Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова предложила штрафовать матерящихся детей и их родителей. Несмотря на то, что в России уже есть наказание за нецензурные выражения в общественных местах, такие случаи обычно остаются безнаказанными. Да и ответственность по этой статье наступает только с 16 лет. Как к инициативе отнеслись красноярские родители и психологи и как дела с матом обстоят в других странах? Ответы на эти вопросы в материале sibnovosti.ru.
Об инициативе
Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова выступила с инициативой о введении административной ответственности за использование нецензурной лексики среди подростков и их родителей. Об этом она заявила в беседе с «Газетой.Ru».
Мишонова ссылается на положительный опыт Казахстана, где уже действуют штрафы для подростков старше 16 лет, уличенных в сквернословии, а также для родителей детей в возрасте от 14 до 16 лет. Омбудсмен считает, что подобная практика может быть эффективной и в России.
Мне нравится этот опыт Казахстана. Я бы штрафовала родителей детей начиная с 11 лет, потому что они еще раньше начинают употреблять эти слова, и ставила бы на вид, – подчеркнула Мишонова.
По ее мнению, существующие в России штрафы за нецензурную брань в общественных местах недостаточно эффективны из-за сложностей в фиксации и доказательстве нарушений. Мишонова отметила, что ранее нецензурные выражения ассоциировались с асоциальными слоями населения, однако в наше время общество стало более терпимо к этому явлению, и подростки «разговаривают на этом языке», не стесняясь окружающих.
Предлагаемые меры включают в себя не только штрафы, но и постановку на учет, проведение воспитательных бесед с подростками и «постановку на вид» родителям.
Я в позиции, что за нецензурщину детей надо привлекать к ответственности. Если это совсем дети, то это можно и поставить на учет, и провести беседы, и как-то поставить на вид родителям. Можно даже, мне кажется, какой-то штраф наложить, просто чтобы была какая-то административная ответственность, родители понимали, – заявила Мишонова.
По мнению омбудсмена, нецензурная лексика имеет негативное влияние на общество, в том числе и в духовном плане.
Позиция государства должна быть против нецензурной речи в обществе. И чтобы можно было поставить на вид, и можно было сделать замечание, и можно было бы куда-то написать, нажаловаться, что человек выражается, зафиксировать это видео, аудио, чтобы человека наказали. Я только за это, потому что даже грубые слова, которые не признаны особо нецензурщиной, тоже засоряют наш язык. И однажды мне священник сказал, что эти слова питают энергию дьявола… Нам нельзя это делать, показывать пример детям, — заключила Мишонова.
Мат – это часть речи
Председатель совета отцов Красноярского края Олег Окладников говорит, он такую инициативу не поддерживает. Ведь мат в России уже стал частью речи, существуют даже кафедры нецензурной лексики. И штрафами делу точно не поможешь.
Если мы будем таким образом вычищать язык, то есть не следя за культурой речи, а вот такими методами, штрафами и так далее, мы ничего хорошего не добьемся. У нас есть куда применить вот эти штрафные санкции и какие-то там меры воздействия. Посмотрите, что у нас на телевидении творится и откуда вообще берется эта обыденность мата вообще в речи. То есть она не от того, что это безнаказанно, а от того, что просто культура упала до такой степени. То есть ругаются матом все, — считает многодетный отец Олег Окладников.
Мужчина говорит, он не согласен с позицией, когда все вокруг будут материться, а крайними сделают детей.
Поэтому это бессмысленные действия. Законотворцам лучше обратить внимание на то, где действительно стоит разобраться. Допустим, на то, что у нас творится разгул с электросамокатами, вот это действительно важно. Это влечет реальный вред и здоровью детей, и здоровью взрослых, как мы видим, — объясняет Окладников.
Повторяют за родителями
Психолог Наталья Приходько говорит, она к этой инициативе относится скептически. Специалист считает, запреты никогда не приводят ни к чему хорошему.
Дети повторяют поведение родителей. Вопрос тут, скорее, не психологический, а педагогический. Дети в 11 лет прекрасно понимают, что они делают, но дальше это вопрос окружения. Если в их окружении так принято – они эту модель поведения будут копировать. Да, есть какие-то ситуации, когда дети делают это из протеста, но тут, скорее, это требует внимания, а не запрета, — объясняет психолог.
Эксперт считает, родителям в первую очередь нужно следить за своей речью. Если же взрослые заметили, что ребенок стал материться – ему следует объяснять, что у них в семье так выражаться не принято.
А как сейчас?
Согласно КоАП РФ, нецензурная брань в общественном месте квалифицируется как мелкое хулиганство и влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест до 15 суток. Ответственность наступает с 16 лет.
В апреле депутат Госдумы Александр Аксененко заявил, что готовит поправки в закон. Штрафы он предлагал увеличить до 10 тысяч. Кроме того, в мае Аксененко выступил с инициативой выделить употребление мата в отдельное правонарушение. В середине июля он сообщил о скором внесении соответствующего законопроекта на рассмотрение в Госдуму.
Параллельно с этим в июле Госдума одобрила увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей. Если сейчас это нарушение наказывается штрафом от 100 до 500 рублей, то после внесения поправок штраф составит от 500 до 2000 рублей. За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
Опыт других стран
В Казахстане уже активно применяются нормы действующего законодательства, предусматривающие штрафы для родителей, чьи дети используют нецензурную брань. Информация об этом вызвала широкий общественный резонанс и активно обсуждалась в социальных сетях, в частности, в школьных чатах.
Как пояснил председатель комитета административной полиции МВД Казахстана Кайсар Султанбаев в комментарии порталу Tengrinews.kz, речь идет не о новой инициативе, а о применении существующих норм, направленных на поддержание общественного порядка.
Тот же плевок, тот же окурок, тот же мат — это все нарушение порядка. Имеются нормы, и мы должны их соблюдать, — подчеркнул Султанбаев, отметив, что подобные правонарушения могут быть зафиксированы как непосредственно на месте, так и на основании жалоб граждан или публикаций в СМИ.
Согласно законодательству Казахстана, административная ответственность за нецензурную брань наступает с 16 лет. Если нарушитель младше, то ответственность возлагается на его родителей. Однако, как подчеркнул представитель МВД, правоохранительные органы подходят к каждой ситуации индивидуально, учитывая возраст и степень осознанности действий ребенка.
Мы тоже понимаем, если совсем маленький ребенок где-то что-то сказал — мы ограничимся предупреждением, пригласим родителей и скажем: «Вы воспитывайте своего ребенка». Но если юноша 14–15 лет осознанно это делает — тогда нужно принимать меры, — заявил Султанбаев.
Начальник управления ювенальной полиции Асет Оспанов уточнил, что в подобных случаях применяется ст. 127 КоАП Казахстана «Неисполнение обязанностей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов ребенка». Штрафы по данной статье – чуть больше 500 рублей.
Если правонарушение серьезное, возможно применение административного ареста до 5 суток. Но это решает суд — он рассматривает все материалы: характеристику семьи, школьные данные, условия проживания. Решение всегда индивидуальное, — рассказал Оспанов, уточнив, что мера в виде ареста применяется исключительно к родителям.
По материалам Информационного агентства «Сибирское агентство новостей» (свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 – 87691 от 25.06.2024 г.)