Ну включи-и-и, включи-и-и «Ходячий замок», - ноет пятилетний Иван. Вместе с ребёнком к экрану «прилипают» и его родители. И только дедушка неодобрительно качает головой: «Пакость какую смотрят! Что ни герой, то чудовище». В этот момент хочется ему возразить, что наши Соловей разбойник, Баба Яга, Кощей Бессмертный или Змей Горыныч тоже далеко не красавцы с примерным поведением, что мультфильмы этого режиссёра учат добру. Но спорить и доказывать сложившемуся пожилому человеку что-либо бесполезно. В этом случае срабатывает классика жанра: «Не смотрел, но осуждаю».
Политолог-мультипликатор
Будущий режиссёр родился 5 января 1941 года в Японии. Его дядя был владельцем, а отец - директором авиационного завода «Миядзаки Эйрплейн», где производились детали для военных самолётов. Семья жила в достатке, но часто переезжала: сначала в поисках более безопасных мест во время Второй мировой войны, а затем - лучших клиник, потому что мать Хаяо страдала туберкулезом позвоночника.
Уже в школьные годы мальчик стал интересоваться мангой - японскими комиксами. В старших классах и в университете Миядзаки увлекался марксизмом, но творчество вдохновляло юношу больше, чем решение социальных проблем, поэтому, получив диплом политолога и экономиста, юноша пошёл работать на киностудию «Тоэй» в отдел анимации.
Именно там произошли два судьбоносных для Миядзаки знакомства - с художницей Акэми Ота, которая впоследствии стала его женой, и с начинающим режиссёром Исао Такахатой.
После работы над фильмом «Космические путешествия Гулливера» (1965, режиссёр - Ёсио Курода) руководство студии отметило талант молодого художника и стало давать ему более ответственные поручения.
И всё же увлечение марксизмом не прошло для Миядзаки даром. Вместе с Такахатой он создал профсоюз молодых аниматоров, требуя от начальства «Тоэй» повышения зарплаты и введения социальных льгот, однако это не принесло им ничего, кроме конфликтов с руководством.
В результате в 1971 году Миядзаки покинул студию и начал сотрудничать с другими кинопроизводствами.
В 1982 году в журнале «Анимэйдж» начала выходить манга Миядзаки «Навсикая из Долины ветров», а спустя два года он снял по ней одноимённый фильм. Считается, что именно с этой картины начался взлёт Миядзаки как режиссёра-мультипликатора. На тот момент ему было уже 43 года.
«Просто следуй за своим сердцем и улыбайся»
В отличие от западных аниматоров, Миядзаки практически не использует в своих произведениях 3D, современные технологии и спецэффекты. Большое внимание режиссёр уделяет проработке пейзажей, деталей быта и окружающего мира.
Во время работы над фильмами он много путешествует, чтобы найти прототипы для пейзажей своих произведений. Так, при создании «Принцессы Мононоке» вдохновлялся видами острова Яку, а пейзажи для «Ходячего замка» срисовывал с окрестностей французских городов Кольмар и Риквир.
Стиль рисования Миядзаки не похож на стили большинства современных японских аниматоров, особенно создающих шаблонные аниме-сериалы. У его персонажей правильные пропорции, нет огромных глазищ, гипертрофированных половых признаков и разноцветных причесок. Однако он значительно отличается и от западной анимации - у Миядзаки более приглушённые и естественные цвета, огромное внимание уделяет прорисовке каждой мельчайшей детали, атмосфере картины.
Заглянул в будущее - увидел сегодня
По мнению известного кинокритика Антона Долина, Миядзаки ещё в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века предугадал многие современные общественные проблемы.
1. Проблемы экологии
Вспомните «Навсикаю из Долины ветров»: постапокалиптическому миру грозит экологическая катастрофа по вине людей. В «Принцессе Мононоке» люди с ружьями уничтожают лес и вступают в схватку с духами леса.
Хаяо пожертвовал три миллиона долларов организации National Trust of Totoro, которая в городе Токородзава организовала природный заповедник. Именно там происходит действия фильма «Мой сосед Тоторо».
2. Феминизм
Подавляющее большинство героинь Миядзаки - сильные, отважные девочки. Так повелось ещё с «Навсикая из Долины ветров». Там юная княжна стремится помирить враждующие народы и спасти весь мир.
Дух леса из «Мой сосед Тоторо» появляется на глаза только двум маленьким девочкам; в «Небесном замке Лапута» девочке по имени Сита предстоит найти таинственный летающий остров и тоже спасти мир.
В «Унесённых призраками» главная героиня должна спасти не только себя, но и своих родителей, а также молодого волшебника. В «Ходячем замке» неуверенная в себе девушка превращается в сильную, и спасает всех.
Сам Миядзаки об этом говорит так: «Во многих моих фильмах есть сильные героини - отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина».
3. Антимилитаризм
К войне у Миядзаки неоднозначное отношение. С одной стороны, он её всячески осуждает и показывает, к каким ужасным последствиям она приводит. Это мы видим в «Навсикае из Долины ветров», где человечество чуть не уничтожило себя в войнах.
С другой стороны, всегда старается посмотреть на проблему с разных сторон. Именно поэтому он посвятил «Ветер крепчает» авиаконструктору Дзиро Хорикоси, который проектировал военные самолёты накануне Второй мировой войны.
4. Отсутствие абсолютного зла
Ещё одна важная особенность фильмов Хаяо Миядзаки - у него нет однозначно отрицательных героев. Даже ведьмы, злые духи и монстры обнаруживают в себе способность к привязанности или могут вызвать сочувствие. Так, страшная Ведьма Пустоши из «Ходячего замка» впоследствии предстаёт безобидной старушкой, заслуживающей любви и заботы. А обаятельный волшебник Хаул может обнаружить скрытого внутри демона.
Режиссёр как бы призывает зрителей, особенно детей, не делить мир на чёрное и белое, стараться находить хорошее даже в плохом.
«Даже в пучине борьбы и ненависти жизнь стоит того, чтобы жить. В ней могут найтись прекрасные встречи и красивые вещи. – Хаяо Миядзаки.
Магический реализм
Несмотря на то, что действие многих фильмов Миядзаки происходит в реальном мире, в них всегда есть место фантастике. Например, мальчик из небольшой японской деревни может встретить девочку-рыбку ( «Рыбка Поньё на утёсе»), а обычная поездка на машине с семьёй может обернуться проклятием и путешествием по заколдованной стране («Унесённые призраками»).
«Я перестал верить в неписаное правило о том, что, если мальчик и девочка появляются вместе в фильме или книге, между ними должна возникнуть романтическая связь. Вместо этого я хочу показать немного другие отношения, где каждый вдохновляет другого жить –и если у меня получается, то я, похоже, приближаюсь к тому, чтобы показать настоящую любовь». – Хаяо Миядзаки.
Мультфильмы Хаяо Миядзаки:
· Первым фильмом, который Миядзаки полностью снял сам, стал «Люпен III. Замок Калиостро» (1979);
· «Навсикая из Долины ветров» (1984);
· «Небесный замок Лапута» (1986);
· «Мой сосед Тоторо» (1988);
· «Ведьмина служба доставки» (1989);
· «Порко Россо» (1992);
· «Шёпот сердца» (1995);
· «Принцесса Мононоке» (1997);
· «Унесённые призраками» (2001);
· «Ходячий замок» (2004);
· «Рыбка Поньо на утёсе» (2008);
· «Ариэтта» (2010);
· «С вершины макового холма» (2011);
· «Ветер крепчает» (2013);
· «Мальчик и птица» (2023).
·А какой фильм Миядзаки нравится вам больше всего?