Год назад, когда победа Дональда Трампа на выборах была ещё под большим вопросом, политбюро компартии Китая задумалось о том, что надо готовить экономику страны к непростым временам. И для этого не стали приглашать экономистов из Лондонской или Стокгольмской школы экономики, о чем мы рассказывали в Telegram-канале ПРОметалл.
30 июля 2024 года на заседании Политбюро впервые был введён термин «бессмысленная гонка». После почти года подготовки общественного мнения и идеологической разработки кампания «борьбы с бессмысленной гонкой» началась официально.
Руководящая и направляющая сила считает, что в долгосрочной перспективе новый подход изменит и оживит экономику Китая. Власти считают, что политика «борьбы с бессмысленной гонкой» уже начала стимулировать восстановление потребительского спроса и, как следствие, рост спроса на товарных рынках.
Что такое «бессмысленная гонка»? Под этим термином рассматривается количественное изменение без качественного преобразования, сложный и запутанный процесс, лишённый прогрессивного значения, рост без развития. Сейчас китайские коммунисты называют её основной виновницей социально-экономической стагнации и регресса.
Коренная причина «бессмысленной гонки» заключается в том, что интенсивная конкуренция в конечном итоге наносит ущерб экономическому развитию. В частности, возникает чрезмерное соперничество из-за того, что слишком много людей с ограниченным финансовым потенциалом запускает бизнесы, которые не могут эволюционировать и приносить качественный рост экономики.
«Бессмысленная гонка» охватывает такие новые отрасли, как чистая энергетика, производство литиевых батарей, солнечных панелей. Но в неё вовлекаются и традиционные отрасли: металлургия, угледобыча, производство цемента и стекла, где избыточные производственные мощности давно являются заметной проблемой. Поэтому борьба с чрезмерной конкуренцией в первую очередь ведётся по этим направлениям.
В отраслях, где Китай уже обладает глобальной монополией (например, производство солнечных электрических фотоэлементов) «борьба с бессмысленной гонкой» будет наиболее решительной.
Там, где китайские предприятия находятся под международным конкурентным давлением, коммунисты проявят бо́льшую осторожность. Фотоэлектрическая отрасль, вероятно, станет лидером кампании «борьбы с бессмысленной гонкой».
Рынок воспринимает политику «борьбы с бессмысленной гонкой» как потенциальную прелюдию к структурной реформе. Однако по сравнению с 2016 годом ожидается, что текущий раунд сокращения производственных мощностей будет более мягким. Одновременной официальный Пекин предпримет меры поддержки потребительского спроса. Тем более, что переговоры с США о пошлинах находятся в непонятной стадии и в ближайшее время Китай не ожидает экспортного бума. Рост внутреннего спроса должен сбалансировать экспортные потери.
Предыдущий раунд структурной реформ был в основном направлен на сокращение избыточных производственных мощностей в конечной части производственной цепочки. Сейчас политика направлена на переработку сырья, реформа только начинает работать и пока нет заметных изменений в фундаментальных показателях.
На фоне тарифных споров и давления на внутренний спрос китайская экономика показала устойчивый рост в первом полугодии 2025 г. По китайским статданным, ВВП вырос на 5,3% в годовом исчислении. В первом и втором кварталах ВВП вырос на 5,4% и 5,2% соответственно.
Во втором квартале рост промышленных инвестиций снижался месяц за месяцем, больше всего пострадали инвестиции в инфраструктуру, производство и недвижимость.
В первом полугодии политика «программы масштабного обновления оборудования и замены потребительских товаров» и «реализации крупных национальных стратегий и укрепления потенциала безопасности в ключевых областях», рост экспорта и широкая финансовая поддержка обеспечили структурный рост. Внутреннее потребление и экспорт остаются его главными движущими силами.
В краткосрочной перспективе макроэкономические факторы оказывают более сильное влияние на цены на сырьевые товары. Таким образом, политика «борьбы с беспорядочной конкуренцией» остаётся основным движущим фактором рынка, считают в политбюро КПК.
Для российской экономики это не самые хорошие известия. Полунамёками китайцы информируют, что сокращение избыточных мощностей приведёт к падению сырьевого импорта.
Структурно ещё непонятно как, однако сейчас надо внимательно наблюдать, как Пекин реализует указания коммунистических теоретиков по предотвращению спада в рыночной экономике.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите на нашем сайте и в Telegram-канале.