6 августа 2025 года в соответствии с православным календарём отмечается день памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Эти первые русские святые, канонизированные Русской и Константинопольской Церковью, стали символом христианского смирения, братолюбия и несопротивления злу. Их житие — не просто история о трагических событиях древнерусской государственности, но прежде всего духовный подвиг, показавший миру силу веры, прощения и любви к ближнему. День памяти святых Бориса и Глеба занимает особое место в церковном и народном почитании, напоминая верующим о христианском идеале — следовании за Христом даже до креста и смерти. Какие традиции оберегают его святость, что сегодня можно делать, а что нельзя — разбираемся по порядку в статье hab.aif.ru.
Житие князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
Святые Борис и Глеб, в крещении получившие имена Роман и Давид, были младшими сыновьями равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси. Их рождение совпало с временем великих перемен: языческая Русь становилась христианской державой, и в этих новых условиях юные князья были воспитаны в духе евангельского учения. С самого детства они отличались кротостью, послушанием и любовью к молитве. Борис особенно полюбил чтение Священного Писания и житий святых, и всей душой стремился к подражанию угодникам Божиим.
Оба брата были близки между собой, их объединяло стремление к добродетельной жизни. С детства они заботились о бедных, посещали больных, раздавали милостыню, и даже во дворце князя Владимира славились своей простотой и незлобием. Народ с любовью и уважением относился к ним, видя в них не только благородных наследников, но и праведников в сердце своём.
Святой Борис, получив в удел Ростов, проявил себя как мудрый и богобоязненный князь. Он укреплял веру среди своего народа, строил храмы, заботился о духовенстве, поощрял праведную жизнь. Военные обязанности исполнял с честью, но всегда стремился к миру. Именно в этой тишине духовной жизни он подготовился к своему мученическому концу, который наступил вскоре после смерти отца.
Когда святой князь Владимир преставился ко Господу в 1015 году, в Киев пришёл к власти его старший сын Святополк, прозванный впоследствии народом Окаянным. Он стремился утвердиться во власти любой ценой и, опасаясь любви народа к Борису и Глебу, решился на преступление. Святополк подослал убийц к Борису, который в это время возвращался из похода. Несмотря на советы дружины, Борис отказался идти на Киев, дабы не проливать кровь брата, и распустил войско, отдав себя в руки Божии.
Воскресным утром, во время молитвы, на реке Альте, святой Борис был жестоко убит. Он встретил смерть с кротостью, молясь о мире и прощении для брата. Его верный слуга Георгий Угрин погиб вместе с ним. Тело святого князя тайно перевезли в Вышгород и положили в храме во имя святителя Василия Великого.
Святополк не остановился на содеянном и решил устранить также Глеба. Коварно вызвав его из Мурома под предлогом встречи, он отправил убийц навстречу брату. Святой Глеб уже знал о гибели Бориса и скорбел невыразимо. Он не желал мстить, не собирался бороться за власть, и был готов принять страдания ради мира и любви. В устье реки Смядыни он был жестоко убит на глазах собственной дружины.
Жертва Бориса и Глеба стала первым ярким примером христианского страстотерпчества на Руси. Они не были мучениками в классическом смысле — их смерть не была вызвана гонением за веру. Но они приняли смерть во имя высших христианских добродетелей — послушания, братолюбия и любви к ближнему, отказавшись от кровопролития и возмездия. Русская Церковь сразу признала в них святых. Уже вскоре после их кончины началось народное почитание, распространившееся по всей Руси. Память их запечатлелась в летописях, в молитвах, в храмах и монастырях. Их мощи, обретённые нетленными, стали источником исцелений и утешения.
В 1019 году на реке Альте, на том самом месте, где пал Борис, произошла битва, в которой Ярослав Мудрый победил Святополка. После этого мощи святых братьев были перенесены в храм Василия Великого в Вышгороде, где совершались многочисленные чудеса. Храм сгорел, но мощи остались нетленными. Это послужило началом ещё более глубокого и всенародного почитания.
Святые князья не оставили Русь и после смерти. Известны явления Бориса и Глеба князю Александру Невскому накануне Ледового побоища и Димитрию Донскому перед Куликовской битвой. Эти знамения свидетельствовали о том, что они стали небесными заступниками Земли Русской, её покровителями и молитвенниками.
Приметы 6 августа
Дождь или гроза в этот день — к сырому сентябрю.
Ясная погода — к тёплой и сухой осени.
Сильный туман вечером — к солнечному дню.
Пауки выходят из укрытий — к устойчивому теплу.
Громкое жужжание мух — к ясному небу.
Чайки плескаются в воде — к приближающемуся дождю.
Ветер с юга — к затяжному ненастью.
Что можно делать 6 августа 2025 года
В день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба православные христиане с благоговением устремляются в храмы, вознося молитвы ко Господу и святым князьям. В этот день особенно принято молиться о мире в семье, о согласии между братьями и сёстрами, прося небесных покровителей укрепить узы любви и прощения. Верующие подают записки о здравии близких, стараясь очистить сердце от обид, злобы и раздражения. В этот день важно внутреннее делание — стремление к миру с ближним и к тишине в собственной душе.
Хотя полевые работы считались нежелательными, разрешалось заниматься неторопливыми домашними делами. Люди перебирали зерно, приводили в порядок запасы, занимались рукоделием, шили и чинили одежду. Женщины собирались вместе для бесед и молитвы, вспоминая подвиг святых братьев, ставших примером самоотверженной любви.
Особое значение придавалось общению в семье. В этот день старались быть вместе, особенно уделяя внимание детям, напоминая им о важности верности, преданности и послушания. Тепло домашнего очага и единение в молитве воспринимались как защита от зла и искушений мира.
Что нельзя делать 6 августа 2025 года
День памяти святых Бориса и Глеба издавна считался не только торжественным, но и исполненным особого духовного напряжения. В этот день нельзя было работать в поле — не из-за физического утомления, но из страха оскорбить святость дня. Нарушивших этот запрет, как считали в народе, могла постигнуть кара Божия: молния могла испепелить посевы, и дом оказывался под угрозой бедствия. Древние видели в природных явлениях отголоски гнева Небес, напоминание о святости дня и о недопустимости суетных дел.
Запрещались любые дальние поездки: считалось, что на путях в этот день обитает нечистая сила, вводящая в заблуждение. Особенно опасным было общение с незнакомцами — даже случайная встреча могла принести тревогу и несчастье, если человек нарушал заповедь бодрствования духа.
Нельзя было рубить деревья и начинать строительство, ибо считалось, что заложенный в этот день дом будет неустойчив и не принесёт добра. Одинокие прогулки в лес и к реке были запрещены, особенно для молодых людей: на Руси верили, что в этих местах сегодня обитают злые духи, готовые увести душу, не защищённую молитвой и постом.
Даже мелочи становились предметом суеверий. Нельзя было распускать волосы, ибо считалось, что в них может вселиться злой дух. Женщины покрывали головы платками. Банные процедуры откладывали — веник, сорвавшийся в этот день, мог принести беду. День требовал собранности, молитвы и внутреннего смирения, и всё, что отвлекало от этого, считалось опасным.
Урок любви и мира
Память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — не просто дань истории, но живое свидетельство христианского подвига, который стал основанием духовной традиции Руси. Их добровольное страдание, кроткое терпение и отказ от кровопролития — урок любви и мира, обращённый ко всем поколениям. В день их памяти каждый православный христианин призывается к внутреннему обновлению, к прощению и покаянию, к утверждению в жизни тех добродетелей, которые осветили путь первых русских святых. В молитве к ним мы ищем не только защиты и утешения, но и силы следовать по пути Христа — путем мира, терпения и любви.