Найти в Дзене
Ловец впечатлений

«Когда кто-то делает что-то, вкладывая своё сердце, его творение обретает душу»», - Хаяо Миядзаки

Ну включи-и-и, включи-и-и «Ходячий замок», - ноет пятилетний Иван. Вместе с ребёнком к экрану «прилипают» и его родители. И только дедушка неодобрительно качает головой: «Пакость какую смотрят! Что ни герой, то чудовище». В этот момент хочется ему возразить, что наши Соловей разбойник, Баба Яга, Кощей Бессмертный или Змей Горыныч тоже далеко не красавцы с примерным поведением, что мультфильмы этого режиссёра учат добру. Но спорить и доказывать сложившемуся пожилому человеку что-либо бесполезно. В этом случае срабатывает классика жанра: «Не смотрел, но осуждаю». Политолог-мультипликатор Будущий режиссёр родился 5 января 1941 года в Японии. Его дядя был владельцем, а отец - директором авиационного завода «Миядзаки Эйрплейн», где производились детали для военных самолётов. Семья жила в достатке, но часто переезжала: сначала в поисках более безопасных мест во время Второй мировой войны, а затем - лучших клиник, потому что мать Хаяо страдала туберкулезом позвоночника. Уже в школьные годы
Оглавление
Художник и его герои
Художник и его герои

Ну включи-и-и, включи-и-и «Ходячий замок», - ноет пятилетний Иван. Вместе с ребёнком к экрану «прилипают» и его родители. И только дедушка неодобрительно качает головой: «Пакость какую смотрят! Что ни герой, то чудовище». В этот момент хочется ему возразить, что наши Соловей разбойник, Баба Яга, Кощей Бессмертный или Змей Горыныч тоже далеко не красавцы с примерным поведением, что мультфильмы этого режиссёра учат добру. Но спорить и доказывать сложившемуся пожилому человеку что-либо бесполезно. В этом случае срабатывает классика жанра: «Не смотрел, но осуждаю».

Политолог-мультипликатор

Будущий режиссёр родился 5 января 1941 года в Японии. Его дядя был владельцем, а отец - директором авиационного завода «Миядзаки Эйрплейн», где производились детали для военных самолётов. Семья жила в достатке, но часто переезжала: сначала в поисках более безопасных мест во время Второй мировой войны, а затем - лучших клиник, потому что мать Хаяо страдала туберкулезом позвоночника.

Уже в школьные годы мальчик стал интересоваться мангой - японскими комиксами. В старших классах и в университете Миядзаки увлекался марксизмом, но творчество вдохновляло юношу больше, чем решение социальных проблем, поэтому, получив диплом политолога и экономиста, юноша пошёл работать на киностудию «Тоэй» в отдел анимации.

Именно там произошли два судьбоносных для Миядзаки знакомства - с художницей Акэми Ота, которая впоследствии стала его женой, и с начинающим режиссёром Исао Такахатой.

Два творца - Миядзаки и Такахата
Два творца - Миядзаки и Такахата

После работы над фильмом «Космические путешествия Гулливера» (1965, режиссёр - Ёсио Курода) руководство студии отметило талант молодого художника и стало давать ему более ответственные поручения.

И всё же увлечение марксизмом не прошло для Миядзаки даром. Вместе с Такахатой он создал профсоюз молодых аниматоров, требуя от начальства «Тоэй» повышения зарплаты и введения социальных льгот, однако это не принесло им ничего, кроме конфликтов с руководством.

В результате в 1971 году Миядзаки покинул студию и начал сотрудничать с другими кинопроизводствами.

В 1982 году в журнале «Анимэйдж» начала выходить манга Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», а спустя два года он снял по ней одноимённый фильм. Считается, что именно с этой картины начался взлёт Миядзаки как режиссёра-мультипликатора. На тот момент ему было уже 43 года.

«Просто следуй за своим сердцем и улыбайся»

В отличие от западных аниматоров, Миядзаки практически не использует в своих произведениях 3D, современные технологии и спецэффекты. Большое внимание режиссёр уделяет проработке пейзажей, деталей быта и окружающего мира.

Мастер за работой
Мастер за работой

Во время работы над фильмами он много путешествует, чтобы найти прототипы для пейзажей своих произведений. Так, при создании «Принцессы Мононоке» вдохновлялся видами острова Яку, а пейзажи для «Ходячего замка» срисовывал с окрестностей французских городов Кольмар и Риквир.

Стиль рисования Миядзаки не похож на стили большинства современных японских аниматоров, особенно создающих шаблонные аниме-сериалы. У его персонажей правильные пропорции, нет огромных глазищ, гипертрофированных половых признаков и разноцветных причесок. Однако он значительно отличается и от западной анимации - у Миядзаки более приглушённые и естественные цвета, огромное внимание уделяет прорисовке каждой мельчайшей детали, атмосфере картины.

Внимание к детялам
Внимание к детялам

Заглянул в будущее - увидел сегодня

По мнению известного кинокритика Антона Долина, Миядзаки ещё в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века предугадал многие современные общественные проблемы.

1. Проблемы экологии

Вспомните «Навсикаю из Долины ветров»: постапокалиптическому миру грозит экологическая катастрофа по вине людей. В «Принцессе Мононоке» люди с ружьями уничтожают лес и вступают в схватку с духами леса.

Хаяо пожертвовал три миллиона долларов организации National Trust of Totoro, которая в городе Токородзава организовала природный заповедник. Именно там происходит действия фильма «Мой сосед Тоторо».

2. Феминизм

Подавляющее большинство героинь Миядзаки - сильные, отважные девочки. Так повелось ещё с «Навсикая из Долины ветров». Там юная княжна стремится помирить враждующие народы и спасти весь мир.

Дух леса из «Мой сосед Тоторо» появляется на глаза только двум маленьким девочкам; в «Небесном замке Лапута» девочке по имени Сита предстоит найти таинственный летающий остров и тоже спасти мир.

В «Унесённых призраками» главная героиня должна спасти не только себя, но и своих родителей, а также молодого волшебника. В «Ходячем замке» неуверенная в себе девушка превращается в сильную, и спасает всех.

Девушки, кторые ничего не боятся
Девушки, кторые ничего не боятся

Сам Миядзаки об этом говорит так: «Во многих моих фильмах есть сильные героини - отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина».

3. Антимилитаризм

К войне у Миядзаки неоднозначное отношение. С одной стороны, он её всячески осуждает и показывает, к каким ужасным последствиям она приводит. Это мы видим в «Навсикае из Долины ветров», где человечество чуть не уничтожило себя в войнах.

С другой стороны, всегда старается посмотреть на проблему с разных сторон. Именно поэтому он посвятил «Ветер крепчает» авиаконструктору Дзиро Хорикоси, который проектировал военные самолёты накануне Второй мировой войны.

4. Отсутствие абсолютного зла

Ещё одна важная особенность фильмов Хаяо Миядзаки - у него нет однозначно отрицательных героев. Даже ведьмы, злые духи и монстры обнаруживают в себе способность к привязанности или могут вызвать сочувствие. Так, страшная Ведьма Пустоши из «Ходячего замка» впоследствии предстаёт безобидной старушкой, заслуживающей любви и заботы. А обаятельный волшебник Хаул может обнаружить скрытого внутри демона.

Режиссёр как бы призывает зрителей, особенно детей, не делить мир на чёрное и белое, стараться находить хорошее даже в плохом.

«Даже в пучине борьбы и ненависти жизнь стоит того, чтобы жить. В ней могут найтись прекрасные встречи и красивые вещи. – Хаяо Миядзаки.

Магический реализм

Несмотря на то, что действие многих фильмов Миядзаки происходит в реальном мире, в них всегда есть место фантастике. Например, мальчик из небольшой японской деревни может встретить девочку-рыбку ( «Рыбка Поньё на утёсе»), а обычная поездка на машине с семьёй может обернуться проклятием и путешествием по заколдованной стране («Унесённые призраками»).

"Унесенные призраками"
"Унесенные призраками"

«Я перестал верить в неписаное правило о том, что, если мальчик и девочка появляются вместе в фильме или книге, между ними должна возникнуть романтическая связь. Вместо этого я хочу показать немного другие отношения, где каждый вдохновляет другого жить –и если у меня получается, то я, похоже, приближаюсь к тому, чтобы показать настоящую любовь». – Хаяо Миядзаки.

Мультфильмы Хаяо Миядзаки:

· Первым фильмом, который Миядзаки полностью снял сам, стал «Люпен III. Замок Калиостро» (1979);

· «Навсикая из Долины ветров» (1984);

· «Небесный замок Лапута» (1986);

· «Мой сосед Тоторо» (1988);

· «Ведьмина служба доставки» (1989);

· «Порко Россо» (1992);

· «Шёпот сердца» (1995);

· «Принцесса Мононоке» (1997);

· «Унесённые призраками» (2001);

· «Ходячий замок» (2004);

· «Рыбка Поньо на утёсе» (2008);

· «Ариэтта» (2010);

· «С вершины макового холма» (2011);

· «Ветер крепчает» (2013);

· «Мальчик и птица» (2023).

·А какой фильм Миядзаки нравится вам больше всего?