Кузнецов Валерий Сергеевич, доктор философии, профессор
Глубинные причины лжи и обмана коренятся в самом человеке, в его личностных качествах - лукавстве, лицемерии, сребролюбии, славолюбии, сластолюбии, многословии и смехотворстве.
Лукавство – хитрость, коварство; «… безобразие бесовское, которое потеряло истину и думает утаить это от многих … извращение правоты, обольщённый разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвы, повинные муки, двусмысленные слова, скрытость сердца, бездна лести, навык лгать, … личина покаяния, … вражда против исповеди, … коварная улыбка при обличениях, … притворное благоговение» (3).
Лицемерие (древ.-рус. лицемеровати - притворяться) – формальная набожность, не соответствующая образу мыслей и поведению человека. Тот лицемер, «кто собственный прибыток считает выше закона совести, … кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. … чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собой не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские … Он закрывает от нас истину или, ещё хуже, выдаёт ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращённость за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землёй и все дела человеческие заполняет мраком и извращением» (5).
Сребролюбие (древ.-рус. сребро - серебро, как денежная ценность, деньги) – склонность и стремление к богатству, роскоши и комфорту; «есть и называется корень всем злым, … ибо производит ненависть, хищения, зависть, разрушения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (3).
Славолюбие (древ.-рус. слава – хвала, прославление) – желание и стремление к похвале, почтению, почёту, уважению, поклонению, прославлению; «пристрастие к славе есть своего рода безумие, которое гораздо сильнее безумия, производимого в человеке бесом или обнаруживаемого при сумасшествии. Последнее извинительно, а первое не имеет никакого оправдания, потому что здесь сама душа повреждена, и ее суждения неправильны, погибельны» (6).
Сластолюбие (древ.-рус. сладити – услаждать; сладострастие - угождение телу) – стремление к телесным, чувственным наслаждениям, удовлетворению всех возникающих желаний; «прямое следствие отпадения от Божественной славы: потеряв соответствующий словесному естеству источник наслаждения, человек ищет замены в чувственных удовольствиях» (4).
Многословие – излишество слов, отсутствие чёткости и краткости в речи. «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Притч 13: 3). «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф 12: 36).
Смехотворство (древ.-рус. смияние - смех, насмешка) – склонность и стремление человека к шуткам, действиям с целью рассмешить и позабавить кого-либо. Согласно святым отцам, смех изгоняет добродетель, убивает любовь, гасит живую веру, опустошает душу. «Глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир 21: 23). «О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» (Еккл 2: 2).
Святоотеческое учение особое внимание уделяет средствам борьбы с ложью. К наиболее важным из них относят страх божий, совестливость, воздержание и смиренномудрие.
Страх Божий – действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дающее ему ощущение и осознание присутствия Творца, опасение нарушить Его заповеди греховными мыслями, желаниями и поступкам. «Познавший себя достиг разума страха Господня и, ходя в оном, достигает врат любви» (3).
Совестливость – способность человеческой души к различению добра и зла, стыд от совершения неблаговидного поступка, чувство нравственной ответственности перед другими людьми.
Воздержание (древ.-рус. въздержание) – волевой отказ от греховных помыслов, страстей, желаний и поступков, отчуждение от всего, что не согласуется с Божией волей, что ведёт к пагубному удовольствию и вредит душе человека. «Воздержание рождает целомудрие, сохраняет здоровье и устраняет препятствия к добрым делам» (2).
Смиренномудрие (древ.-рус. съмерение – умеренность, кротость) – правильный образ мыслей о самом себе и окружающем мире, порождающий благое состояние духа и добродетель ума. Смирение – это не утрата сил, приниженность и самоосуждение, но способность подчиниться благородным требованиям, осознание того, что сам по себе человек ничего не значит и не может, а если чем и становится, то достигает этого только Божественной милостью и любовью.
По отношению ко лжи и обману православие выделяет два противоположных типа людей – праведников и нечестивцев.
Праведник - подвижник, который, живя в миру, в обычных условиях семейной и общественной жизни, стремится и достигает святости. Он «ненавидит ложное слово» (Притч 13: 5); отказывается лгать «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Ефес 4: 25); избегает общения с лжецами «блажен человек, который … не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» Притч 30: 5).
Нечестивец (древ.-рус. нечестие - беззаконие; нечистота - невоздержание) – грешник, который в своих мыслях и делах противится Божественным заповедям. «С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь» (Пс 57: 4); любит «больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду» (Пс 51: 4–5); «ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорит от сердца притворного» (Пс 11: 3); «как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому» (Иер 9: 3); «внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притч 17: 4); «заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор … ложь сделали убежищем для себя, и обманом прикрываем себя» (Ис. 28: 15).
В Притчах Соломона выделяется образ нечестивца, сердце которого настолько укореняется во зле, что начинает доставлять ему некоторое удовольствие.
«Для глупого преступного деяния как бы забава … …потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения» (Притч 10: 23; 4: 14–16). Соломон так характеризует поведения нечестивца: «… ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры» (Притч 6: 12–14). И далее: «Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его» (Притч 26: 24–25). Нечестивца неизбежно ждёт возмездие: «Лжесвидетель не останется безнаказанным, и кто говорит ложь, не спасется» (Притч 19: 5). Они будут повергнуты адским страданиям и погибнут: «… всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк 21: 8); «ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь» (Пс 5: 7).
В Библии указаны различные образы нечестивцев: лжехрист - человек, ложно провозгласивший себя Христом (Мф 24: 24); лжемессия – человек, объявивший себя посредником между Богом и людьми (Мф 24: 24); лжеапостол – человек, выдающий себя за посланника Бога (2 Кор 11: 13); лжепророк – человек, выдающий себя за предсказателя будущего (Мф 7: 5, 15); лжесвидетель – человек, клянущийся и дающий ложные показания (Мф 26: 59–60); лжеучитель – человек, проповедующий ложные учения (2 Пет 2: 1–2); лжебратия – люди, ложно вошедшие в среду верующих и представляющих себя за братьев и сестёр по вере (2 Кор 11: 26).
Литература
1. Библия. Священное писание Ветхого и Нового завета. М., 1992.
2. Василий Великий. Духовные наставления. М., 1998.
3. Иоанн Лествичник. Лествица. О лжи. М., 2001.
4. Максим Исповедник. https://azbyka.ru/slastolyubie.
5. Платон (Левшин) митрополит. Азбука добродетели. М., 2005.
6. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. М., 2015. Т. 10, ч. 2.
7. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. М., 2008.