Деятельность Долгого парламента
Парламент оказался в центре революционных событий. Среди его депутатов (547 человек) большинство (55 %) составляли представители оппозиции. Это были джентри, купечество, финансисты, а также юристы-адвокаты, то есть люди предпринимательских кругов, активно вовлеченные в экономическую деятельность. Меньшинство же в Долгом парламенте (39 %) составляли сторонники короля, которые склонялись к традиционным хозяйственным методам. Оппозиционные депутаты стали, по признанию современников, «главными архитекторами машины», работающей против короля и его приверженцев. Лидера оппозиции Джона Пима (ок. 1584—1643) называли «король Пим» в противовес Карлу I Стюарту.
Начальному этапу революции были присущи некоторые особенности: во-первых, согласованная деятельность в парламенте пресвитериан и индепендентов при том, что пресвитериане имели большинство и возглавляли оппозицию; во-вторых, соблюдение депутатами традиционных норм, исторически сложившихся во взаимоотношениях между нижней палатой и королем, что предполагало необходимость добиваться санкции короля для принятия законов. Однако в действительности преобразования, решительно проводимые парламентом, выходили за грань привычных понятий о соотношении прерогативы короны и полномочий представительного органа. Несмотря на то что все законы обязательно должны были получать санкцию короля, Долгий парламент в течение 1640—1641 гг. сумел сконцентрировать в своих руках всю высшую власть в государстве — законодательную, исполнительную и судебную. Принятый в феврале 1641 г. Трехгодичный акт узаконил созыв парламента не реже чем раз в 3 года, причем независимо от желания короля. В мае того же года король был вынужден подписать принципиально важный закон о роспуске парламента только по его собственному решению. Были учреждены постоянные комитеты, временные комиссии (всего — до 40) по административным (в том числе должностным), финансовым и прочим вопросам (Комитет безопасности, Комитет по ассигнованиям и др.). В графства были посланы комиссары парламента, и там, наряду с властью шерифов и мировых судей, были созданы местные парламентские комитеты.
Палата общин весьма энергично оказывала давление на короля. При всеобщем одобрении населения парламент ликвидировал карательные органы власти — Звездную палату и Высокую комиссию. Новая власть с вынужденного согласия короля отстранила его «дурных советников», предала суду проводников стюартовской политики, а среди них и фаворита Карла I, его министра, прозванного в народе «черным тираном», лорда Страффорда (Томаса Уэнтворта), и архиепископа У. Лода, которые были казнены. Ликование жителей вызвало освобождение парламентом из тюрем жертв королевского и церковного произвола.
Пристальное внимание депутаты уделили финансовым вопросам: королю запрещалось отныне самовольно взимать любые поборы с населения без санкции на то парламента; отменялись «корабельная подать», «потонные» и «пофунтовые» сборы; кроме того, были ликвидированы патенты на монополии, а их владельцы удалены из парламента. Комитет по делам религии подготовил билль о ликвидации епископальной церкви и провозгласил союз и дружбу с пресвитерианской Шотландией во имя «истинной религии». Парламент образовал специальный комитет по делам Ирландии с целью укрепления там английского господства.
Деятельность парламента получила в стране значительный отклик. Особенно активны были жители Лондона. Некоторые лондонцы вооружились и охраняли Вестминстер, где заседал парламент, а также королевский дворец Уайтхолл: они были начеку, боясь происков роялистов. Со всех концов страны в столицу направлялось множество петиций и памфлетов. Ободренные решительной самостоятельной позицией парламента, пуритане открыто выступали с осуждением короля, церкви, епископата. Население Англии надеялось на парламент, доверяло ему и одобряло начатые им преобразования.
Вместе с тем в графствах среди трудового люда раздавались требования прекратить огораживания, вернуть огороженные земли крестьянам, отменить церковную десятину. В стране ширилось сектантское движение.
Все это внесло некоторое смятение в среду парламентариев и приверженцев короля. И те и другие опасались, как бы волна всеобщего негодования не затронула их самих и их собственность. В парламенте неслучайно звучали голоса против «равного распределения земли и имущества». Оберегая свои земли, новая власть уже в 1641 г. объявила о неприкосновенности изгородей, возведенных до созыва Долгого парламента, то есть признала огораживания законными. Видимо, чтобы смягчить недовольство крестьян, парламент отменил законы о распродаже королевских лесов.
«Великая ремонстрация»
В ноябре 1641 г. парламент представил королю «Великую ремонстрацию» (то есть «протест») — главный программный документ этого этапа революции. Текст Ремонстрации (204 статьи) делился по содержанию на две части: в одной подробно излагались злоупотребления, совершенные за время беспарламентского правления Карла I, под влиянием, как считали депутаты, «дурных советников и папистов». В другой части Ремонстрации выдвигались требования парламента: свобода предпринимательства, отказ от монополий, запрет финансовых вымогательств короля, пуританская реформация церкви, пресечение поползновений католиков. Главное, категорически отвергалось «превознесение прерогативы короны над законом» и отстаивалось правление короля совместно и в согласии с парламентом, что означало отрицание абсолютной власти монарха. Решением нижней палаты «Великая ремонстрация» была отпечатана (против воли короля) и стала манифестом парламента, обращенным ко всей нации.
Успешно начатая деятельность парламента осложнилась осенью 1641 г. В октябре началось восстание угнетенных ирландцев. Карл I воспрял духом, он писал своему соратнику: «…дурные вести из Ирландии помешают свершению некоторых безумств в Англии». Король не только отказался подписать «дерзкую Ремонстрацию», но попытался арестовать лидеров оппозиции в парламенте — Дж. Пима, Дж. Хемпдена и других, а затем распустить непокорную палату. Однако бдительность депутатов и лондонцев сорвала его планы, а солидарные с парламентом тысячи крестьян и ремесленников, прибывшие в Лондон из окрестностей и близлежащих графств (что напугало и самих депутатов), защитили палату общин. В январе 1642 г. Карл I отправился на Север, население которого сохраняло верность королю. В августе того же года он поднял в Ноттингеме королевский штандарт, объявив парламенту войну.
Спасибо за внимание!