Найти в Дзене
Герман Геншин

Легендарная игра, о которой вы даже не слышали! Без нее не существовало бы любимых хитов — правда, которая взорвет ваш взгляд на индустрию!

Оглавление

Скорее всего, вы даже не слышали о серии Touhou Project. А если и знаете это название, то, возможно, ни разу не запускали ни одну из ее игр. Хотя Touhou в основном известна узкому кругу фанатов, именно эта серия незаметно задала правила современной игровой индустрии, и без нее не было бы многих культовых проектов.

Что такое Touhou?

-2

Touhou Project, чаще просто Touhou, — это инди-серия игр жанра «bullet hell», созданная одним человеком — Дзюньей Ота, известным как ZUN. Впервые серия появилась в 1997 году на японских ПК PC-98 — с игрой Touhou Reiiden ~ The Highly Responsive to Prayers. Это была вариация Breakout с необычными механиками, вдохновлённая классическими аркадными шутерами. Настоящее лицо серия обрела со второй части — Touhou Fuumaroku ~ the Story of Eastern Wonderland.

Начиная с the Story of Eastern Wonderland, игры превращаются в безумно динамичные и сложные шутеры. Здесь вам предстоит лавировать сквозь плотные завесы пуль, отстреливать толпы врагов и сражаться с крайне изобретательными боссами в конце каждого уровня.

По ходу боя вы прокачиваете свои магические атаки — каждая сбитая цель оставляет бонусы. Максимально прокачанное оружие значительно помогает, но битвы с боссами от этого не становятся легкими, ведь каждый из них бросает в вас хитро сочинённые паттерны пуль, что по-настоящему испытывают вашу реакцию и память. А в разгаре битвы боссы еще и используют «магические карты» — спецприёмы, буквально заваливающие экран снарядами.

К счастью, и у вас есть аналогичные «магические карты» — с их помощью можно провести мощную контратаку и быстро увести у босса целую полоску жизни. В поздних играх появился элемент «грации»: если вы ловко ускользнули от пули в последний миг, ваш счёт растёт ещё мощнее. Со временем в серию приходили всё новые персонажи и механики, но суть пулевого ада оставалась неизменной.

-3

В отличие от многих других шутеров того времени, Touhou делает ставку на харизматичных героев и свой особый мир. Все события происходят в сказочной стране Генсокё — здесь люди и необычные ёкай пытаются сосуществовать… хоть до настоящей гармонии далеко. Главная героиня большинства игр — неунывающая жрица Рейму Хакурей, раз за разом ввязывающаяся в опасные истории ради спокойствия этого волшебного края.

Сюжеты в Touhou пропитаны юмором и лёгкой самоиронией. Напоминают классические аниме: Рейму встречает новых (и знакомых) персонажей в необычных «битвах на пулях», не стесняется бросать дерзкие угрозы врагам, а в финале обязательно «заводит порядок», расправившись с очередным боссом.

При всей внешней простоте здесь разыгрывается настоящий фольклорный спектакль с яркими характерами и неожиданными поворотами. В какой ещё игре вы будете мешать вампирской семье окутать Генсокё вечной ночью, разбираться с нашествием НЛО или встревать в войну между жителями Луны и армией фей? В этом мире истории всегда легкие, забавные и захватывающие.

Со временем у Touhou появились файтинги, музыкальные игры, даже спин-оффы про фотографа. Но именно оригинальные «bullet hell» игры задали новый стандарт и начали влиять на всю игровую индустрию.

Touhou — Первая звезда инди-мира

-4

Конец 90-х и начало 2000-х были не лучшими временами для независимых разработчиков. Если в 80-90-е маленькие студии преуспевали благодаря shareware и скромным тиражам, то с появлением крупных консолей и ростом индустрии малобюджетные игры почти исчезли из поля зрения.

Инди-разработка для многих стала хобби без особенных амбиций. Так было и у ZUN: когда он делал Highly Responsive to Prayers, то просто тренировался в программировании и писал музыку, будучи студентом. Первые игры Touhou продавались только на Комикете — японской ярмарке самиздата — и расходились тиражами в пару десятков копий.

Но с каждой новой частью число преданных поклонников росло. Из пяти дебютных игр (их выпустили всего за два года!) каждая продавалась всё лучше: сперва десятки, затем сотни копий. После перерыва на учёбу и работы в Taito ZUN вернулся к Touhou в 2002 году и создал Touhou Koumakyou ~ The Embodiment of Scarlet Devil.

Это была первая Windows-часть и настоящая веха: «bullet hell»-механики доведены до совершенства, множество ярких героев и мелодий, появилось то самое фирменное очарование серии. Игра разошлась уже тысячами копий и вместе с успехом старых частей превратила Touhou в предмет культа среди фанатов.

-5

Touhou не стала первой инди-бомбой Японии, но конкуренты того времени были в основном визуальными новеллами или симуляторами свиданий. «Пулевой ад» с его уникальной атмосферой выделялся на их фоне и своим успехом вдохновил целую волну игр в похожем духе.

Это был настоящая история маленького «разработчика-самородка»: Touhou доказала, что даже один человек может захватить воображение тысяч геймеров, если у него есть идеи и страсть. Вслед за ней появились и другие культовые проекты: Cave Story (2004), Darwinia (2005), Dwarf Fortress (2006) — и это лишь верхушка айсберга среди сотен интереснейших самодельных игр.

Разумеется, не только Touhou породила инди-революцию: именно в то время стартовал Steam, интернет наводнили флеш-игры. Но именно Touhou одной из первых прорвала стену между самодельными играми и массовым успехом — доказав, что стать легендой можно и без крупного издателя.

Как Touhou превратилась из инди-хита в мировой мем

-6

Легко понять, почему Touhou обрела культовый статус в Японии. Но куда интереснее её путь к мировому интернет-феномену. Официально эти игры никогда не выходили за пределами Японии, а большинство зарубежных фанатов даже не пробовали оригиналы. Парадокс? Скорее — особенность эпохи.

Всё дело во времени расцвета Touhou: вместе с бурным ростом интернета появилась и мощная фанатская культура. После выхода The Embodiment of Scarlet Devil серия стала невероятно популярной среди художников, любителей ремиксов, мемов и аниме-клипов. Герои и музыка Touhou стремительно разлетались по Сети — люди влюблялись в персонажей и мемы, даже ни разу не играя в первоисточник.

Многие впервые знакомились с Touhou не через игру, а по вирусным роликам на YouTube, картинкам с форумов, каверам, фан-артам. Помню, мне самому попалась мелодия «Night of Nights» в исполнении на кнопках мобильника — и это засосало меня в мир безумных пулевых дуэлей.

Touhou — редкий случай, когда фан-база по масштабу затмила оригинальную серию. Уже существуют тысячи неофициальных игр, комиксов, аниме, игрушек, которые для многих неизменно ассоциируются с Touhou. Да что там: даже моды, порты и новые версии чаще делают фанаты! А сами официальные релизы остаются лишь ядром огромной субкультуры.

-7

Иногда фанатское творчество порой даже затмевает творения самого ZUN, но именно это сделало Touhou по-настоящему живой франшизой, раздвинуло для нее все жанровые границы. Официальные игры продолжают выходить — уже скоро юбилейная двадцатая! — но дух Touhou сегодня определяет именно комьюнити. Теперь это не просто японские инди-шутеры, а явление мировой культуры.

Влияние Touhou давно вышло за пределы фанатского клуба

-8

Если раньше про Touhou говорили как о хрестоматийной инди-игре, сейчас её ставят в пример как эталон того, как франшиза может развиваться и вдохновлять других. Весь секрет в том, что ZUN с самого начала поддерживал фанатское творчество. В отличие от крупных студий, которые защищают каждый клочок прав, он разрешает (и даже приветствует) создание и коммерческое распространение фанатских проектов по Touhou.

Поэтому энтузиасты уже годы свободно создают игры по мотивам Touhou в жанрах, которые официальный релиз вряд ли когда-нибудь попробует. Из этой волны выросли и собственные хиты, явно вдохновлённые Touhou, например Undertale или Deltarune.

-9

Пока крупные издатели всё чаще сражаются с фанатами — запрещая ремейки и неофициальные порты, Touhou продолжает жить и расти за счёт огромного разнообразия фанатских игр: тут и гоночные аркады, и стратегии, и рогалики, и даже шутеры от первого лица. Очень часто именно такие неофициальные проекты становятся точкой входа для новых фанатов — если бы ZUN защищал свои работы так же яростно, как Nintendo, эта легенда просто не появилась бы. К счастью, не только он — похожий подход у Bethesda, Valve и других прогрессивных компаний.

Touhou — Доказательство, что инди-проекты действительно меняют мир!

-10

Сегодня на инди-сцене полно новых звёзд — многие из них превзошли Touhou по популярности. Но даже спустя годы эта серия остаётся одним из главных событий в индустрии, хоть её вклад постоянно недооценивают.

К счастью, сегодня познакомиться с Touhou проще, чем когда бы то ни было: последние игры выходят в Steam, а всё классическое наследие доступно в фанатских переводах. Даже если вы никогда не любили «bullet hell», попробуйте Touhou — возможно, это самая недооценённая игра в вашей геймерской жизни!

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить еще много полезных статей!

Премиум подписка - это доступ к эксклюзивным материалам, чтение канала без рекламы, возможность предлагать темы для статей и даже заказывать индивидуальные обзоры/исследования по своим запросам!Подробнее о том, какие преимущества вы получите с премиум подпиской, можно узнать здесь

Также подписывайтесь на нас в: