Найти в Дзене

"Подмосковный Версаль"

Удивительное дело, когда бы я сюда ни приезжала, ощущения были абсолютно одинаковыми - спокойствие и наслаждение природой. Наверное, это самый известный вид усадьбы Архангельское - вид на Главный дом с нижней террасы,- которая сравнительно недавно отпраздновала свой очередной юбилей. Чуть больше ста лет? Да я вас умоляю! Усадьба эта известна с 1584 года! Место, где она находится, впервые упоминается ещё во времена Ивана IV. Архангельское, как место историческое, имеет глубокие корни, начиная с первой постройки на этом месте - храма в честь архангела Михаила, по которому в дальнейшем и получила своё название. Основанный в начале XVII века храм стал не только духовным, но и культурным центром для местных жителей... И это не изменить. Погружаемся в историю? Тогда за мной! (Конечно я не смогу подробно об усадьбе рассказать. Так что всё очень коротенько...) *** Местная история началась с небольшого имения Уполозы, первое упоминание которого датируется второй половиной XVI века. А располагал

Удивительное дело, когда бы я сюда ни приезжала, ощущения были абсолютно одинаковыми - спокойствие и наслаждение природой.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Наверное, это самый известный вид усадьбы Архангельское - вид на Главный дом с нижней террасы,- которая сравнительно недавно отпраздновала свой очередной юбилей. Чуть больше ста лет? Да я вас умоляю! Усадьба эта известна с 1584 года! Место, где она находится, впервые упоминается ещё во времена Ивана IV.

Архангельское, как место историческое, имеет глубокие корни, начиная с первой постройки на этом месте - храма в честь архангела Михаила, по которому в дальнейшем и получила своё название. Основанный в начале XVII века храм стал не только духовным, но и культурным центром для местных жителей... И это не изменить.

Погружаемся в историю? Тогда за мной! (Конечно я не смогу подробно об усадьбе рассказать. Так что всё очень коротенько...)

***

Местная история началась с небольшого имения Уполозы, первое упоминание которого датируется второй половиной XVI века. А располагалось оно, впрочем как и сейчас, на берегу старицы Москвы-реки.

Вначале оно принадлежало дворянину вотчиннику А. И. Уполоцкому, а в 1650‑х перешло во владения княжеского рода Одоевских. При новых владельцах, когда на месте деревянного храма архангела Михаила возвели каменную Архангельскую церковь, появилось современное название усадьбы.

В течение трех столетий владельцами усадьбы были Одоевские, Голицины, Юсуповы. Практически каждый владелец вкладывал в развитие своей Подмосковной вотчины и деньги, и душу. До второй половины XVIII века ( до князя Н. А. Голицына) строения в усадьбе были деревянные.

Портрет князя Николая Алексеевича Голицына.
Портрет князя Николая Алексеевича Голицына.

Князь Николай Голицын был дружен с императором Павлом Первым ещё с тех времён, когда последний был наследником императрицы Екатерины Алексеевны. Умеющий лавировать на паркете императорского дворца, в 1792 году князь Голицын стал сенатором. Однако по необъяснимой причине в августе 1798 года он оказался в числе попавших в опалу лиц и был сослан Павлом I в Москву, где проживал в своём доме на углу Лубянки и Кузнецкого Моста, а всё свободное время посвящал устройству своей усадьбы в подмосковном селе Архангельском. Кроме строительства нового большого дворца в стиле классицизма, одновременно Голицын перестроил и парк. По своему размаху дворец князя Голицына превосходил все подмосковные усадьбы, даже царские.

Великолепную каменную резиденцию возводили почти 40 лет. В это же время начали перестраивать парк: на его территории появились фонтаны, оранжереи и изящные павильоны.

Появилась и подъездная аллея, которая и сегодня встречает всех приезжающих в Архангельское.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Однако увлекающийся обустройством своего подмосковного имения князь Николай Алексеевич Голицын не был счастлив в браке. Его жена - Мария Адамовна Олсуфьева - была женщиной, которая отсутствие образования легко заменяла кошельком мужа. Она "любила жить весело и открыто и сделала порядочную прореху мужниному кошельку". Семейная жизнь её часто была омрачена увлечениями супруга, поскольку князь Николай Алексеевич и не думал скрывать других женщин от своей надоевшей супруги. Поэтому едва муж был похоронен, Мария Адамовна, унаследовавшая усадьбу Архангельское, стала искать на неё покупателя.

***

Мне совершенно не понятно, почему князь Николай Борисович Юсупов просто был одержим идеей покупки этого имения. Но, как только он узнал, что оно, хоть и с долгами, выставлено на продажу, он сделал всё, чтобы его купить. Переговоры проходили в очень сложной обстановке, претендентов на покупку было предостаточно. Голицыны медлили с продажей, выторговывая себе выгодные условия, запрашиваемая ими первоначальная цена за имение в 210 тысяч рублей ассигнациями возросла до 250 тысяч рублей, но затем была снижена до 245 тысяч рублей ассигнациями. Составление условий договора на Архангельское и оформление самой купчей заняли чуть больше месяца и проходили без участия князя Николая Борисовича, который в это время находился в Петербурге и занимался продажей своего дома на Фонтанке. Обе стороны были представлены доверенными лицами: со стороны князя - его управителем Иваном Михайловичем Щедриным, со стороны княгини Голицыной - попечителем и опекуном малолетних детей Голицыных бригадиром Александром Александровичем Арсеньевым.

Известна "нетерпеливая переписка" князя с его управителем:

- «Был ли ты у княгини Голицыной и у Арсеньева и что они сказали...?»
- «О Архангельском дай мне знать, о церкви и сколько дворов во всяком селении, есть ли планы как саду, так и строениям...»
- «...мне очень хочется купить Архангельское...»

А это уже хозяйке имения:

- «Я в надежде и ожидаю от Вашей дружбы, что Вы меня предпочтёте...»
- «... заплатил бы за Архангельское, ежели оно и было в прежнем своём состоянии ..., но теперь уже много вывезли...»
- «Я надеюсь на Вашу дружбу ...Я ожидаю решения этого дела в мою пользу, знавши Вашу честность...».

И вот, 19 октября 1810 года Иван Михайлович Щедрин наконец-то обрадовал князя:

«...Поздравляю Вашего Сиятельства с новокупленным сим поместьем. Дай Бог, чтобы оно Вас веселило и утешало...».
Князь Н.Б. Юсупов. Художник И. Б. Лампи
Князь Н.Б. Юсупов. Художник И. Б. Лампи

Купчая была составлена не только на Архангельское. Князь Николай Борисович Юсупов приобрёл у княгини Марии Адамовны Голицыной имение "села Архангельского с деревнями" - Воронки, Захарково, Куркино, Лохино, Раздоры...

Кстати, кроме денег за имение, Юсупов заплатил и за купчую 15 тысяч 335 рублей и процентных - 6 тысяч рублей, эта покупка обошлась князю Юсупову в 266 335 рублей ассигнациями. Сумма огромная!!!

Сразу надо сказать, что радоваться приобретению князю Николаю Борисовичу пришлось не так долго - во время войны с французами многое было попорчено, вывезено, уничтожено. Поэтому тот великолепный парковый ансамбль, который мы сегодня можем посмотреть, прекрасные усадебные строения - это всё работа послевоенная, первой половины XIX века. Именно в это время во вновь отстроенном дворце появились роскошные интерьеры, которые дополнили скульптуры и картины выдающихся отечественных и зарубежных мастеров, а также предметы прикладного искусства.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Усадьбу Архангельское после революции 1917 года национализировали и превратили в государственный музей, который открыл свои двери уже в 1919 году. В зданиях начали формировать первые экспозиции из предметов юсуповской коллекции.

В послевоенное время, во второй половине XX века, началась масштабная реставрация комплекса. В результате восстановили исторический облик павильона "Каприз", театра Гонзага, храма‑усыпальницы, а также реконструировали парк. Во дворце восстановили интерьеры разных лет и даже воссоздали тканевое убранство. Сейчас в музейной усадьбе, помимо постоянных экспозиций, проводят тематические выставки, концерты классической музыки, а также кинопоказы и различные мастер‑классы.

***

Итак, приезжая в усадьбу сегодня, вы можете потратить не один день на её осмотр. На что же обратить внимание?

1. Большой дворец (1784 -1820-е) - главная до­сто­при­ме­ча­тель­но­сть и архитектурная доминанта усадьбы. Строительство началось в 1784 году при  Н. А. Голицыне. Архитектурный проект разработал парижский архитектор Ж. Ж. Герн. Зодчий спроектировал величественное здание в стиле классицизм, связанное колоннадой с двумя флигелями.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Правда, строительство дворца затянулось на целых 40 лет. Сначала не хватило денег, потом помешала Отечественная война 1812 года, а после - в 1820 году - пожар.

Оформление дворца завершилось при князе Н. Б. Юсупове. Он слегка изменил строгий классицистический облик строения, дополнив его ампирными деталями. Например, западный и восточный флигели объединили парадные ворота с арочным проездом. Конструкцию украсили колоннами, изображениями богини победы и чугунными ажурными воротами. На территории перед южным фасадом появились две террасы, украшенные мраморными балюстрадами с вазами и статуями.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Сегодня к осмотру доступны воссозданные парадные залы первого этажа. Здесь можно увидеть восстановленные настенные росписи, живописные плафоны и, конечно, предметы искусства из коллекции князей Юсуповых, в том числе и античные статуи (некоторые датируются I веком), и шедевры живописи.

2. Храм-усыпальница Юсуповых ("Колоннада") (1909-1916, архитектор Р. И. Клейн, при участии А. Д. Чичагова, Г. Б. Бархина, интерьеры отделаны художником И. И. Нивинским)

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Храм-усыпальница, пожалуй, самое эффектное и позднее строение усадьбы. Его возвели по указу последних владельцев - Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича Юсуповых в память о погибшем на дуэли старшем сыне. Строительство началось в 1909 году и было прервано на завершающем этапе из‑за Первой мировой войны и Октябрьской революции. В качестве усыпальницы храм никогда не использовался, да и службы здесь так и не проводились.

Он стоит на высоком цоколе. Это здание с четырёхколонным портиком, увенчанное куполом с барельефными фигурами ангелов и растительным орнаментом. От храма полукругом расходится колоннада, у которой разбита небольшая площадка с балюстрадой и лестницами.

Внутри сохранилось роскошное убранство верхней церкви с росписями, лепниной и позолотой. Сейчас здесь устроен концертный зал, где выступают исполнители классической музыки. Интерьер нижней церкви не сохранился, зато здесь можно увидеть интерактивный макет усадьбы и посмотреть небольшой фильм об истории её строительства.

3. Храм Архангела Михаила (1660-е) считается самым древним сооружением в усадьбе. Первый деревянный храм на берегу старицы Москвы‑реки был построен ещё в XVI веке, а в 1660‑х по указу тогдашнего владельца усадьбы князя Н. И. Одоевского его перестроили в камне. Получилась невысокая белокаменная церковь, увенчанная тремя куполами в форме луковицы. Центральную часть и два придела украсили рядами кокошников. Стены внутри храма оставили белыми, без росписей, а пол дополнили керамическими плитами.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В начале XIX века по указу Н. Б. Юсупова церковь перестроили. Кровлей перекрыли кокошники, деревянную черепицу на куполах заменили железным покрытием, пристроили небольшую галерею и расписали стены. Также к храму пристроили колокольню с башенными часами (ныне не сохранилась), а территорию оградили стеной. На въезде установили Святые ворота в виде арки, увенчанные крестом. А в 1880‑х у храма построили склеп княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Позже над её могилой возвели изящный надгробный памятник в виде молящегося ангела. Сейчас над могилой установлена точная копия скульптуры.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

После Октябрьской революции в храме сбили росписи, сняли кресты, а помещение стали использовать в качестве выставочного зала. В 1994 году в храме возобновились богослужения.

4. Кладовая над оврагом (конец XVIII века, перестроена О. И. Бове 1816)

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Нижний этаж здесь каменный, для "сдерживания" осыпания земли в овраге, два верхних – деревянные.

5. Конторский флигель (конец XVIII века, перестроен в 1822—1823 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Здание Конторского флигеля также было построено при князе Голицыне и перестроено Е. Д. Тюриным в 1822 году. Между постройками - флигелем и кладовой - прослеживается "круг", очерченный липами. В XIX веке, во время церковных праздников, в его центре в специальном бассейне освящали воду.

6. Малый дворец "Каприз" (конец XVIII века, перестроен в 1817-1818 годах по проекту архитектора Е. Д. Тюрина)

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Ансамбль "Каприза" изначально представлял собой одноэтажный жилой флигель в стиле классицизм, здание библиотеки и небольшой сад со скульптурами. В 1819 году по распоряжению князя Н.Б. Юсупова комплекс перестроили. В центральной части здания появился второй этаж с роскошными интерьерами, картинами и скульптурами из коллекции хозяина. В конце XIX века в малом дворце устроили электростанцию, а после Октябрьской революции "Каприз" передали в ведение Мосздравотдела. В 2018 году здание отреставрировали.

7. Театр Гонзаго (1817—1818, архитекторы Е. Д. Тюрин, В. Я. Стрижаков и С. П. Мельников по проекту О. И. Бове). Вот так здание театра выглядело в конце 1890-х годов.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Сегодня можно говорить, что здание восстановлено.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Театр Гонзаго (Гонзага) даже принимает гостей. Здесь действительно идут спектакли! Только актёры уже не крепостные князя Юсупова...

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

8. Парк усадьбы сам по себе является памятником садово-паркового искусства. Центральный парк перед Большим дворцом появился ещё в XVIII веке при князе Голицыне и с тех пор не раз дополнялся и совершенствовался. В его облике объединены черты итальянских садов эпохи Возрождения и геометрически правильных французских парков.

В центре регулярного парка - Большой партер, границы которого обозначают статуи. Здесь можно увидеть вазы с цветочными и геометрическими орнаментами, бюсты известных полководцев и деятелей искусства, реплики античных мраморных скульптур, выполненные русскими и итальянскими мастерами в XVIII - первой половине XIX века.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

По бокам от Большого партера тянутся ровные аллеи боскетов (так называют одинаково подстриженные деревья и кустарники геометрических форм или в виде сплошных зелёных стен).

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В западной части можно сделать фото у великолепного Розового фонтана (XIX век) в виде изящной ротонды из розового мрамора. Под куполом - чаша фонтана со скульптурой мальчика с гусём в центре.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

На аллее между Нижней террасой и Большим партером можно увидеть три памятные колонны, установленные в честь приезда в усадьбу российских императоров.  Вообще-то в усадьбе гостили пять российских императоров: Николай I, Александр I, Александр II, Александр III и Николай II. В каждом случае приезд отмечался установкой в парке колонны с двуглавым орлом и надписями с посвящением на французском языке. Колонны двух последних государей просто не сохранились.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В западной части на границе с пейзажным парком сохранился памятник Екатерине II. Он возведён в 1819 году в виде античного храма, его центральная фигура - бронзовая статуя императрицы в образе богини правосудия Фемиды.

фото из открытых источников интернетфото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернетфото из открытых источников интернет

Гуляя по парку, вы сможете полюбоваться скульптурой конца 18 - начала 19 века (всего 200 произведений), отдохнуть на каменных садовых лавках, просто отдохнуть, слушая бесконечный птичий щебет...

В течение трёх столетий владельцами усадьбы были князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы. В великолепном усадебном дворце принимали монарших особ, а в парках любили гулять такие знаменитости, как А. С. Пушкин, А. И. Герцен, художники В. А. Серов и А. Н. Бенуа.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Строительство и украшение усадьбы Архангельское связано с именами таких архитекторов как Ж. Герн, Дж.Тромбар, Ф.Петонди, П.Гонзага, О.Бове, Р.Клейн. Она чудом сумела сохранить свой аутентичный облик, а главное - особую атмосферу роскоши и старины.

Многие ценные предметы из собрания князей Юсуповых можно увидеть в музее-заповеднике прямо сейчас – например, выставку фарфора, старинные кареты. Об удивительных экспонатах Большого дома можно говорить бесконечно, но лучше увидеть их своими глазами.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Усадьба хранит свои тайны и легенды. Каждый, кто сюда приезжает, не просто посещает прекрасную усадьбу и её парк. Подобную прогулку ведь можно совершить и в других подмосковных усадьбах... Архангельское очень атмосферное место, где как будто немножко попадаешь в прошлое. И покидая аллеи парка, так хочется, чтобы это ощущение сохранялось как можно дольше. Ну, а прекрасных мест на территории усадьбы вы сможете найти множество, причём совершенно не обязательно, что это будут места уже известные вам по фотографиям и буклетам.

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!