В течение своей жизни человек постоянно обрастает новыми увлечениями, стремлениями, целями, идеями и т.д. : что-то приходит, а что-то уходит. Долгое время я ходил в походы, используя общественный транспорт и хочу сказать, что это весьма неудобно. Постоянно набитые маршрутки в сторону Байкала, Аршана, Ниловой пустыни, неопределенность с билетами, неудобное расписание поспособствовали тому, что я в конце июня приобрёл личный автомобиль- Volkswagen Jetta в состоянии близком к идеальному. И, конечно, горизонты походов тут же многократно расширились и мы с товарищем в один из душных июльских вечеров решили поехать в..... Монголию. Я, обычно, тщательно подхожу к планированию любого выхода на природу, а тут все как- то прошло очень легко. Мы без особых мучений просто решили посмотреть озеро Хубсугул, по возможности взойти на Мунку- Сардык и побыть неделю в уединении. В данной статье я сосредоточу внимание не столько на описание местных красот (об этом скажет фото), сколько на подготовке, затратах и общем впечатлении о нашем первом автопутешествии.
Дорога в Монголию.
Почитав разное количество материалов о Монголии, а конкретно о местечке Ханх (Турт), что находится в 350 км. от Иркутска мы начали собираться. Решили, что жить будем как всегда жить в палатке (только на территории турбазы), готовить на газу засушенные продукты и каши, поэтому собственно палатка, спальник, надувные матрасы, раскладные кресла и даже раскладной столик тут же отправились в багажник нового авто. Далее мы составляем рацион- каши в пакетиках с засушенными сухофруктами и сухим молоком на утро, на обед суп и на вечер либо каша с засушенным мясом, либо остатки супа. Все продукты сушим сами и нам нравится- удобно, легко и вкусно. Одежду взяли всю- от летних купальных шорт до зимних брюк и кофт- слишком противоречива была информация о тамошних погодных условиях. Мы выбрали самое удобное и благоприятное время для поездки: сплошные дожди и холод. Но что поделать- свободное время фактор непростой, поэтому будем выживать в дождь. Заправил машину до отказа- бак 75 литров и 10 литровая канистра 95-го бензина с собой(через границу больше нельзя провозить).
И вот, идет легкий дождь, а мы мчимся по пустой утренней дороге с отличным настроением в сторону неведомой Монголии. Путь до кпп Монды- Ханх занял у нас около 5 часов, а далее началось веселье. Мы приехали в 12-м часу на границу и встали в очередь из машин. КПП работает с 10-00 до 18-00 и пропускает сначала 10 машин из России, потом 10 машин из Монголии. На 10 машин уходит час, многие не успевают и разворачиваются, плюс постоянно кто- то хочет пролезть без очереди и имейте в виду: если между вами и впереди стоящей машиной есть большое расстояние, то туда всенепременно влезет какая-нибудь свинья. К 17-00 (после 6 часов стояния) мы заехали за шлагбаум и началось: досмотр машины, запись на видео, пограничный контроль. Хочу отметить отвратительное отношение таможенной службы на кпп Монды- молодой человек обрюзгшего вида недовольно ворчал и комментировал свое недовольство потоком туристов в Монголию. Я ему сделал замечание, чтобы он вел себя спокойнее, а в ответ он объявил меня подозрительным и очень долго не отпускал, задавая разные вопросы. Затем, те же самые процедуры на монгольской стороне- кпп Ханх, но там все прошло очень быстро и к 18-00 мы въехали в Монголию.....
Сразу за КПП нам открылся асфальт в бескрайних степях- захватывающее зрелище, но я советую не разгоняться свыше 60 километров в час- все дорожное покрытие продавлено и есть очень большой риск взлететь и приземлиться отнюдь не на дорогу. Предварительно, мы выбрали турбазу "Серебряный берег" и как только въехали в Монголию, навигатор потерял сеть и отупел. Он отвел нас в сторону и повел такими путями, где даже грузовики с трудом проезжают. В Монголии дорог нет, есть направления, причем разбитые и в ямах, но мы героически преодолели этот путь и уставшие подъехали к зеленому заборчику с флажками. Оттуда, весело подпрыгивая на кочках, нам навстречу выехала машина, и водитель, представившись владельцем турбазы, предложил домик. Думаю, не нужно описывать степень нашей усталости после всех пережитых приключений и я пошел осматриваться. 4 домика, кафе, баня, туалет- цена 800 р. в сутки за домик, баня 500 р. в час с человека заставили нас забыть про палатку и вселиться в домик. Хочу сказать, что эти цены достаточно низкие для Монголии и мы без раздумий заехали. Тут же заказали баню, ужин и легли спать. Баня нам не понравилась- полы очень холодные, все какое то огромное несуразное, но помыться можно и, поужинав вкусной жареной картошкой с позами , тут же уснули.
На берегу Хубсугула.
Выспаться от тяжелой дороги после бани и ужина - это настоящее счастье. После завтрака мы пошли осматриваться и разбирать вещи: домик нам достался двухкомнатный и вторая комната была превращена в кладовку, кухню и холодильник (там очень холодно). А прямо нам в окно заглядывал и манил к себе его величество младший брат Байкала- Хубсугул. Если вы считаете, что видели Байкал, и смотреть Хубсугул вовсе необязательно- вы очень ошибаетесь. Мы подошли к озеру и не могли оторвать глаз от воды- все оттенки, синего, голубого, бирюзового переливаясь переходили друг в друга и не позволяли сконцентрироваться на чём-то еще. Потрясающее зрелище. Все берега озера испещрены следами яков, коров, коней и запах соответствующий, но это нисколько не мешало наслаждаться красотами этого края.
Мы поселились на окраине населенного пункта, где рядом- никого. Единственное, недалеко от нас были несколько полузаброшенных турбаз, столбики от заборов и всё- полное уединение, если не считать единственного соседа который жил в соседнем от нас домике. Хочется отметить, что быт у монголов очень скромный- в домике две кровати, стол и все. Холодильников нет, зато есть вай фай. =) Хозяева очень плохо говорят по-русски, пришлось освоить google translate, но наши рубли умеют считать и берут охотно.
С 21 по 25 июля мы отдыхали: гуляли, один день даже загорали, и ходили смотреть местные достопримечательности: «13 Обо» (Арван-Гурван-обо) на живописном Хангинском мысе. Затем сходили в сам Ханх, что представляет из себя небольшой поселок, полностью живущий за счет российских туристов. Очень много машин с Иркутскими номерами бесконечно сновали в самые разные стороны.
Все турбазы отмечены флажками и их достаточно много, можно заранее ничего не бронировать- мест куча. Распиаренные "Серебряный берег" и "Край земли" не понравились- высокие цены на все, отсутствие явных преимуществ перед другими турбазами в сочетании с чрезмерной самооценкой раз и навсегда отбили желание заходить туда. В течение недели у нас ни разу не возникло желание разбить палатку, потому что погода непредсказуемая: ночи холодные (спали с обогревателем), днем если нет ветра- жарко. Как только находит туча- моментально холодает и приходится надевать кофты и куртки, уходит туча и тут же в шортах становится жарко. В общем, кто говорит что погода непредсказуемая на Байкале- не был в Монголии.
Среди мест, которые хотелось бы отметить с хорошей стороны - это турбазу "Охота- тур". Именно здесь хозяин Баир, нашел нам заброску на Мунку, нашел спутников в то время как остальные особо не шевелились и не хотели ничего делать. Хочу отметить, что совершить восхождение прямо из Ханха на Мунку- Сардык у вас не получится- придется воспользоваться заброской, так как расстояние до подножия горы большое. Она осуществляется на неубиваемых УАЗах и стоит около 10000 за машину- выгодно забрасываться группами. Так как мы приехали вдвоем, а платить столько много не хотелось, пришлось искать попутчиков и только в Охота-Туре нам нашли еще двоих человек и спецзаброску- крузак. =)
Восхождение.
Мунку-Сардык — это наивысшая точка Восточно-Саянских гор, расположенных на южной окраине Сибири между реками Енисей и Ангара. Её высота составляет 3491 метр. Эта гора является священной для местных жителей и им запрещено туда подниматься. Для российских туристов эта гора также является священной- каждый уважающий себя турист обязательно восходил или планирует восхождение сюда. Всё осложняет то, что с российской стороны взобраться на вершину очень сложно и можно только весной по руслу реки, что создает целые паломничества восходителей на майские праздники. С монгольской стороны заход проще- так говорят все, но обратите внимание, что он совсем не простой и без подготовки туда нельзя.
Мы взяли теплую одежду, дождевики и тент от дождя, провиант в виде орешков, овощей, конфет, вареных яиц и картофеля. Обув треккинговые боты, мы очень хорошо оделись и в седьмом часу утра мчались на крузаке к подножью заветной вершины. Наши компаньоны не утруждали себя особыми сборами- кеды, легкие курточки и отсутствие палок не говорили о их явной подготовке. Дорога к началу тропы займет у вас час и в 7 утра мы вышли на тропу- прохлада, лес и первый час мы шли по редкому монгольскому лесу, что состоит из лиственниц.
Если вы хотите идти до вершины, то внимательно отслеживайте каменные турики и идите по ним. После леса тропа начинает теряться и вы сначала перейдете каменную реку и потом постоянно будете взбираться куда- то наверх. Но в Монголии все по- другому, нежели у нас в Прибайкалье- здесь можно идти не строго по треку, а плюс минус несколько метров влево вправо, в то время как в Прибайкальских горах не допускается даже малейшее отклонение от тропы- заблудишься. =)
Итак, мы прошли каменную реку, обошли пупырь и нас окутало облако- видимость снизилась до пары метров вместе со скоростью. Мы спокойно шли наверх, без видов, панорам и прочего: вдобавок ко всему пошел снег и не прекращался до самой вершины. Каменные турики будут заботливо вести вас большую часть дороги, главное не отходите сильно далеко от них- и в условиях недостаточной видимости будьте особенно внимательны. Перед самой вершиной будут довольно крупные камни, на которые нужно будет буквально заползать- мокрый снег откровенно был не совсем нужен, но до вершины оставались считанные метры. Пригодилось все- флисовая кофта, теплые зимние штаны, подштанники, но главные помощники в этом деле- треккинговые ботинки, которые не скользили по мокрым камням и благодаря им мы достигли цели.
После получаса упорных карабканий по камням мы вышли к табличке у знаменитого ледника- его было почти не видно из за неустанно падающего снега, но даже в условиях плохой обозреваемости мы увидели пропасти с обеих сторон- стало немного жутковато, но нужно было идти дальше.
Поднявшись еще немного, мы увидели ленточки, а значит вот она- вершина! Ура! Но задерживаться там мы не стали и , положив пару конфет и кураги, стали спускаться. Было очень холодно. И ,вдруг, как по волшебству, ветер раздул облака и нашему взору предстал Хубсугул и степи!! Мы аж замерли на месте ошарашенные высотой и красотой! Открылись просто потрясающие виды- небо в короткий миг стало чистым, припекло солнце и от снега не осталось и следа. Каждый наш шаг сопровождался фото и видеосъёмкой и чем ниже мы спускались , тем больше удивлялись как мы сюда вообще забрались.
Общее время спуска и подъема заняло у нас чуть более 10 часов- наш крузак терпеливо ждал внизу, пока мой товарищ бурно выражал эмоции по поводу того, что если бы он видел куда шел- ни в жизнь бы не полез наверх. =)
Но что сделано, то сделано и нужно спускаться. Мунку- Сардык стала первой горой, которая далась нам по силам и оказалась ровно такой, какой мы себе ее представляли. Когда мы спустились, то обнаружили что наши компаньоны лежали на траве и ждали нас- на вершину они не поднялись из за того что промокли ноги и стали болеть колени без палок. Так что, экипировка решает исход практически любой затеи. Но, судя по всему, они особо не расстроились и прекрасно провели время вдвоем, устроив длительный пикник.
После восхождения мы помылись в бане, отужинали и собрали вещи- завтра предстоит дорога домой.
Дорога домой. Итоги.
Утром мы позавтракали, попрощались с хозяевами и помчали в сторону Иркутска. За 30 минут доехали до границы и встали в очередь- выехали в 9-00 чтобы пораньше успеть и быстренько проехать. Хаха! =) Мы простояли до 18-00 на границе, прямо перед носом у нас закрылся шлагбаум и нас развернули обратно. У нас остался вопрос к российской стороне- почему они заканчивают прием машин в 17-00, если рабочее время до 18-00? Не получив ответа, мы разбили палатку прямо в пограничной зоне за шлагбаумом, где нам составили компанию еще около 20 машин- все друг с другом тут же подружились. Все дружно охраняли свои места в очереди, которые хотели занять шустрые и наглые монголы, пытавшиеся еще и нажиться в виде продажи места в очереди по 4000. Но стояние с монголами снова закончилось победой русских, если вы понимаете о чём я. ;) Я съездил в поселок за едой, так как мы ничего не ели целый день- хочу отметить с хорошей стороны "мичид кафе", где приготовили вкусную еду и одолжили под честное слово термос для супа.
Погода стояла солнечная, но ночью было холодно, спали в зимнем спальнике. А утром самые первые прошли границу и поехали домой.
Итак, что в итоге по затратам? Бензин 65 литров в бак +10 в канистру. (4530 р)
Жилье (800 р. в сутки на 6 суток (4800 р.)
Один раз завтрак и два ужина (один после приезда и еще один после восхождения на Мунку , так как готовить сил не было)- около 1000 р.
Заброска к подножью горы- 4000 за двоих.
Баня - 3 раза (3000 на двоих)
Продукты не считал, так как много было засушено заранее.
В итоге на неделю отдыха мы потратили чуть больше 17000, а если грубо округлить (взять продукты что я не считал)-20000. Штрафов я не поймал, поэтому дополнительных трат нет.
Из минусов только граница и процедура ее прохождения, во всем остальном сплошные плюсы. Смело езжайте и ....удачи в отдыхе. =)