраине населенного пункта, где рядом- никого. Единственное, недалеко от нас были несколько полузаброшенных турбаз, столбики от заборов и всё- полное уединение, если не считать единственного соседа который жил в соседнем от нас домике. Хочется отметить, что быт у монголов очень скромный- в домике две кровати, стол и все. Холодильников нет, зато есть вай фай. =) Хозяева очень плохо говорят по-русски, пришлось освоить google translate, но наши рубли умеют считать и берут охотно.

С 21 по 25 июля мы отдыхали: гуляли, один день даже загорали, и ходили смотреть местные достопримечательности: «13 Обо» (Арван-Гурван-обо) на живописном Хангинском мысе. Затем сходили в сам Ханх, что представляет из себя небольшой поселок, полностью живущий за счет российских туристов. Очень много машин с Иркутскими номерами бесконечно сновали в самые разные стороны.

Все турбазы отмечены флажками и их достаточно много, можно заранее ничего не бронировать- мест куча. Распиаренные "Серебряный берег" и "Край земли" не понравились- высокие цены на все, отсутствие явных преимуществ перед другими турбазами в сочетании с чрезмерной самооценкой раз и навсегда отбили желание заходить туда. В течение недели у нас ни разу не возникло желание разбить палатку, потому что погода непредсказуемая: ночи холодные (спали с обогревателем), днем если нет ветра- жарко. Как только находит туча- моментально холодает и приходится надевать кофты и куртки, уходит туча и тут же в шортах становится жарко. В общем, кто говорит что погода непредсказуемая на Байкале- не был в Монголии.

Среди мест, которые хотелось бы отметить с хорошей стороны - это турбазу "Охота- тур". Именно здесь хозяин Баир, нашел нам заброску на Мунку, нашел спутников в то время как остальные особо не шевелились и не хотели ничего делать. Хочу отметить, что совершить восхождение прямо из Ханха на Мунку- Сардык у вас не получится- придется воспользоваться заброской, так как расстояние до подножия горы большое. Она осуществляется на неубиваемых УАЗах и стоит около 10000 за машину- выгодно забрасываться группами. Так как мы приехали вдвоем, а платить столько много не хотелось, пришлось искать попутчиков и только в Охота-Туре нам нашли еще двоих человек и спецзаброску- крузак. =)

Центр Ханха.
Центр Ханха.

Восхождение.

Мунку-Сардык — это наивысшая точка Восточно-Саянских гор, расположенных на южной окраине Сибири между реками Енисей и Ангара. Её высота составляет 3491 метр. Эта гора является священной для местных жителей и им запрещено туда подниматься. Для российских туристов эта гора также является священной- каждый уважающий себя турист обязательно восходил или планирует восхождение сюда. Всё осложняет то, что с российской стороны взобраться на вершину очень сложно и можно только весной по руслу реки, что создает целые паломничества восходителей на майские праздники. С монгольской стороны заход проще- так говорят все, но обратите внимание, что он совсем не простой и без подготовки туда нельзя.

Величавая Мунку- Сардык.
Величавая Мунку- Сардык.

Мы взяли теплую одежду, дождевики и тент от дождя, провиант в виде орешков, овощей, конфет, вареных яиц и картофеля. Обув треккинговые боты, мы очень хорошо оделись и в седьмом часу утра мчались на крузаке к подножью заветной вершины. Наши компаньоны не утруждали себя особыми сборами- кеды, легкие курточки и отсутствие палок не говорили о их явной подготовке. Дорога к началу тропы займет у вас час и в 7 утра мы вышли на тропу- прохлада, лес и первый час мы шли по редкому монгольскому лесу, что состоит из лиственниц.

Если вы хотите идти до вершины, то внимательно отслеживайте каменные турики и идите по ним. После леса тропа начинает теряться и вы сначала перейдете каменную реку и потом постоянно будете взбираться куда- то наверх. Но в Монголии все по- другому, нежели у нас в Прибайкалье- здесь можно идти не строго по треку, а плюс минус несколько метров влево вправо, в то время как в Прибайкальских горах не допускается даже малейшее отклонение от тропы- заблудишься. =)

Конец лесной тропы. Начало каменной реки, которую лучше сразу перейти на другой берег.
Конец лесной тропы. Начало каменной реки, которую лучше сразу перейти на другой берег.

Итак, мы прошли каменную реку, обошли пупырь и нас окутало облако- видимость снизилась до пары метров вместе со скоростью. Мы спокойно шли наверх, без видов, панорам и прочего: вдобавок ко всему пошел снег и не прекращался до самой вершины. Каменные турики будут заботливо вести вас большую часть дороги, главное не отходите сильно далеко от них- и в условиях недостаточной видимости будьте особенно внимательны. Перед самой вершиной будут довольно крупные камни, на которые нужно будет буквально заползать- мокрый снег откровенно был не совсем нужен, но до вершины оставались считанные метры. Пригодилось все- флисовая кофта, теплые зимние штаны, подштанники, но главные помощники в этом деле- треккинговые ботинки, которые не скользили по мокрым камням и благодаря им мы достигли цели.

Камни перед вершиной.
Камни перед вершиной.

После получаса упорных карабканий по камням мы вышли к табличке у знаменитого ледника- его было почти не видно из за неустанно падающего снега, но даже в условиях плохой обозреваемости мы увидели пропасти с обеих сторон- стало немного жутковато, но нужно было идти дальше.

Поднявшись еще немного, мы увидели ленточки, а значит вот она- вершина! Ура! Но задерживаться там мы не стали и , положив пару конфет и кураги, стали спускаться. Было очень холодно. И ,вдруг, как по волшебству, ветер раздул облака и нашему взору предстал Хубсугул и степи!! Мы аж замерли на месте ошарашенные высотой и красотой! Открылись просто потрясающие виды- небо в короткий миг стало чистым, припекло солнце и от снега не осталось и следа. Каждый наш шаг сопровождался фото и видеосъёмкой и чем ниже мы спускались , тем больше удивлялись как мы сюда вообще забрались.

Общее время спуска и подъема заняло у нас чуть более 10 часов- наш крузак терпеливо ждал внизу, пока мой товарищ бурно выражал эмоции по поводу того, что если бы он видел куда шел- ни в жизнь бы не полез наверх. =)

Но что сделано, то сделано и нужно спускаться. Мунку- Сардык стала первой горой, которая далась нам по силам и оказалась ровно такой, какой мы себе ее представляли. Когда мы спустились, то обнаружили что наши компаньоны лежали на траве и ждали нас- на вершину они не поднялись из за того что промокли ноги и стали болеть колени без палок. Так что, экипировка решает исход практически любой затеи. Но, судя по всему, они особо не расстроились и прекрасно провели время вдвоем, устроив длительный пикник.

Вдали виден ледник. Неужели мы там были?
Вдали виден ледник. Неужели мы там были?

После восхождения мы помылись в бане, отужинали и собрали вещи- завтра предстоит дорога домой.

Дорога домой. Итоги.

Утром мы позавтракали, попрощались с хозяевами и помчали в сторону Иркутска. За 30 минут доехали до границы и встали в очередь- выехали в 9-00 чтобы пораньше успеть и быстренько проехать. Хаха! =) Мы простояли до 18-00 на границе, прямо перед носом у нас закрылся шлагбаум и нас развернули обратно. У нас остался вопрос к российской стороне- почему они заканчивают прием машин в 17-00, если рабочее время до 18-00? Не получив ответа, мы разбили палатку прямо в пограничной зоне за шлагбаумом, где нам составили компанию еще около 20 машин- все друг с другом тут же подружились. Все дружно охраняли свои места в очереди, которые хотели занять шустрые и наглые монголы, пытавшиеся еще и нажиться в виде продажи места в очереди по 4000. Но стояние с монголами снова закончилось победой русских, если вы понимаете о чём я. ;) Я съездил в поселок за едой, так как мы ничего не ели целый день- хочу отметить с хорошей стороны "мичид кафе", где приготовили вкусную еду и одолжили под честное слово термос для супа.

Рекомендуем кафе! =)
Рекомендуем кафе! =)

Погода стояла солнечная, но ночью было холодно, спали в зимнем спальнике. А утром самые первые прошли границу и поехали домой.

6 утра у границы.
6 утра у границы.

Итак, что в итоге по затратам? Бензин 65 литров в бак +10 в канистру. (4530 р)

Жилье (800 р. в сутки на 6 суток (4800 р.)

Один раз завтрак и два ужина (один после приезда и еще один после восхождения на Мунку , так как готовить сил не было)- около 1000 р.

Заброска к подножью горы- 4000 за двоих.

Баня - 3 раза (3000 на двоих)

Продукты не считал, так как много было засушено заранее.

В итоге на неделю отдыха мы потратили чуть больше 17000, а если грубо округлить (взять продукты что я не считал)-20000. Штрафов я не поймал, поэтому дополнительных трат нет.

Из минусов только граница и процедура ее прохождения, во всем остальном сплошные плюсы. Смело езжайте и ....удачи в отдыхе. =)

Пока, Монголия!
Пока, Монголия!

Монголия
9793 интересуются